Малое предпринимательство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

С переходом экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе трактуются далеко не однозначно.

Работа содержит 1 файл

доклад экономика в печать.docx

— 27.58 Кб (Скачать)

С переходом  экономики России на рыночные отношения, а в связи с этим и началом  развития малого бизнеса в нашей  стране в научную литературу и  официальные документы прочно стали  входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К  сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в  научной литературе трактуются далеко не однозначно.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования  юридического лица (ПБЮЛ) также относятся  к малому бизнесу.

Как правило, в  качестве наиболее общих критериев  отнесения организации к малому бизнесу относятся:

· численность  персонала;

· размер уставного  капитала;

· величина активов;

· объем оборота (прибыли, дохода).

Основной федеральный  закон РФ, в котором прописаны  рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору  малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными  критериями отнесения к малому бизнесу  служат численность персонала предприятия  и выручка. Так, фирма, на которой  занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г., в этот период к числу малых относили государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. № 88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или в годовом объеме прибыли.

С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса  можно определить с помощью таких  показателей, как:

* доля валового  внутреннего продукта (ВВП), создаваемого  в малом бизнесе;

* доля национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе;

* доля мелких  предприятий в общем количестве  коммерческих предприятий;

* доля трудоспособного  населения, занятого в малом  бизнесе;

* доля малого  бизнеса в экспорте продукции;

доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в  их общей величине;

* доля основного  капитала, функционирующего в малом  бизнесе;

* доля отдельных  видов продукции или услуг,  производимых малым бизнесом, в  общем их объеме. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Развитие малого бизнеса в России имеет большое  народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

* мелкий бизнес  позволяет заполнить все российские  рынки и наиболее полно удовлетворять  потребности населения в товарах  и услугах;

* для создания  мелких фирм не требуются крупные  инвестиции и длительный срок  их сооружения;

* развитие мелкого  бизнеса - это одно из действенных  направлений антимонопольной политики  и обеспечения конкурентной среды;

* мелкие предприятия  проще в управлении, им не требуется  создавать сложные управленческие  структуры;

* мелкие фирмы  могут быстрее и дешевле перевооружаться,  внедрять и апробировать новую  технологию, проводить частичную  или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  автоматизированного и ручного  труда;

* развитие мелкого  бизнеса позволяет в значительной  степени решить или смягчить  проблему безработицы;

* с развитием  мелкого бизнеса появляется средний  класс и класс мелких собственников,  заинтересованный в стабилизации  экономики и наведении элементарного  порядка в стране;

* малый бизнес  отличается от среднего и крупного  бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

* в современных  условиях Российской Федерации,  когда процесс становления малого  бизнеса находится на начальном  этапе, его дальнейшее развитие  в количественном и качественном  плане является важнейшим фактором  поступательного подъема национальной  экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

* более полное  удовлетворение потребностей граждан  в продукции и услугах;

* улучшение качества  обслуживания;

* более высокая  удовлетворенность людей, особенно  высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою  работу, прежде всего, как средство  самовыражения;

* формирование  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики  и повышения жизненного уровня  граждан;

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Развитие  и становление  малого бизнеса

Становление малого бизнеса России началось со второй половины 1980-х гг. через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.

За это время  малый бизнес в своем развитии прошел несколько этапов.

На первом этапе (1985-1992 гг.) он развивался в основном в виде кооперативов, главной сферой деятельности которых были мелкооптовая и розничная торговля и услуги. Кроме того, возникало большое  число кооперативов при крупных  государственных предприятиях и  в сфере науки. С этого времени  начались приватизация и акционирование в государственном секторе промышленности и разукрупнение государственных  заводов на группы малых предприятий.

Второй этап (1992-1994 гг.) характеризуется количественным ростом малых частных предпринимателей, являющихся полными собственниками своего дела, на основе малой приватизации сферы торговли и услуг. Появился и новый вид деятельности - «челночный бизнес», получивший широкое распространение по всей стране.

Современный, третий этап развития малого бизнеса начался  с 1995 г. В этот период ввиду отсутствия институциональной сферы эффективного развития происходило снижение темпов увеличения числа субъектов малого бизнеса.

