Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:25, реферат
Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Малое предпринимательство – сущность и содержание.....................................................3
1.1 Понятие, сущность и признаки предпринимательской деятельности.......................................3.
1.2 Малое предпринимательство как вид предпринимательской деятельности………………………………………………..……………………………………………………………………………….….. 5
1.3 Состав и структура российского малого предпринимательства…………………………………………….…..6
Глава 2. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике……………………………………………..8
2.1 Значение малого предпринимательства в рыночной экономике……………………………………………..8
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства……………………………………….……10
3.1 Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства …………………….….10
3.1 Проблемы повышения инновационной активности в малом бизнесе………………………………………………………………………………………………………………………………………………..12
3.2 Проблемы совершенствования системы кредитования малых предприятий…………………………………………………………………………………………………………………………………..……13
3.3 Проблема устранения административных барьеров как одно из основных направлений государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………………………………………..…14
Заключение …………………………………………………………………........................................................................20
Список использованных источников и литературы………………...………………………………………………….…..21
Таким образом, "барьерная" система регулирования является самоподдерживающейся несмотря на ее неэффективность и существенные потери экономики от ее наличия. Для того чтобы перейти к использованию иных, более эффективных схем государственного регулирования, требуются кардинальный пересмотр нормативной базы а общественные усилия, направленные на борьбу с рентоориентированным поведением отдельных групп экономических агентов.
Основываясь на определении, анализе значения и логики создания и мультипликации административных барьеров, можно сделать следующие выводы:
1. Система административных барьеров как способ государственного регулирования рынка является избыточной и неэффективной и приводит, во-первых, к возникновению трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления искусственных административных барьеров, и, во-вторых, к снижению эффективности использования имеющихся ресурсов.
2. Из-за неэффективности существующих
барьеров вводятся новые, дополнительные
барьеры, которые также оказываются неэффективными.
Таким образом, постоянно растут и количество
барьеров, и
соответственно чистые потери общества
от их наличия.
3. Устойчивость "барьерного" подхода к регулированию объясняется и заинтересованностью части государственного аппарата и коммерческих структур, работающих на обслуживание барьеров, в сохранении этих механизмов.
4.Необходима последовательная
система мер по снятию
Снятие входных барьеров предполагается путем:
- упрощения
процедуры регистрации (реорганизации)
и ликвидации юридических лиц (переход
к уведомительной регистрации по-принципу
"одного окна", возложение обязанности
уведомлять на
логовые и иные органы о создании нового
юридического лица на регистрирующие органы,
повышение ответственности учредителей
задостоверность сведений, представленных
при регистрации, и др.);
- сокращения списка лицензируемых видов деятельности и упрощения процедуры получения лицензии (уменьшение количествалицензируемых видов деятельности с более чем 500 до 90-100, законодательно закрепленный исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в лицензирующий орган, гражданско-правовая ответственность лицензирующего органа за незаконный отказ в выдаче или продлении лицензии);
- ограничения номенклатуры товаров, подлежащих обязательной сертификации, и переход к иным формам подтверждения соответствия (декларация-заявление, добровольная сертификация и т.п.); обязательные требования к безопасности закрепляются в законах РФ, соблюдение же остальных стандартов становится делом добровольным.
Усиление ответственности всех
хозяйствующих субъектов за
В законопроектах содержится четкое описание процедуры отзыва с рынка опасных товаров и механизма ее запуска по инициативе не только контролирующего государственного органа, но и других рыночных субъектов. Механизм отзыва товаров является важнейшим элементом усиления экономической ответственности, поскольку издержки недобросовестного предпринимателя, вызванные отзывом товаров, существенно превышают размеры налагаемых штрафов.
Усиление ответственности
Подобные изменения принципов
регулирования хозяйственной
- установить исчерпывающий перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа в целях недопущения избыточного дублирования. Данный процесс требует кропотливой работы по пересмотруведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
- максимально регламентировать проверочную деятельность, что бы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также уменьшить возможности для вымогательства;
- установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
- создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами порядка проведения и результатов проверок;
- минимизировать количество проверок, осуществляемых по инициативе контролирующих органов. Причиной проведения проверокдолжны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.
Отметим, что предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективными только при соблюдении ряда условий. Во-первых, реализация этих мер предполагает активизацию поведения хозяйствующих субъектов, что включает создание добровольных механизмов ответственности, противодействие незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность, пресечение попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов, то есть повышение социальной ответственности бизнеса. Во-вторых, необходимы последовательные действия правительства по реализации названного комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. В-третьих, эффективность неадминистративных видов ответственности во многом зависит от эффективности системы разрешения споров. Таким образом, снятие административных барьеров и замена их иными способами регулирования требуют реформы судебной системы как основного способа разрешения споров. Только при наличии эффективной соответствующей системы возможен реальный запуск механизмов экономической ответственности по частной, а не государственной инициативе.
Заключение
Было выявило, что малое предпринимательство – это сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предпринимательство является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер-хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности.
Малое предпринимательство играет весьма значительную роль в экономике развитых стран: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше половины трудоспособного населения и производят более половины ВВП в развитых промышленных странах, способствуют формированию конкурентной среды.
В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство рабочих, уволенных в результате реструктуризации приватизированных предприятий.
Однако уровень развития малого
предпринимательства в России находится
на сегодняшний день на очень низком
уровне в силу различных причин неэкономического
характера: бюрократизм чиновников,
неурегулированная нормативно-
Несомненно, малое предпринимательство нуждаются в особом внимании и льготах со стороны государства в связи с его (государства) интересом в развитии малого предпринимательства в стране.
Список использованных источников и литературы
1. Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России. – М.: Юнити, 2003.
2. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. — М.: РАРМП, 2003;
3. Архипов А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение//Российский экономический журнал. – 1997. – № 4
4. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. — 2001. — № 5;
5. Коваленко Г., Пономаренко А., Семенцева Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе. // Российский экономический журнал. — 1997. — №4;
6. Предпринимательское право.
7. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. — 1997. — №5-6;
8. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. — 1996. — № 5-6;