Макроэкономическое и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:13, лекция

Описание работы

Лекция 1. Предмет, сущность и теории макроэкономического планирования.
Социально-рыночное хоз-во как соц-экономическая система.
Общественное хоз-во и его формы
Рынок, его сущность, формы
Рыночное хоз-во и его социализация
Государство в рыночной системе
Современные проблемы сочетания рыночного и планового механизмов рыночной экономики
Содержание и функции планирования современной смешанной экономике

Работа содержит 1 файл

Макроэкономическое и стратегическое планирование.docx

— 31.89 Кб (Скачать)

 Логвинов Станислав Александрович

Макроэкономическое  и стратегическое планирование.

Лекция 1. Предмет, сущность и теории макроэкономического планирования.

  1. Социально-рыночное хоз-во как соц-экономическая система.
    1. Общественное хоз-во и его формы
    2. Рынок, его сущность, формы
    3. Рыночное хоз-во и его социализация
  2. Государство в рыночной системе
  3. Современные проблемы сочетания рыночного и планового механизмов рыночной экономики
  4. Содержание и функции планирования современной смешанной экономике
 
    1. Современное рыночное хоз-во является результатом многолетнего развития общественного хоз-ва.

    Общественное хоз-во – определенный способ организации хоз. деятельности людей

    Известны 2 формы общественного хоз-ва:

    • натуральное хозяйство
    • товарное производство

    Натуральное хоз-во – производство для внутрихозяйственного потребления.

    В натуральном хоз-ве все основные экономические  вопросы (что производить? Как? Сколько?) решаются на основе целей собственного потребления.

    Признаки  натурального хоз-ва:

    1. Замкнутость – все виды работ, включая добычу и обработку необходимых материалов, изготовление продуктов, ведутся в рамках одного хозяйства.
    2. Ограниченность и разобщенность производства. Хозяйство функционирующее на основе натурального производства, как правило, не устанавливает связей с другими хозяйствами. Весь спектр потребностей реализуется на основе собственных возможностей.

      Отношения обмена отсутствуют.

Натуральное хозяйство подразумевает  наличие только 2-ух стадий: производство и потребление

    1. Традиционность. В натуральном хоз-ве экономическая деятельность ведется на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.

В системе натурального хоз-ва не используются новые технологии и разделение труда.

    1. Медленные темпы развития. Для натурального производства характерно простое воспроизводство (т.е. в одних и тех же масштабах и условиях).

      Это объясняется относительной  неразвитостью ресурсов (труд, капитал, земля). Потребительских характер производства.

Товарное  производство – форма организации экономики, при которой основная часть благ создается для обмена путем купли-продажи.

Предпосылки появление товарного хоз-ва:

    • общественное разделение труда
    • экономическая обособленность производителя

Общественное  разделение труда  – обособление  различных видов  экономической деятельности. 

Существуют 3 типа разделения труда:

  • внутрифирменное
  • общенациональное
  • международное

Внутрефирменное (одиночное) – обособление различных видов экономической деятельности внутри отдельного хозяйствующего субъекта

Общенациональное  – выделение отдельных  видов экономической  деятельности в рамках хозяйства страны

Международное – специализация отдельных стран по созданию определённых благ.

Условием  общественного разделения труда является развитие факторов производства.

В то  же время, общественное разделение труда  оказывает влияние  на развитие факторов производства, т.к. способствует накоплению у работников проф. опыта, квалификации и знаний.

Экономическая обособленность производителя  возникла в результате появления частной собственности и излишков продукции сверх той нормы, которая необходима производителю.

Эти предпосылки способствуют установлению хоз. связи  между производителями, обмену результатами труда.

Экономическая обособленность производителя  предполагает:

  1. возможность выбирать сферу хоз. деятельности
  2. реализовать право собственности на создание продукции
  3. нести ответственность перед потребителем, государством, участниками сделки
 

Проблемы  бартера:

  1. Сложность совпадения интересов всех участников обмена
  2. Трудности нахождения критерия, на основе которого обмен становится эквивалентным
  3. Необходимость нести доп. расходы, связанные с эксплуатацией складских помещений
 

Товарное производство прошло 3 стадии развития:

  1. Простое
  2. Классическое
  3. Социализированной

Деньги выполняют 2 функции

  • Обмен
  • Эквивалентность

Денежная форма  обмена является господствующей формой обмена

В товарном производстве обмен и осуществляется посредством особого механизма получившего название «рынок».

Исследование  эк. сущности товарного производства позволяет сделать вывод о  том, что оно так же как натуральное  хоз-во имеет ряд определенных признаков, которые характеризуют его:

  1. Общественное разделение труда
  2. Эк обособленность производителя
  3. Создание продукции для продажи
  4. Принятие эк решений самими производителями
  5. Обмен продуктами
  6. Эквивалентность обмена
  7. Осуществление обмена посредством рынка

Простое товарное производство - форма организации эк при которой благо для обмена создаются самостоятельными производителями, которые в одно и то же время являются собственниками факторов производства.

