Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:28, курсовая работа
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
У нас закрыть
предприятие чрезвычайно
То, что главным тормозом роста малого бизнеса в стране стала отечественная бюрократическая система (а точнее -- коррупция и административное давление), подтверждено исследованием «Что препятствует развитию российского бизнеса?», осуществленным ассоциацией менеджеров и журналом «Деньги» в III квартале 2005 г. По результатам исследования, такой фактор, как общая политическая и экономическая нестабильность, успешно переместился со второго места на четвертое. Это свидетельствует о том, что по сравнению со II кварталом 2005 г. ситуация в деловой среде в целом несколько улучшилась. Среди факторов, мешающих развитию бизнеса, на первом месте по прежнему налогообложение. Его показатель важности около 63%. По-прежнему высокий рейтинг такого фактора, как нехватка квалифицированных кадров — почти 46%.
В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (Small Business Administration, SBA), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса и многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и местных органах власти.
SBA решает три
важнейшие задачи: обеспечение финансовой
поддержки малых и средних
предприятий; содействие в
Федеральный аппарат SBA насчитывает 1100 человек. Помимо этого в каждом из 50 штатов функционируют региональные отделения численностью по 30—40 человек. Чиновники SBA в центре и на местах не руководят предприятиями малого бизнеса. В их задачу входят предоставление информации о состоянии рынка, выполнение экспертных заключений для тех, кто только собирается начать собственное дело.
По данным Администрации малого бизнеса США, в 1998 г. в стране было вновь создано 898 тыс. новых фирм, что на 1,5% больше, чем в рекордном 1997 г. (885 тыс.). Из числа этих фирм 60% начали свою работу на дому при поддержке Министерства труда США. Около 21 млн американцев (17% всех занятых) благодаря малому бизнесу работают при неполном рабочем дне.
В 1998 г. по сравнению с 1997 г. доходы (прибыль) малого бизнеса выросли на 6,3% и составили 548,5 млрд долл. Более чем у половины работников, занятых в малом бизнесе, заработная плата выросла на 7,2%. С 1994 по 1998 г. в малом бизнесе было создано 11,1 млн новых рабочих мест, что способствовало росту уровня занятости и снижению безработицы. В 1998 г. малыми предприятиями было заключено 168 тыс. договоров на строительные работы. Только два самых крупных договора позволили создать около 50 тыс. рабочих мест.
В малом бизнесе США 55% инноваций поддерживается спонсорами ассоциации -- SBA. На крупные предприятия поступает 26% средств, направляемых из федерального бюджета на научные исследования и развитие, в то время как на предприятия малого бизнеса приходится лишь 11% этих средств. Конгресс США в 1992 г. разработал программу развития инноваций для малых предприятий вплоть до 2000 г. В 1983 г. отчисления на подобные программы составили 6,5 млрд долл. и с того времени они ежегодно увеличиваются на 1 млрд.
Надо сказать, что 80-е годы XX в. были отмечены в США резким ростом индивидуального и группового инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей. Это небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. По различным оценкам, в конце 1980-х — начале 1990-х годов в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30 до 40 тыс. компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600—700 тыс. ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируются на производстве научно-технических нововведений.
Многочисленные мелкие инновационные предприятия стали в США своеобразным дополнением к традиционным научно-исследовательским и конструкторским комплексам промышленных корпораций, университетов, бесприбыльным исследовательским организациям, государственным лабораториям, различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным организациям по ресурсному обеспечению, мелкие фирмы в сфере научно-технического прогресса выигрывают в возможности максимального раскрепощения творческого потенциала и инициативы научно-технических работников.
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности малого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования становится организация своеобразной сети его поддержки:
• финансовой (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
• материально-технической (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе на льготных условиях, средств производства — зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
• информационной (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
• консультативной (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности, оформления патентов).
На создание этой сети направлены сегодня усилия федерального правительства, штатов, местных органов власти, общественности, университетов, частного бизнеса.
Политика стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления - от федерального правительства до муниципалитетов. Главным в государственной политике в этой области стало создание своего рода инновационного климата, т.е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм, в первую очередь занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. В отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия государство направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий
Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на облегчение доступа мелких фирм к источникам финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.
