Малый бизнес в экономике муниципального сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупного капитала в значительной мере оказывает формирующее воздействие на уровень научно-технического и производственного потенциала государства, не менее важным компонентом в функционировании экономического механизма страны с развитой рыночной системой является малое предпринимательство, представляющее собой наиболее массовую, динамичную и

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
2. Малый бизнес в экономике муниципального сектора…………………...5
2.1 Значение малого предпринимательства…………………………………5
2.2 Основные функции малого предпринимательства……………………...9
2.3 Субъекты малого бизнеса……………………………………………….11
2.4 Актуальные проблемы развития малого предпринимательства……….13
3. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства. Материально-финансовая поддержка, помощь в продвижении товаров, работ, услуг и др……………18
4.Заключение…………………………………………………………………...27
5. Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docЭкономика муниципального сектора.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

* установление порядка создания и деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;

* организация государственного статистического наблюдения за состоянием и развитием малого предпринимательства в Российской Федерации;

* определение основных показателей развития малого предпринимательства, а также использование методов достижения этих показателей на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы по результатам государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;

* координация действий федеральных органов исполнительной власти при осуществлении государственной поддержки малого предпринимательства с учетом определенных на федеральном уровне приоритетных направлений в развитии малого предпринимательства;

* установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и другим платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации, а также иных льгот и преференций, предоставляемых за счет федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации;

* защита законных интересов субъектов малого предпринимательства;

* разработка и реализация федеральных целевых программ развития и государственной поддержки малого предпринимательства, осуществление государственных инвестиций в сектор малого предпринимательства.

2. В целях проведения политики государственной поддержки малого предпринимательства органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют:

* разработку и реализацию региональных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства;

* разработку и реализацию мер по защите законных интересов субъектов малого предпринимательства на территории субъекта Российской Федерации;

* решение других вопросов в области поддержки малого предпринимательства, относящихся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе реализацию дополнительных мер по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

3. В целях реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства органы местного самоуправления осуществляют:

* разработку и реализацию муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства;

* решение других вопросов в области поддержки малого предпринимательства, относящихся к компетенции органов местного самоуправления, в том числе реализацию дополнительных мер по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

4. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики государственной поддержки малого предпринимательства:

* принимают меры по совершенствованию правового регулирования государственной поддержки малого предпринимательства;

* проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки;

* разрабатывают и реализуют федеральные целевые программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд;

* осуществляют финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в рамках федеральной целевой программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства;

* подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению, иных льгот и преференций, а также об использовании средств федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации для участия в финансировании мероприятий по поддержке малого предпринимательства;

* оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;

* координируют на федеральном уровне деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в целях проведения единой государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

     За последние годы в стране сделано многое для развития малого предпринимательства и формирования рыночных отношений. Вместе с тем очевидно, что государственная политика в данной сфере недостаточно устойчива и результативна. Одной из главных причин неудовлетворительных результатов деятельности малых предприятий является отсутствие комплекса условий, обеспечивающих эффективность данному процессу. Особенно далеки от совершенства экономические условия. Опыт последних лет показал, что недостаточно учитываются и согласуются интересы федеральных, региональных и муниципальных уровней. Именно такое согласование, обеспечивающее функционирование экономики как целостной рыночной системы и ее региональных подсистем, и должно составлять основу государственной политики.

 

Большинство субъектов РФ пока еще не в полной мере почувствовали позитивное воздействие со стороны федеральных структур на экономику региона в целом и на развитие малых предприятий, в частности. Это в известной мере связано как с наличием скудных финансовых средств, выделяемых на развитие малого предпринимательства, так и с отсутствием методики оценки потенциала регионов. В современной науке управления и прогнозирования условно выделяют четыре группы регионов:

   1. регионы с достаточно высоким уровнем социально-экономического развития;

   2. депрессивные регионы;

   3. регионы, ориентированные на добычу и переработку первичных природных ресурсов;

   4. регионы аграрного типа.

Во многих случаях, однако, государственная статистика не дает объективной картины развития малого предпринимательства. В регионах часто создаются структуры, декларирующие поддержку малого предпринимательства, но между ними нет должного взаимодействия ни на федеральном, ни на региональном или местном уровнях. Поэтому система «центр - регионы - город - район» по поддержке малого предпринимательства работает с большими изъянами.