Типичными представителями  являются хоз-ва крестьян и ремесленников.

При простом товарном производстве господствует мелкая индивидуальная частная собственность

Данный тип  хоз-ва характеризуется тем, что  работник производитель и собственник  факторов производства – это одно лицо.

В простом товарном производстве отсутствует эксплуатация человека человеком.

В экономике господствуют мелкие раздробленные хоз-ва, используется примитивная техника, которая не позволяет существенно увеличить производительность труда.

Классическое  товарное производство – форма организации экономики, при которой рыночные отношения приобретают всеобщий характер, товарами становятся не только результаты труда, но и эк ресурсы (вода, воздух, ландшафты…)

Классическое товарное произв-во основано на господстве индивидуальной частной собственности.

В классическом товарном произв-ве производители и собственники факторов произв-ва не совпадают в одном лице, т.е. производителями являются наемные работники, не обладающие правами собственности на создаваемый продукт и факторы произв-ва. Факторы пр-ва являются собственностью иных лиц, а именно владельцев капитала

Классическое товарное производство функционирует на основе эксплуатации человека человеком

Средние и крупные хоз-ва применяющие современную технику являются фундаментов.

Для этого типа товарного хозяйства характерен общественный характер производства

Соц тов произв – это тов произв функционирующее на основе соц партнерства и соц прогресса.

По отношению  к предыдущим типам, соц. Является высшей стадией развития тов произв.

Характерные черты:

  1. Доминирует коллективная собственность в форме акционерной собственности. В результате многие участники произ-ва одновременно явл совладельцами факторов произв-ва и принимают непосредственное участие в управлении произв процессом
  2. В обществе устанавливается соц партнерство, предполагающее согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по таким вопросам как динамика оплаты труда, выплата соц пособий, трансфертов, условий труда и тд.
  3. В соц тов произв-ве господствующую роль играют крупнейшие предприятия использующие передовую технику и современные методы управления.
  4. В соц тов произв-ве5 эксплуатация работников отсутствует
  5. При соц тов произв-ве общественное произв-во достигает наибольшей степени обобществелия.
    Признаки Простое ТП Классическое  ТП Социализированное ТП
    Господствующая  форма собственности Мелкая индивид частная Индивидуальная

    Частная собственность

    Коллективная  частна собственность
    Соединение  труда и капитал аработник и собственник – одно лицо Производители-наемные работники, а фаторы произ-ва принадлежат индивид частным собственникам Многие производители  одновременно являются совладельцами  факторов произв-ва
 

    Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров.

    Рынок - форма  товарного и товарно-денежного  обращения

    Рынок – механизм, обеспечивающий взаимодействие между  производством и потреблением

    Рынок – сфера  обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции

    Рынок – совокупность эк отношений, по произв-ву и обмену эк благ при помощи денег.

    Рыночную экономику  можно определить как систему  эк отношений между людьми поп  оводу купли-продажи товаров и  услуг осуществляемых с помощью денег, в условиях плюрализма всех форм собственности

    Субъекты рынка- лица которые вступают в рыночные отношения или явл участниками рыночных сделок:

    • Покупатели
    • Продавцы
    • Гос организации
    • Посредники

    Объекты рынка-то по поводу чего возникают отношения  купли-продажи

    • Материальные и нематериальные блага
    • Капитал
    • Открытия и изобретения и тд.

Функции рынка

  • Информационная
  • Посредническая
  • Ценообразующая
  • Регулирующая
  • Стимулирующая
  • Контролирующая
  • Социальная
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современный рынок  обладает очень развитой инфраструктурой.

Инфраструктура- составные части общего устройства эк или полит жизни носящие второстепенный подчиненный характер и обеспечивающие нормальную деятельность эк., полит и др систем.

Выделяют различные  виды инфраструктур:

  • Экономическая
  • Политическая
  • Социальная
  • Правовая
  • Производственная

Биржа -  наиболее развитая форма регулярно функционирующего оптового рынка массовых замещаемых товаров, продающихся по стандартам или образцам (товарно-сырьевая)

Огромной заслугой этой школы(ордолиберализма) явилось изучение взаимосвязи между собственно эк порядками и полит гос и правовыми порядками. Такой подход позволял изучать эк как систему функционирующую в неразрывном единстве с вне эк институтами. Опираясь на идеи ордолиберализма Анри Мюллер-Армак разработал концепцию соц-рыночного хоз-ва. Эта концепция на практике была реализована Людвигом Эрхардом. Как считал Мюллер-Армак идея соц рыночного хоз-ва заключается в соединении свободы рынка с соц выравниванием. Развивая далее эту мысль он писал: соц –рыночное хоз-во может быть определено как идея полит упорядочени я цель которого состоит в соединении общества, построенного на конкуренции и частной инициативе социальным прогрессом обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного эк порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система соц защиты.Сущность соц-рыночного хоз-ва только тогда можно считать полностью достигнутой, когда соответственно с высокой производительностью одновременно понижаются цены и обеспечивается повышение реального

Информация о работе Макроэкономическое и стратегическое планирование