Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:16, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно исследованию макроэкономического равновесия и его моделей. Актуальность этой темы определяется тем условием, что современная национальная экономика любой страны глубоко интегрирована в мировую экономику и подвержена общим мировым экономическим тенденциям. В условиях современного долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности валютных курсов ведущих мировых валют, падению темпов занятости и росту инфляции первоочередной задачей правительств стран мира является приведение национальных экономик в равновесие. Для этого целесообразно будет обратиться к накопленному теоретическому опыту и моделям приведения национальной экономики в состояние равновесия посредством воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение и другие показатели.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Понятие и модели макроэкономического равновесия……………………5
1.1Понятие, признаки и условия достижения макроэкономического равновесия………………………………………………………………………...5
1.2 Виды макроэкономического равновесия……………………………………7
1.3 Классическая модель макроэкономического равновесия………………….8
1.4Кейнсианская модель макроэкономического равновесия…………………14
2. Особенности макроэкономического равновесия в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
2.1 Макроэкономическое равновесие в Республике Беларусь………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Предельная склонность к сбережению(mps)-величина, на которую увеличивается объем сбережений, если доход возрастает на одну денежную единицу.
(1.4)
Где ΔS - изменение в сбережении
ΔY-изменение в доходе
Сумма предельных склонностей равна единице
Простейшая функция потребления имеет вид
С = а + в (у - т) (1.5)
Где С-потребление
а - автономные расходы
в - предельная склонность к потреблению
у - доход
т - налоговые отчисления
Рисунок 1.5.Функция потребления
На
оси абсцисс откладывается
В-точка нулевого потребления.
Автономное
потребление-это часть
Аналогичным образом рассматривается функция сбережения, которая является производной он функции потребления. Функция сбережения показывает зависимость сбережения от изменения дохода. Поскольку сберегаемая, это та часть дохода, которая не потребляется, то график сбережения дополняет график потребления.
Рисунок
1.6.Функция сбережения
«Кейнсианский крест» иллюстрирует воздействие любого фактора, изменяющего уровень плановых затрат, на уровень национального дохода.
Рисунок 1.7. «Кейнсианский крест»
2. ОСОБЕННОСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
2.1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Страны мира значительно отличаются друг от друга по характеру стоящих перед ними макроэкономических проблем. В условиях открытой экономики пути решения этих проблем абсолютно индивидуальны для каждой из них. Но в любом случае решение тех или иных проблем предполагает предварительное создание и одобрение некоего плана, идентифицирующего проблемы и определяющего последовательность и механизмы их решения.
Рассмотрим в общих чертах наиболее необходимые элементы подобного плана относительно нашей страны.
Неотъемлемой составной частью любых макроэкономических программ является прогноз – расчет и предсказание будущих экономических тенденций на основе анализа исторической и текущей информации. Он должен основываться на хорошо проверенной и отлаженной методологии, позволяющей избегать технических ошибок и осуществлять постоянное обновление прогноза по мере получения новой информации.
Трудности и противоречия экономической реформы в Республике Беларусь во многом были определены тем, что ее научно обоснованная модель находится лишь в стадии формирования. Это отразило процесс трансформации экономики, когда старая планово-распределительная система с ее централизованными административными методами руководства развалилась, а новая рыночная экономика, для которой характерны косвенные экономические методы управления, еще не сложилась. При разработке модели экономических реформ необходимо сделать правильный учет выводов и рекомендаций двух основных альтернативных направлений мировой экономической теории: классической, исходящей из решающей роли рыночного механизма в развитии экономики, и кейнсианской, в которой примат отдается регулирующей роли государства.
Белорусская модель развития формируется в течение последних 10—12 лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.
Учитывая длительный характер преобразований, для достижения конечных целей выделяются следующие этапы социально-экономического развития модели экономики Республики Беларусь.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования.
Второй этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики.
Третий этап (2011—2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие — обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса.
Практическая
реализация этих этапов осуществлялась
и продолжает реализовываться в
рамках Основных направлений социально-
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, построенная на принципах преемственности политического курса, экономической и социальной политики руководства страны, главной задачей пятилетия определяет повышение благосостояния народа и приближение его в перспективе к уровню экономически развитых европейских государств. В качестве приоритетов избраны:
Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования, ее концептуальные основы и практика реализации оказались правильными. Но это не освобождает научные институты и государственные структуры от необходимости совершенствовать и теоретико-методологические основы, и программно-целевые подходы к реализации перспективной модели экономики страны
Социально ориентированная рыночная экономика — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение — нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод — всем гражданам.
Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.
Эти базовые принципы белорусской модели показывают, что наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной экономики, выбирает свой путь построения будущей экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и его социальной ориентацией.
Роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества и др.
Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.
Таким
образом, макроэкономическая политика
в Беларуси после развала СССР была подвергнута
серьезному пересмотру. Нужно было действовать
в условиях рынка, что налагало свои особенности.
В первое время Беларуси было очень сложно
стабилизировать экономику в силу как
внешних, так и внутренних причин. Однако,
в последние годы ситуация стабилизировалась,
что позволяет проводить устойчивую макроэкономическую
политику и не допустить дестабилизизацию
экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким
образом, в ходе исследования было установлено,
что совокупный спрос характеризует желание
и возможность населения, фирм, государства
и заграницы приобрести определенный
объем товаров и услуг при сложившемся
уровне цен. Совокупный спрос в отличие
от рыночного спроса является более сложной
категорией и в масштабах общества складывается
из четырех основных компонентов: спрос
на товары и услуги, инвестиционный спрос
фирм, государственные закупки, чистый
экспорт.
Совокупное
предложение является второй важной
составляющей единого рынка и
представляет собой величину реально
производимого продукта всеми производителями
в экономической системе при определенном
уровне цен.
Пересечение
кривых совокупного предложения
и совокупного спроса AS и AD определяет
равновесный объем выпуска и
уровень цен в экономике.