Малые предприятия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:46, контрольная работа

Описание работы

В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних, малых.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Организационно-правовые формы малого предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Развитие малого предпринимательства в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Механизм государственной поддержки малого предпринимательства . . . . . . . . . . . .17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

Работа содержит 1 файл

Малые предприятия в России.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

 

В соответствии с Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и региональных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Развитие любой формы предпринимательства  зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности  конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

Отраслевое распределение малых  и средних предприятий (за исключением  индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, число которых составило по итогам 2009 года 662,5 тыс. или 41% от всех юридических лиц (в 2008 году – 42%). Такие компании предоставляют 28,6% рабочих мест в секторе малого бизнеса (3,5 млн. человек)1.

Второй по численности субъектов  малого и среднего предпринимательства  вид деятельности – это предоставление услуг, в этот сектор вовлечено 290 тыс. компаний (18% общего числа МСП). В  указанной сфере занято 16% работников – около 2 млн. человек.

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних компаний, – это строительство: 195 тыс. предприятий (12%), которые  предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (14,6% от общей численности занятых в секторе МСП).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних компаний – обрабатывающие производства – 10,5% компаний и 2 млн. занятых работников (17%).

Подобная отраслевая структура  малого и среднего предпринимательства  остается практически неизменной на протяжении последних десяти лет. При этом необходимо отметить, что число компаний, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).

В настоящий момент в сфере малого и среднего предпринимательства  с учетом индивидуальных предпринимателей заняты более 15 млн. человек.

Рисунок 2.

Численность занятых  на малых предприятиях (без учета  совместителей и работников, выполнявших  работы по договорам) в 1999-2009 годах

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

Начиная с 2004 года, прирост занятости на малых предприятиях составлял 2-7% в год. По итогам 2009 года доля занятых на малых и средних предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составила 21,7%.

 

 

 

 

 

Рисунок 3.

Доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых (без учета совместителей и работников, выполнявших работы по договорам) в 1999-2009 годах

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

 

Средняя численность занятых (не включая  совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) в расчете на одно малое предприятие составило в 2009 году около 6,5 человек, при этом показатель варьируется от 5-6 человек в секторе финансовых услуг и образования до 14 человек в сфере промышленности и строительства. В сельском хозяйстве показатель составляет приблизительно 11 человек.

Рисунок 4.

Число занятых в расчете  на 1 малое предприятие (без учета  совместителей и работников, выполнявших  работы по договорам) в 1999-2009 годах

* - с 2008 года - новая система статистического учета МСП

Динамика объема оборота малых  предприятий в 2006-2008 годах была положительной. Однако в 2008 году из-за кризисных явлений  темпы роста показателя замедлились, а в 2009 году объемы оборота малых  предприятий заметно сократились.

 

 

Рисунок 5.

Динамика изменения  объема оборота на малых предприятиях в 2006-2009 годах2

* - с 2008 года - новая система статистического  учета МСП

 

 

В  2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике произошло  сжатие сектора малого предпринимательства.  Так, по итогам 2009 года (по сравнению с 2008 годом) численность занятых на малых предприятиях снизилась на 1,1%, объем оборота малых предприятий за год с учетом ИПЦ сократился на 17%, а объем инвестиций в основной капитал на МП – на 32,6%. Единственное исключение составил показатель числа зарегистрированных малых предприятий: на 1 января 2010 года число малых предприятий увеличилось по сравнению с 1 января предыдущего года на 20%.

Основные проблемы малых предприятий  в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. Ситуация с малым предпринимательством  характеризовалась:

отсутствием оборотных средств  в связи со значительным сокращением  оборотов (объемов производства и  продаж) у малых предприятий (особенно в строительстве, производстве стройматериалов, грузоперевозках, торговле непродовольственными товарами);

ростом просроченной кредиторской задолженности фирм перед банками, лизинговыми компаниями и контрагентами  при отсутствии системы реструктуризации задолженности малых предприятий перед банками и лизинговыми компаниями;

разворачиванием системы неплатежей;

отсутствием доступа к банковскому  кредитованию (в связи с ужесточением требований к заемщикам и ростом процентных ставок по кредитам);

сокращением  платежеспособного спроса на продукцию малых предприятий.

отсутствием свободного доступа к  финансовым ресурсам, предоставляемым  органами государственной власти в  рамках осуществления программ поддержки  в связи с малыми размерами  этих ресурсов и ограниченным бюджетным финансированием.

Кризис обусловил резкое обострение типичных проблем, существующих в сфере  малого предпринимательства. Произошло  значительное сокращение доступа к  дополнительным финансовым ресурсам и  возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что зависимость малых предприятий от банковского сектора и банковского финансирования в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократил возможности банков для выделения кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах. Банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могли удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов.  Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь. В частности, по данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 года темп прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составил около 31%, а во втором полугодии этот показатель упал до 2,7%. В большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые испытывали наиболее значительные сложности с ликвидностью.

Ситуация с финансами для  малого бизнеса начала постепенно меняться в лучшую сторону лишь к концу 2009 года.

Реакция малых предприятий на кризис была связана с осуществлением жестких мер оптимизации как собственного бизнеса (внутренней среды), так и отношений с контрагентами (внешней средой).

Рисунок 6.

Антикризисные меры малых  предприятий

Наиболее распространенными мерами были названы действия, связанные с оптимизацией поставок. Среди таких мер называлось в первую очередь сокращение издержек за счет изменения закупаемых ресурсов и товаров, сокращение издержек на приобретение ресурсов и товаров за счет смены поставщиков или пересмотра контрактов с ними.

Второй по распространенности группой  антикризисных мер выступило  сокращение затрат на персонал. В первую очередь здесь выделяется сокращение штата сотрудников. В несколько  меньшей степени применялась  также оптимизация затрат на персонал за счет сокращения заработных плат и предоставления неоплачиваемых отпусков.

Третьей по уровню распространенности группой мер стали действия, направленные на стимулирование спроса, в первую очередь связанные с предоставлением  скидок и увеличением затрат на рекламу  и маркетинг.

К середине 2010 года позиции малых  предприятий начали постепенно улучшаться.

При этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом большая часть опрошенных предпринимателей настроено довольно оптимистично и видят возможности  для увеличения объемов деятельности в самое ближайшее время.

 

 

 

 

Механизм государственной  поддержки малого предпринимательства

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» N 446 от 11 мая 1993 г. отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также  
определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров широкого потребления. включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

12 Мая 1995 г. Был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»[3]. Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрошенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и  производственным связям с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В декабре 1995 г. был принят Федеральный закон «Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», имеющий важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране.

Были   приняты две федеральные  программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки  малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на  
1996-1997 годы». В соответствии с этой программой Федеральному  
фонду поддержки малого предпринимательства были введены ассигнования из федерального бюджета на финансирование. приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не  
была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично - одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра (а ведь эти затраты могли многократно окупиться).

В феврале 2001 г. Правительство РФ рассмотрело итоги реализации  
Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2000г. Был сделан вывод, что государство так и не создало  
необходимых условий для развития малого бизнеса.

Определенное внимание уделяется  развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки  
малого предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия в России