Манипуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:04, реферат

Описание работы

Само понятие игры в приложении к анализу межличностного взаимодействия людей введено Э.Берном и активно использовалось и используется в психотерапевтической практике. В этом значении оно активно применяется и в отечественной литературе. В последнее время с целью выделения специфического содержания данное понятие обозначается как психологические игры1.
В то же время следует отметить, что предметом трансакционного анализа выступают игры, в которых применяемые манипуляции, их цели и зачастую используемые приемы не осознаются или не полностью осознаются их участниками, особенно теми кто является объектами манипулятивного воздействия.

Работа содержит 1 файл

манипуляция..doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Манипулятивные  игры в межличностном  взаимодействии (психологические  игры как технологии манипулирования  личностью)

2.1. Общая характеристика  межличностных манипулятивных  игр.  

Само понятие  игры в приложении к анализу межличностного взаимодействия людей введено Э.Берном и активно использовалось и используется в психотерапевтической практике. В этом значении оно активно применяется и в отечественной литературе. В последнее время с целью выделения специфического содержания данное понятие обозначается как психологические игры1.

В то же 949d32hj время  следует отметить, что предметом  трансакционного анализа выступают  игры, в которых применяемые манипуляции, их цели и зачастую используемые приемы не осознаются или не полностью осознаются их участниками, особенно теми кто является объектами манипулятивного воздействия.

Трансакционный  анализ Э.Берна представляет концепцию, в которой взаимодействие людей  анализируется с точки зрения трех основных состояний ⌠Я■, в свою очередь, определяемых: системой социальных стереотипов или в более общем смысле - обществом (Родитель: состояния ⌠Я■ сходные с образами родителей); эмоциональными проявлениями или в более общем смысле - личностными     особенностями    (Ребенок:    состояния    ⌠Я■,   все    еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические  пережитки )   и   рациональными   структурами  в  более общем смысле - реальной ситуацией (Взрослый: состояния ⌠Я■ автономно, направленные на объективную оценку реальности)1.

Под трансакцией  понимается акт воздействия или  единица общения. Данное понятие  Берн разъясняет следующим образом. ⌠Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или что-то сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией■2.

Кроме этого  Берном вводятся обозначения различных  форм структурирования человеком времени, в качестве основных из которых им выделяются: процедуры, ритуалы, времяпровождение, игры, близость, деятельность.

Под процедурами  понимается серия трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью. Процедуры основаны на переработке  информации и оценках вероятностей, касающихся материально-предметной стороны  жизни. Наиболее выраженной и совершенной формы они достигают в профессиональных умениях. К процедурам относятся управление автомобилем, хирургическая операция и т.п. Ритуалами являются стереотипные серии трансакций, заданных внешними социальными факторами. Они могут быть неформальными (приветствия, прощания, обмен новостями и т.п.), а могут быть формальными, официально утвержденными (государственные, дипломатические, военные, религиозные и т.п.). Протокольные мероприятия  на  официальных  встречах  и  переговорах,  военные  парады, религиозные службы, венчание, похороны и т.д.

Под времяпровождением  понимается серия ⌠полуритуальных■ трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала  времени. Обычно составляет основное содержание вечеринок и других ситуаций межличностного общения, когда необходимо скоротать время, например, перед началом какого-либо официального мероприятия и т.п. 

Понятие близости не имеет у Берна четкого определения, но исходя из контекста его работ  под ним понимается открытость друг другу при межличностном взаимодействии, получения радости (и ⌠поглаживаний■ в терминологии Берна) в процессе самого контакта.

Под деятельностью  Берн понимает определенную совместную работу (дело), в рамках которой люди объединяются ради достижения некоторой общей или одинаковой цели (достижения сходных или непротиворечащих индивидуальных целей в процессе совместной работы).

Понятийный аппарат  данной концепции включает ряд понятий, которые выполняют эвристическую  роль и могут использоваться не только для анализа игр, выделенных Берном, но и для других организационных форм межличностных манипуляций.

