Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:14, реферат
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.
К малому предприятию
относится коммерческая организация
в любой сфере деятельности, которая
по своим критериям, установленным
государством, относится к малому
бизнесу. Предприниматели без
Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:
· численность персонала;
· размер уставного капитала;
· величина активов;
· объем оборота (прибыли, дохода).
Основной федеральный
закон РФ, в котором прописаны
рамочные критерии отнесения юридического
или физического к сектору
малого предпринимательства в
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
* доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
* доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
* доля мелких
предприятий в общем
* доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
* доля малого бизнеса в экспорте продукции;
доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
* доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
* доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
* мелкий бизнес
позволяет заполнить все
* для создания
мелких фирм не требуются
* развитие мелкого
бизнеса - это одно из действенных
направлений антимонопольной
* мелкие предприятия
проще в управлении, им не требуется
создавать сложные
* мелкие фирмы
могут быстрее и дешевле
* развитие мелкого
бизнеса позволяет в
* с развитием
мелкого бизнеса появляется
* малый бизнес
отличается от среднего и
* в современных
условиях Российской Федерации,
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
* более полное
удовлетворение потребностей
* улучшение качества обслуживания;
* более высокая
удовлетворенность людей,
* формирование
среднего класса в обществе
как основы для развития
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.
Развитие и становление малого бизнеса
Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.
За это время малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.
На первом этапе
(1985-1992 гг.) он развивался в основном
в виде кооперативов, главной сферой
деятельности которых были мелкооптовая
и розничная торговля и услуги.
Кроме того, возникало большое
число кооперативов при крупных
государственных предприятиях и
в сфере науки. С этого времени
начались приватизация и акционирование
в государственном секторе
Второй этап
(1992-1994 гг.) характеризуется количественным
ростом малых частных
Современный, третий
этап развития малого бизнеса начался
с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия
институциональной сферы
Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует о том, что «ставка» на него была сделана в начале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации - отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью.
Малый бизнес на
данном этапе развития мировой экономики
выгоден и государствам: во-первых,
частная собственность в нем
постепенно трансформируется в трудовую
частную; во-вторых, малый бизнес играет
определенную роль в повышении производительности
труда; в-третьих, он может обойтись
без адекватного рынку
По данным Всемирного
банка, из вновь образованных малых
организаций через год
В настоящее время в развитых странах существуют три модели развития малого предпринимательства:
· стабилизация объемов деятельности с последующим сохранением статуса малого бизнеса;
· медленное расширение деловой активности;
· быстрое развитие
малых организаций и
Преимущество
малых организаций состоит в
том, что многие из них оказались
более приспособленными к периодически
возникающим кризисам. Крупные фирмы
менее чувствительны и
Основные проблемы малого бизнеса
- Медленно идет
процесс создания
- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
- Не во многих
регионах разработаны и
- Недостаточно
налажено взаимодействие
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Конечно, основной проблемой из всех является отношения малого бизнеса и государства
Программы
поддержки малого
бизнеса в Петербурге
на 2008-2011 годы
В данном разделе
представлены программы, направленные
на поддержание и развитие малого
предпринимательства Санкт-
1.Гранты начинающим
субъектам малого
2.Аутсорсинг
3.Приобретение основных средств в лизинг
4.Субсидирование
платы за технологическое
5.Субсидирование
арендной платы для отдельных
категорий арендаторов
6.Выходим в регионы
7.Технологические стажировки
8.Высококвалифицированный мигрант
9.Женский центр предпринимательства
10.Основы предпринимательства для школьников