Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности.

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

«МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ 

Введение. 

Предприятие занимает центральное место в народнохозяйственном комплексе любой страны. Это первичное  звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. 

От успеха отдельных  предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально -экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны. 

Принято считать, что оптимальными являются такие  размеры предприятия, которые обеспечивают наиболее благоприятные условия  для использования достижений науки и техники при минимальных издержках производства и при этом достигается эффективное производство высококачественной продукции.

Место и роль малого и  среднего предпринимательства  в процессе формирования рыночных структур.

Новая концепция управления. 

В последнее  время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место  ныне распадающихся крупных монополистических  предприятий, относящихся как к  тяжелой, так и к другим не менее  важным отраслям промышленности? Ответ  кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А все дело в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечал, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает.  

Государственные предприятия в России, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществления ее демонополизации.  

Изменения внутренних и внешних условий хозяйственной  деятельности, происходящие в мире в последние десятилетия  (растущая сложность современного технологического оборудования, необходимость одновременно повышать эффективность и качество работы в сочетании с умением быстро реагировать на запросы рынка и последние достижения в науке и технике, сдвиги в структуре издержек производства и в соотношении факторов конкурентоспособности предприятий) многократно увеличили нагрузку на всю систему управления современным производством. Основываясь на опыте работы американских компаний можно сделать вывод: «Те компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономии на масштабе производства, не столько выигрывают, сколько теряют. И теряют они потребителя и долю рынка». 

Какие же характеристики необходимы сегодня успешно развивающемуся производству? Во-первых, небольшие  подразделения с небольшим числом работников, имеющих более высокий, чем прежде, квалификационный и образовательный уровень. Во-вторых, небольшое число уровней управленческой иерархии, почти полное упразднение организационной пирамиды. 

Данные тенденции  в развитии организационных структур управления реализуются в двух направлениях: 

динамичное развитие малого бизнеса; 

появление и  развитие командных (бригадных) структур. 

Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы работников из разных подразделений компании, способные непосредственно выйти на рынок. В сущности, данные структуры являются логическим следствием тенденций в развитии формирования оргструктуры управления корпораций, прослеживающиеся на протяжении последнего полувека. Командные структуры призваны обеспечить сочетание преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего сближает общность организационной культуры, системы материального и морального стимулирования, ощущение хозяина полученного результата.

Критерии  выделения малого бизнеса. 

Экономический интерес, энергия и изобретательность  предприимчивых людей активно содействовали  прогрессу во  

всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому  абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. 

Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта  та форма, в которой легче всего  начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий – субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть ВНП, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности. 

Сложилось ошибочное  мнение, что малое предприятие – это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы – все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий. 

В Западных странах  не разработан единый критерий, согласно которому те или предприятия относятся  к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространенное определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независима в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники – менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений». 

Употребляется также функциональная классификация. По определению международного бюро труда, к малым и средним предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия. 

Однако, наиболее распространенным критерием является количество занятых. 

В отношении  российских малых предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР  №406, по которому установлено два  критерия их выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности. 

По российскому  праву к малым предприятиям относятся  вновь создаваемые или действующие предприятия, коммерческие организации (юридические лица): 

1)в уставном  капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не  превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%; 

2)в которых  средняя численность работников  за отчетный период не превышает:  в строительстве, на транспорте  – 100 человек, в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек. 

Таким образом, установлены несколько критериев (численность, структура капитала, виды деятельности), при соответствии которым предприятие может приобрести статус малого.

Создание  малого предприятия. 

Малые предприятия  могут быть созданы в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем. 

В России малые  предприятия могут создаваться  в любой организационно-правовой форме и почти во всех основных сферах предпринимательства. 

Малое предприятие  может быть создано и частным  лицом и предприятием, организацией как государственной, так и общественной. Во-первых, оно может быть «одноклеточным»  и более сложным, иметь филиалы, участки, представительства. Во-вторых, различаться разнообразием целей, ради которых может быть создано предприятие: художественных и подсобных промыслов, оказание всевозможных услуг населению, запуске практически любой деятельности, не запрещенной законом. В-третьих,  привлекает относительно простая процедура учреждения и регистрации 

Для отдельных  граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в  получении всех тех прав в сфере  хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие –  юридическое лицо. Создав предприятие – юридическое лицо, гражданин (или группа граждан) отделяет от своего личного имущества то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам. Имущество учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий. 

К преимуществу малых предприятий следует отнести  и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.Также к преимуществу следует отнести и обеспечение их материально-техническими ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

Малый бизнес – основа современной рыночной инфраструктуры. 

В России малый  бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи  с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская  деятельность возможна в условиях рыночной и невозможна в административной системе. 

Экономические реформы в России положили начало интенсивному возникновению малых  предприятий. 

В странах западной экономики этот процесс начался  задолго до этого. 70-80 годы ознаменовались пристальным вниманием экономистов к проблемам развития малого бизнеса. В это время обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства. 

Например, относительно состояния промышленности Германии можно привести следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со второй половины 70-х гг. до середины 80-х не возрастала, а по экспорту даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США. Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого производства увеличилась с 18% до 37%. 

В общем, в 70-80-е  годы сначала наметилась, а затем  еще очевидней стала проявляться  тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях  многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая гибкая инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды. 

Большой плюс малых  предприятий состоит в том, что  многие из них оказались более  приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым хребтом экономики развитых стран.  

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США, где в малом производстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. В Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Малый бизнес только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. 

Информация о работе Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики