Малый бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и Зарубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике……………………………...4
1.1. Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства………..4
1.2. Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………………..5
1.3. Перспективы развития малого бизнеса……………………………………………..7
2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и за рубежом………………………………………………………………………………………11
2.1. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России…………………………………………………………….11
2.2. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса…………………………………………………………………13
2.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………………..22
Список используемой литературы…………………………………………………………23
Приложение 1………………………………………………………………………………..24
Приложение 2………………………………………………………………………………..25
Приложение 3………………………………………………………………………………..26
Приложение 4………………………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Малый бизнес.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

   На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых  предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц, что на 20,7% меньше, чем  по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей  достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед.

   Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  снизилось в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и Уральском федеральных округах.

   По  итогам января-марта 2009 г. среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.(приложение 3)

   В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих  мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

    Сокращение  среднесписочной численности занятых  на МП в целом по стране  сопровождалось сокращением показателя  в ряде федеральных округов.  Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах – на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО – на 11,5%, в Центральном ФО – на 7,7%.[13]

   В целом, По итогам первого квартала 2009 г. в  целом по РФ по всем используемым в  мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

   Итоги деятельности малых предприятий  в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно  рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП – в 25; инвестиций в основной капитал на МП – также в 25.

   В этих условиях государство в последние  месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.

   Между тем, например, в странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие  тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.

   Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев.[14, с 11-12]

   Однако  заметим, что в условиях кризиса  даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый выше иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

   Необходимо  признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко  возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).

   Во  многих странах формируются специальные  резервы для инвестирования в  основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

   В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное  вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

   Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. [8, с 11-13]

   Вместе  с тем, следует отметить, что разрабатываемые  планы по поддержке малого бизнеса  пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

   Кроме того, при разработке мер поддержки  необходимо учитывать специфические  российские черты малого бизнеса, существенно  отличающие его от зарубежного. Среди  них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

   Все эти  особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной и негосударственной поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга. 

   2.3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

   Для самостоятельного анализа малого бизнеса  важно найти метод подразделения  предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто  выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:от 1 до 20 - ремесленные;от 20 до 100 - малые;от 100 до 500 - средние предприятия.

   Но  часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.

В Германии, например, существует 4 категории:от 20 до 49;от 50 до 99;от 100 до199;от 200 до 499.

   В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.евро, в США - 3-12 млн.$.

   Но  в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду  малых или средних является достаточно проблематичным, тем более, что малым  предприятием быть выгоднее, так как  для него осуществляется практика государственной  поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.

   Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и  в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных  предприятий и 34% занятых на них  работников приходится только 52,6% национального  дохода [9]. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет.

   Наибольшее  влияние на развитие мелкого предпринимательства  оказывают следующие факторы:

  1. в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
  2. повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
  3. уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;
  4. способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;
  5. в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;
  6. большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
  7. расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

   По  мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации  частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

   Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и  зарегистрировать торговое имя. Деловые  партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

   Но, конечно, малые предприятия как  возникают, так и распадаются  по многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из числа  малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

   Но  все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит  число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

   Причем  достаточно важно то, что часто  малое предприятие обанкрочивается  не полностью, а лишь выкупается более  крупной фирмой или само становится таковой.

     Отсюда можно говорить о трех  моделях развития мелкого предпринимательства:

  1. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;
  2. медленное расширение деловой активности;
  3. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Информация о работе Малый бизнес