Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:33, курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ..........................................................5
Понятие малого предпринимательства........................................................................................6
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике, цели создания малых предприятий...................................................................................................................................7
Опыт функционирования малых предприятий в разных странах...........................................11
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ...................................12
Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки.........13
Виды малых предприятий...........................................................................................................17
Характеристика экономической деятельности малых предприятий......................................18
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления..................................................19
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ......................21
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и коммерческих банков........23
Фонды защиты предпринимательской деятельности...............................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................................................30
- предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщенно товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
- выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
- долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
- финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
- финансирование научных исследований, научно-профилактических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью указанных фондов;
- проведение мероприятий, направленных на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе проведение конкурсов, аукционов, выставок, лотерей, а также совершение операций с ценными бумагами в порядке, установленном действующим законодательством;
- организация сбора, обработки правовой, патентно-лицензионной и иной информации, предоставляющей интерес для субъектов малого предпринимательства, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в области малого предпринимательства;
- осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности, участие в международных программах и проектах в области малого предпринимательства.
Любому вновь создаваемому предприятию требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.
Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности – способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса.
Для российской экономики задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства.
В настоящее время в ряде областей уже разработаны на разнообразной методической основе программы поддержки малых предпринимательских структур. При этом инициатором их поддержки являлись как областные администрации, так и различные региональные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств.
Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.
В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения.
В целях усиления практического взаимодействия руководителей предприятий, банковских и предпринимательских структур, научных организаций с органами государственного управления, консолидации их усилий для реализации промышленной политики, развития производства и выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция развития и поддержки малого предпринимательства.
Совет является экспертно-консультативным органом, его основная задача – организация поддержки со стороны деловых кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур.
В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия производят значительную часть валового национального продукта, аккумулируют в себе значительные потоки инвестиций, особенно требующих большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения.
Поэтому вся система глубокого рыночного реформирования российской экономики тоже ориентируется на поощрение развития малого бизнеса. С этой целью созданы специальные структуры, и не только на государственном уровне, но и на общественных началах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы решили поставленные задачи, разобрались в основных задачах малого предпринимательства, его месте в рыночной экономике государства, выявили основные проблемы малого предпринимательства, мешающие его динамичному развитию, рассмотрели деятельность государства по поддержке малого бизнеса.
Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом от 12 мая 1995г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 2 февраля 2006 года)[*]
2. Белоусов М.С., Овчинников И.К. Экономика предприятия и отрасли
промышленности, 2003.
3. Виленский А., «Финансовая поддержка малых предприятий», 1999.
4. Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И., Курс предпринимательства, Москва, 2002.
5. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство. Москва:
ИНФРА – М, 2004.
6. Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства. Организационно-
хозяйственный механизм предпринимательства». Российский
экономический журнал, №1/1996.
7. Шулус А., «Субъекты малого предпринимательства и система его
государственной поддержки». Российский экономический журнал, 2003.
[*] Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 31 июля 1998года № 148-Ф3 (Российская газета № 117, 20.06.95);
Федеральным законом от 21 марта 2002 года № 31-Ф3 (Российская газета № 53, 26.03. 2002) (вступил в силу с 1 июля 2002 года);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-Ф3 (Российская газета № 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-Ф3);
Федеральным законом от 2 февраля 2006 года № 19-Ф3 (Российская газета № 25, 08.05.2006)