Взаимодействие между федеральным и региональным уровнями в области политики малого предпринимательства устанавливается, как показывает практика, в следующих направлениях:

    * в законодательной сфере;

    * в определении приоритетов, разработке прогнозов развития малого предпринимательства, совершенствовании его государственной поддержки;

    * в инвестиционной политике;

    * в предоставлении целевых финансовых средств депрессивным регионам;

    * в международной помощи.

 

Что касается взаимодействия региональных структур и местного муниципального самоуправления, то данные вопросы находятся пока еще в стадии разработки. Принятый Закон РФ «Об основах местного самоуправления» не создал действенного инструментария управления муниципальными образованиями. Нет также четкого разграничения компетенции местного самоуправления и государственного регионального управления в отношении малого предпринимательства.

На областном, городском и районных уровнях реально существует свой круг проблем управления развитием предпринимательства.

Они, в основном, решаются соответствующими ведомствами и структурами, деятельность которых не всегда координируется с точки зрения выбора приоритетов развития и поддержки предпринимательства, вложения в него бюджетных средств с целью эффективного использования местных возможностей.

В связи с этим возникает необходимость разработки региональных и местных программ поддержки малого предпринимательства, которые, по мнению автора, должны предусматривать:

    * создание равных стартовых условий каждому предпринимателю;

    * упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий;

    * предоставление льгот в выделении материальных, финансово-кредитных ресурсов, недвижимости, кредитовании внешнеэкономической деятельности;

    * создание системы государственной политики поддержки малого предпринимательства и правовой защиты предпринимателей;

    * насыщение рынка товарами, услугами, произведенными предпринимателями;

    * создание благоприятных условий для оздоровления окружающей среды;

    * формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательской деятельности.

Программа поддержки малого предпринимательства должна являться составной частью программы социально-экономического развития региона, что обеспечит ее приоритетность.

Целевые программы поддержки малого бизнеса разрабатываются исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.

Решение о разработке программы принимается администрацией региона на основании предварительной оценки его экономического развития в целом, а также развитости отдельных структур, реального и прогнозируемого вклада предпринимательства в социальную сферу. Главной целью разрабатываемой программы является формирование и реализация политики органов управления в области малого предпринимательства, обеспечивающей создание благоприятных условий для развития деловой активности населения и достижения на этой основе ощутимого улучшения уровня жизни в регионе.

По видам государственной поддержки предпринимательства целесообразно также иметь программы с конкретными разделами, сроками, источниками финансирования и системой ответственности за реализацию.

Такого рода программа будет наиболее реальна и эффективна, если ее разработкой займутся не только департамент поддержки предпринимательства, но и заинтересованные комитеты, управления областных, городских, районных администраций совместно с союзами или другими представительными структурами, объединяющими предпринимателей. Она должна в основном строиться на бюджетном финансировании и напрямую зависеть от налоговых поступлений и от исполнения бюджета.

Таким образом, исследование региональных аспектов поддержки и развития малого предпринимательства позволяет сделать следующие выводы:

1.Проблема создания малого предпринимательства как сектора экономики в настоящее время имеет тенденцию нестационарного развития, однако стратегия его поддержки на федеральном и региональном уровнях требует дальнейшего совершенствования.

Политика федеральных структур власти в отношении малого предпринимательства должна строиться в зависимости от выбранного приоритетного направления развития региона.

По мнению автора, наиболее важными направлениями являются:

    * реструктуризация крупных производств, в том числе в средние и малые предприятия;

    * поддержка малых предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве;

    * развитие малого предпринимательства в аграрном секторе;

    * развитие малой стройиндустрии в жилищном хозяйстве и строительстве;

    * смягчение социальной напряженности,

    * недопущение массовой безработицы;

    * содействие развитию малого предпринимательства;

    * повышение конкурентоспособности российского производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

Малые предприятия играют важную роль в развитии экономики страны, являясь её основой. Именно малые предприятия способствуют формированию в государстве так называемого среднего класса, который во многих экономически развитых государствах является основой благосостояния всего общества. Именно поэтому государство заинтересовано в проведении определённой политики, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства.

Изучив подробно тему «Малый бизнес в экономике муниципального сектора» мы можем сделать ряд выводов:

1) Понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

2) Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях: формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания и т.д.

3) Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектам малого предпринимательства относятся: коммерческие организации, в которых средняя численность работников за год не превышает 100 человек за исключением организаций, имеющих филиалы и представительства; кредитных организаций; страховых организаций;

Информация о работе Малый бизнес в экономике муниципального сектора