Мировой опыт развития малого бизнеса свидетельствует  о том, что «ставка» на него была сделана в начале ХХ в. (в период Великой депрессии) с целью выхода из экономического кризиса. Это своего рода тактическое отступление от практики крупного бизнеса стало отражением реальной ситуации - отсутствия адекватного рынку механизма управления крупной корпоративной собственностью.

Малый бизнес на данном этапе развития мировой экономики  выгоден и государствам: во-первых, частная собственность в нем  постепенно трансформируется в трудовую частную; во-вторых, малый бизнес играет определенную роль в повышении производительности труда; в-третьих, он может обойтись без адекватного рынку внутреннего  экономического механизма, поскольку  сам работает в режиме экономии; в четвертых, он практически не подвержен  бюрократии; в-пятых, разорение мелких предприятий общество переживает менее болезненно

По данным Всемирного банка, из вновь образованных малых  организаций через год продолжают свою деятельность примерно 50% компаний, через 3 года - 8%, а через 5 лет - не более 3%. Динамика образования и выбытия  малых организаций является определенным компенсационным механизмом, смягчающим резкие колебания конъюнктуры рынка  для страны в целом, предупреждающим  более разрушительные их последствия. Однако количество вновь создаваемых фирм, как правило, превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого бизнеса в экономике каждой страны.

В настоящее  время в развитых странах существуют три модели развития малого предпринимательства:

· стабилизация объемов деятельности с последующим  сохранением статуса малого бизнеса;

· медленное  расширение деловой активности;

· быстрое развитие малых организаций и превращение  их в средние, а затем и в крупные компании.

Преимущество  малых организаций состоит в  том, что многие из них оказались  более приспособленными к периодически возникающим кризисам. Крупные фирмы  менее чувствительны и недостаточно быстро реагируют на какие-либо колебания  или изменения в экономике. Неслучайно в своей экономической политике правительства Германии, США и  многих других развитых капиталистических  стран отводят особое место оказанию помощи малому бизнесу. Малые организации  стали своеобразным индикатором  общего состояния экономики. Небольшие  организации наиболее чутко реагируют  на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы  прибыли в различных отраслях. В малых организациях отмечается более высокая эффективность  труда. Они с меньшими затратами  удовлетворяют потребности в  дефицитных видах товаров и услуг  на основе разработки местных источников (сырья), обеспечивая относительно более  высокую занятость.

Основные  проблемы малого бизнеса

- Медленно идет  процесс создания инфраструктуры  малого бизнеса;

- Низкими темпами  происходит увеличение числа  малых предприятий, особенно в  производственной сфере;

- Не во многих  регионах разработаны и приняты  органами власти нормативные  акты, региональные программы развития  малого предпринимательства, а  там где они приняты реализация их происходит далеко не в полной мере;

- Недостаточно  налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией  и опытом по развитию малого  предпринимательства, так и в  организации практического хозяйственного  взаимодействия предпринимателей  различных регионов между собой.

Многие малые  предприятия угасают уже в  самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и  только одно из пяти доживает до 10 лет.

Возможно, главной  причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.

Конечно, основной проблемой из всех является отношения малого бизнеса и государства

Программы поддержки малого бизнеса в Петербурге на 2008-2011 годы    

В данном разделе  представлены программы, направленные на поддержание и развитие малого предпринимательства Санкт-Петербурга. 

1.Гранты начинающим  субъектам малого предпринимательства  на создание собственного бизнеса

2.Аутсорсинг

3.Приобретение  основных средств в лизинг

4.Субсидирование  платы за технологическое присоединение  к электросетям

5.Субсидирование  арендной платы для отдельных  категорий арендаторов объектов  нежилого фонда, относящихся к  субъектам малого предпринимательства,  осуществляющим приоритетные для  Санкт-Петербурга виды деятельности

6.Выходим в  регионы

7.Технологические  стажировки

8.Высококвалифицированный  мигрант

9.Женский центр  предпринимательства

10.Основы предпринимательства  для школьников

Информация о работе Малое предпринимательство в России