Целенаправленное бюджетное финансирование осуществляется в форме безвозвратного субсидирования через предоставление льготных займов и заключение контрактов на разработку новой продукции и технологии. В целом малый бизнес США получает 3,4—4% общих федеральных затрат на исследовательские работы. До трети расходов мелких фирм на исследования и разработки в той или иной форме финансируется государством.
Программы безвозвратного субсидирования осуществляют в основном два федеральных ведомства: SBA и Национальный научный фонд (National Science Foundation, NSF).
Программы предоставления льготных займов осуществляются SBA в виде прямых займов, долевого участия в займах коммерческих банков и гарантирования займов коммерческих банков. Прямые займы выделяются SBA из собственных кредитных источников. Размер займа не превышает 150 тыс. долл. при максимальной ставке 7%. Займы предоставляются на сроки: до шести лет — на текущие нужды; до 20 лет — на приобретение оборудования, земельной собственности и строительство; до 30 лет - - на восстановление предприятий, пострадавших от стихийных бедствий.
Однако, как показывает американская практика, формы прямого субсидирования через государственные ведомства не обладают достаточной гибкостью и оперативностью.
Что касается налоговых и амортизационных льгот, предоставляемых самому малому инновационному бизнесу, то они применяются менее широко, поскольку для мелких фирм намного важнее предначальная и первоначальная поддержка. Поэтому налоговыми льготами традиционно больше пользовался крупный бизнес. Однако с начала 1980-х годов начали разрабатываться более льготные условия налогообложения и для малого бизнеса, прежде всего инновационного, с учетом его специфических потребностей.
Если говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса действует только одна существенная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.
Представляет также интерес финансирование малого бизнеса в США. Оно осуществляется в основном из двух источников: по линии SBA и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается SBA.
По данным SBA, в июне 1998 г. коммерческие банки предоставили 371 млрд долл. На интернет-проекте нашей конторы займов предпринимателям малого бизнеса, из них коммерческие и промышленные займы по ипотеке составляли свыше 1 млрд долл. Общие займы по предприятиям приблизились к 1 трлн долл. На займы до 250 тыс. долл. приходилось 188 млрд долл., а на займы до 100 тыс. долл. — 112 млрд долл.
Число займов малого бизнеса значительно выросло: с 7,9 млн в 1997 г. до 9,2 млн в 1998 г. Однако почти все повышение (19,3%) относится к категории наименьшего займа — до 100 тыс. долл. Менее половины малых фирм прибегают к займу в течение года.
Следует обратить внимание на систему гарантированного обеспечения займов предприятиям малого бизнеса в США. Гарантированные займы — наиболее распространенная форма финансовой поддержки малого бизнеса. По данным И.И. Разумновой1, в настоящее время практически 100% финансовой помощи по линии SBA осуществляется в форме гарантированных займов. Кредиты предоставляются частными банками и другими финансовыми учреждениями, которые получают от правительства США в лице SBA гарантию их возврата. В рамках гарантии возмещается возможный ущерб, связанный с займом. Администрация малого бизнеса гарантирует до 90% суммы займа, но не более 155 тыс. долл., а для крупных займов — 175 тыс. долл.; срок займа — около восьми лет.
Срок погашения кредита устанавливается в зависимости от направления использования заемных средств и возможностей данного предприятия. При финансировании оборотного капитала этот срок установлен от пяти до десяти лет (фактически в среднем шесть-семь лет). При финансировании расширения основного капитала (приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт) срок установлен в пределах до 20 лет. При этом в случае приобретения оборудования срок займа не должен превышать периода полезного использования оборудования.
По ссудам со сроком погашения семь и более лет процентные ставки по гарантированным займам не могут быть выше ставки рефинансирования плюс 2,75%, а по ссудам на срок менее семи лет -не выше ставки рефинансирования плюс 2,25%. Такие относительно невысокие проценты за кредиты и гарантии государства в лице SBA создают вполне приемлемые условия для развития малого бизнеса.
Информация о работе Малый и средний бизнес в Российской Федерации