Легко заметить, что выделенные состояния ⌠Я■  являются мишенями, а трансакции выступают  как вектора манипулятивном воздействии  на личность. Причем при межличностных манипуляциях осуществляется целая система трансакций, среди которых обязательно присутствуют скрытые трансакции по терминологии Берна. Это отражается и в определении игры даваемого им. ⌠Игрой мы называем, - пишет Э.Берн серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох.

Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпровождений, на наш взгляд, двумя основными  характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша.

Процедуры бывают успешными, ритуалы - эффективными, а времяпровождение выгодным. Но все они по своей сути чистосердечны (не содержат ⌠задней мысли■). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматическим. Игры, напротив, могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом1.■ 

2.3. Техники скрытого  получения информации  от партнера по общению как межличностные манипулятивные игры1

Характерной особенностью использования психологических  манипуляций является устойчивое сочетание  манипулятивных приемов с особенностями  и условиями их применения в коммуникативных  ситуациях для скрытого получения информации от партнера по общению. С одной стороны, скрытое получение информации в процессе общения является условием эффективного применения манипулятивного воздействия. С другой, использование подобных же приемов может способствовать обнаружению и нейтрализации манипуляций, к которым прибегает недобросовестный партнер.

Психологической  основой распространения человеком информации, которую он не должен был бы доводить до сведения других, или даже той, которая может представлять угрозу для его личной безопасности, является устойчивая природная тяга людей ко всему новому, интересному, неизвестному, выводящая информационный обмен на уровень духовной потребности. Эта, если можно так выразиться, гуманистическая основа способствует стремлению распространять знания и истину даже ценой собственной жизни, подобно тому как поступил в свое время Джордано Бруно. Другая основа примитивистская - эгоизм, самоутверждение, стремление оказаться в центре внимания, продемонстрировать свою исключительность, значимость, особую роль.  Бывает и так, что человек вынужден что-либо скрывать из-за интересов организации в которой работает, при этом  испытывая дискомфорт и  обиду в силу того, что о его необычайных успехах или особой информированности не знают другие, в том числе близкие люди.

К гуманистическим  предпосылкам, способствующим  скрытому получению информации от объекта манипулятивного воздействия, относятся эксплуатация его же 949d32hj ланий поделиться информацией, переубедить другого, исправить ошибочную точку зрения, а также игра на чувстве благодарности, испытываемому в ответ на действие и высказывания партнера по общению.

Эгоцентрические качества личности, такие как амбиции, тщеславие, завышенная самооценка также  становятся мишенями манипулятивного  воздействия в ходе межличностного взаимодействия, ставящего своими целями  скрытое получение информации. В практике это реализуется в случаях, когда объекта воздействия удается спровоцировать на то чтобы он ⌠осадил■ собеседника в процессе спора или дискуссии, показал собственную осведомленность, используя при этом информацию, которая прежде не предназначалась для разглашения.  Таким образом, и то, что принято относить к положительным качествам личности (открытость, желание помочь другим) и негативные качества (эгоцентризм, высокомерие), становясь  мишенями манипулятивного воздействия в коммуникативных процессах, могут явиться источником угрозы для безопасности личности.

Борьба мотивов  из-за проблемы ⌠закрытости-открытости■  в информационной сфере замечательно отражена в восточной легенде о брадобрее, который единственный из граждан знал о том, что у их правителя ослиные уши и под страхом смерти вынужден был хранить тайну. Распираемый от этого знания брадобрей  вырыл в поле яму и кричал в нее об ослиных ушах первого лица в государстве. Однако, далеко не всем людям удается находить выход таким образом, так как потребность делиться знаниями является достаточно сильной и естественной для человека. Другое дело, что понимание опасностей и рисков, связанных с распространением определенной информации, заставляет прилагать сдерживающие усилия и вести себя адекватно обстановке.

⌠Люди даже самые  скрытые тоже испытывают потребность  поверить свои секреты, но они делают это в форме общих идей. И  считают себя в безопасности под  такою личиной...- отмечал Андре Моруа, делая следующий вывод  - ...совет - это всегда исповедь■1. Поэтому один из приемов скрытого получения информации от человека может сводиться к обращению  за советом по какому-либо вопросу. В отличие от реального же 949d32hj лания проконсультироваться, подлинной целью в подобных случаях являются выведывание информации, которой располагает опрашиваемое лицо, оценка его опыта, знаний и пр.  В профессиональной деятельности и в быту одной из разновидностей такого приема нередко становится просьба охарактеризовать конкретного человека, причем инициатор вопроса уже имеет четкое собственное представление об объекте псевдоинтереса, ему нужно не столько содержание оценки, даваемой партнером по общению, сколько выяснение его позиции для того, чтобы делать выводы именно об этом лице, а не о том человеке в отношении которого ставится вопрос. 

