Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:46, контрольная работа
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних, малых.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Организационно-правовые формы малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Развитие малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Механизм государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . .17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и региональных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Развитие любой формы
Отраслевое распределение
Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек.
Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСП).
На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).
Подобная отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).
В настоящий момент в сфере малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей заняты более 15 млн. человек.
Рисунок 2.
Численность занятых на малых предприятиях (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Начиная с 2004 года, прирост занятости на малых предприятиях составлял 2-7% в год. По итогам 2009 года доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составила 21,7%.
Рисунок 3.
Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Средняя численность занятых (не включая совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в расчете на одно малое предприятие составило в 2009 году около 6,5 человек, при этом показатель варьируется от 5-6 человек в секторе финансовых услуг и образования до 14 человек в сфере промышленности и строительства. В сельском хозяйстве показатель составляет приблизительно 11 человек.
Рисунок 4.
Число занятых в расчете на 1 малое предприятие (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
Динамика объема оборота малых предприятий в 2006-2008 годах была положительной. Однако в 2008 году из-за кризисных явлений темпы роста показателя замедлились, а в 2009 году объемы оборота малых предприятий заметно сократились.
Рисунок 5.
Динамика изменения объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009 годах2
* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП
В 2009 году в связи с кризисными
явлениями в экономике
Основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством характеризовалась:
отсутствием оборотных средств в связи со значительным сокращением оборотов (объемов производства и продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);
ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед банками и лизинговыми компаниями;
разворачиванием системы неплатежей;
отсутствием доступа к банковскому кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам);
сокращением платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.
отсутствием свободного доступа к финансовым ресурсам, предоставляемым органами государственной власти в рамках осуществления программ поддержки в связи с малыми размерами этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием.
Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере малого предпринимательства. Произошло значительное сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам и возможностям для инвестирования.
Несмотря на то, что зависимость малых предприятий от банковского сектора и банковского финансирования в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности банков для выделения кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь. В частности, по данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 года темп прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составил около 31%, а во втором полугодии этот показатель упал до 2,7%. В большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывали наиболее значительные сложности с ликвидностью.
Ситуация с финансами для малого бизнеса начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года.
Реакция малых предприятий на кризис была связана с осуществлением жестких мер оптимизации как собственного бизнеса (внутренней среды), так и отношений с контрагентами (внешней средой).
Рисунок 6.
Антикризисные меры малых предприятий
Наиболее распространенными
Второй по распространенности группой антикризисных мер выступило сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько меньшей степени применялась также оптимизация затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.
Третьей по уровню распространенности
группой мер стали действия, направленные
на стимулирование спроса, в первую
очередь связанные с
К середине 2010 года позиции малых предприятий начали постепенно улучшаться.
При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом большая часть опрошенных предпринимателей настроено довольно оптимистично и видят возможности для увеличения объемов деятельности в самое ближайшее время.
Механизм государственной поддержки малого предпринимательства
В целях развития малого бизнеса
и обеспечения государственной поддержки
малого предпринимательства Правительством
РФ принят ряд специальных постановлений.
В Постановлении «О первоочередных мерах
по развитию малого предпринимательства
в Российской Федерации» N 446 от 11 мая 1993
г. отмечается, что государственная поддержка
малого предпринимательства является
одним из важнейших направлений экономической
реформы. Этим постановлением также
определены приоритеты развития малого
предпринимательства. К ним отнесены производство
и переработка сельскохозяйственной продукции,
производство промышленных товаров и
товаров широкого потребления. включая
товары, имеющие экспортный потенциал,
оказание производственных, коммунальных
и бытовых услуг, строительство объектов
жилищного и производственного назначения.
Такие приоритеты остаются в силе и на
сегодняшний день.
12 Мая 1995 г. Был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»[3]. Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
В декабре 1995 г. был принят Федеральный закон «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», имеющий важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране.
Были приняты две федеральные
программы поддержки малого предпринимательства:
«Федеральная программа поддержки
малого предпринимательства на 1994-1995
годы» и «Федеральная программа
государственной поддержки малого предпринимательства
на
1996-1997 годы». В соответствии с этой программой
Федеральному
фонду поддержки малого предпринимательства
были введены ассигнования из федерального
бюджета на финансирование. приоритетных
мероприятий данной программы в сумме
386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного
финансирования, а также несогласованности
действий исполнителей намеченного мероприятия
эта программа не
была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия
полностью выполнено лишь чуть больше
половины (53%), частично - одна четверть
(25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий.
Еще хуже обстояло дело с третьей программой.
Она не была своевременно принята Государственной
Думой ввиду отсутствия средств у федерального
центра (а ведь эти затраты могли многократно
окупиться).
В феврале 2001 г. Правительство РФ
рассмотрело итоги реализации
Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства
за 2000г. Был сделан вывод, что государство
так и не создало
необходимых условий для развития малого
бизнеса.
Определенное внимание уделяется
развитию малого предпринимательства
в регионах России. Почти во всех регионах
разработаны собственные программы развития
малого бизнеса, более чем в половине из
них созданы специальные органы и фонды
поддержки
малого предпринимательства.