Малые предприятия и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были выделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовые аспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию, ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развития малого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий в России и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенности их налогообложения.

Содержание

Введение 3
1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий .……………………………………………………………….12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия 13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России 15
3.2 Государственная поддержка малого предпринимательства……………16
3.3. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………18
3.4 Особенности налогообложения малого предпринимательства………....20
3.5 Малый бизнес в республике Коми 23
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

kyrsovaya.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необхо­димыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33, 56]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных от­ношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повыше­ния квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населе­ния к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в от­раслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по не­сколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и тех­нической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурент­ную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к сущест­вованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомо­билей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает по­требность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропей­ских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффектив­ность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в де­фицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономер­ность, вызванная самим ходом истории. [6, стр. 26]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые основы деятельности малых предприятий

2.1. Создание, государственная регистрация и ликвидация малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", его глава IV.

Предприятие может быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия опре­деляются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов пред­приятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия ут­верждается его учредителем, в некоторых случаях - совместно с трудовым коллекти­вом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]

Государственная регистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом по месту учреждения предпри­ятия. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полу­ченные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регист­рации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его лик­видации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преоб­разование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, обра­зуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, со­вместно с трудовым коллективом. [15]

Закон РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведение предпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие и без образования об­щества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных пра­вил, иметь свой устав и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обя­зательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим иму­ществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуще­ством предприятия. [3, стр. 18]

2.2. Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия.

Управление предприятием осуществляется учредителем,

являющимся высшим органом предприятия - юридического лица.

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учреди­телем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Ди­ректором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности пред­приятия. [15]

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет пер­спективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоя­тельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабоче­го дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхова­ние. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчет­ный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внеш­неэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Направления ис­пользования чистой прибыли определяются учредителем. [4, стр. 6, 9]

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса

3.1. Проблемы становления малого бизнеса в России

Нельзя с уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных пред­приятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в ко­торых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. [3, стр. 28]

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России эко­номических реформ, способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпри­нимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие мес­та, является основным источником формирования среднего класса.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие ком­мерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной тор­говли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли многие бизнесмены по­лучили благоприятные возможности для обогащения. [13, стр. 35]

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, ра­ботающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказа­ния различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической дея­тельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудова­ние - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает на­правлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Все это приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить к реальному производству продукции.

3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной под­держке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимули­рования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления на­логовых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информацион­но-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных про­грамм. [15]

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

  1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  2. Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
  4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.  [15]

         

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

  1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;
  2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;
  3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;
  4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
  5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.   [15]

 

Государством принимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такая программа принималась на  1998-1999г, 2000-2001г.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.  [4, стр. 17]

Информация о работе Малые предприятия и их роль в экономике