Для того, чтобы  стимулировать откровенность используются провокационные или ложные заявления,  цель которых вызвать спор или опровержение и таким образом получить необходимую информацию. В период существования СССР объектами использования данного приема  зачастую становились специалисты режимных предприятий, выезжающие на научные симпозиумы или другие мероприятия (надо сказать, что  подобная поездка была целым событием для ученых из ⌠оборонки■, многие из которых проводили всю жизнь на тщательно охраняемых закрытых объектах). Не трудно представить себе психологическое состояние специалиста, который делает открытие, вплоть до мирового значения и при этом вынужден не предавать огласке свои достижения. Для того, чтобы подзадорить полемический задор ученых и получить закрытые сведения о последних научных разработках, устраивались целые представления на которых инициаторы обсуждений настаивали на откровенной ⌠липе■, а затем, в ходе ее опровержения со стороны оппонентов, получали интересующую информацию.

Провоцирование к высказываниям с помощью обращения к чувству собственного достоинства, предполагает высказывание похвалы, лести,  выражение уважения, большой заинтересованности и внимания по отношению к самому собеседнику и к тому, что он говорит. Прием особенно эффективен при общении с тщеславными и честолюбивыми людьми. Обращение к чувству собственного достоинства позволяет установить с такими людьми более тесные отношения и способствует появлению искренности с их стороны. Так, например, подчеркивая собеседнику, что тот и раньше был известен как человек самостоятельных, оригинальных (нетрадиционных, критических и т.п. взглядов), можно стимулировать его к  еще более откровенным суждениям. Другой способ -  использовать фразы типа: ⌠..ваше мнение особенно ценно...■, ⌠...как правильно (замечательно, оригинально, тонко и т.п.) вы как-то заметили...■ Далее может следовать даже не обязательно то, что человек говорил, важно его возвышение. ⌠Ни один льстец не льстит так искусно, как самолюбие■ - писал Ларошфуко (максима №2),1 а когда оно еще ненавязчиво подогревается извне, человек не только гордится собой, но и испытывает удовлетворение от  того, что его достоинства оценены.   

Естественно, что  чем умнее человек, тем сложнее им манипулировать с помощью лести, однако, к комплиментам не равнодушен никто, даже когда они вроде бы отвергаются. Поэтому умный манипулятор старается соблюдать чувство меры и тонко чувствует с кем он имеет дело. Важно, чтобы похвала и лесть высказывалась объекту тогда, когда он испытывает в этом настоятельную потребность.

Для активизации  общения на тему, интересующую инициатора манипулятивного воздействия,  применяется такой прием, как использование смежной темы разговора. Этот прием, называемый иначе ⌠тематическим регулированием■ разговора, дает возможность вести беседу целенаправленно, но не прибегая к постановке прямых вопросов. Такая тема оживляет ряд образов в памяти человека, неизбежно захватывая в свою орбиту и образы из области запретной (скрываемой) информации. Переключение на смежную тему может осуществляться с помощью нейтральных вопросов или инициацией определенных тем, переживаний, образов.

Возможность репродукции  образов под влиянием таких речевых  воздействий основывается на психофизиологическом явлении семантической генерализации, установленном в лаборатории Н.И.Красногорского  в 1935 году. Сущность этого явления заключается в том, что практически одинаковые реакции возникают у человека на  слова, которые сходны по смыслу, относятся к одному семантическому полю, используются из-за одних и тех же логических предпосылок, что почти не зависят от их звучания или написания1. Именно в силу семантической генерализации, протекающей неосознанно, смежная тема разговора неизменно оживляет целый комплекс образов и последовательно приводит к тем высказываниям, которые от человека ожидаются как непреднамеренная реакция.

Информация о работе Манипуляция