Логика научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Введение
С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме изложения своих убеждений, которая бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно возникает потребность создать определен перечень правил, законов и норм, за которыми нужно строить собственные рассуждения.

Содержание

Введение 3
Определение логики 4
Логика Научного Познания или Логика науки 6
Интуитивное и логическое в научном познании 12
Основные этапы развития логической науки 13
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

мнп.docx

— 46.84 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский  Государственный университет технологии и дизайна 

Кафедра менеджмента 
 

     Реферат по методологии научного познания

     Тема: «Логика научного познания» 
 

                     Выполнила : Вахтина Н.М

                     Студентка группы 3вз4с

                Шифр  зачетной книжки :0931333 
                 
                 
                 
                 

Санкт-Петербург 

2011

Содержание

  1. Введение  3
  2. Определение логики 4
  3. Логика Научного Познания или Логика  науки                               6
  4. Интуитивное и логическое в научном познании                             12
  5. Основные этапы развития логической науки                     13
  6. Список литературы                                                                              17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С древних времен людей интересовали способы правильного построения и обоснования собственных мнений, они стремились к такой форме  изложения своих убеждений, которая  бы выглядела наиболее убедительно. В связи с этим естественно  возникает потребность создать  определен перечень правил, законов  и норм, за которыми нужно строить  собственные рассуждения.

     Уже позже на основе данных законов возникнут  многочисленные концепции, теории, будут  основываться целые направления  исследований. Таким образом и возникла такая наука как логика. Она прошла в своем развитии сложный путь от логики Аристотеля к современной неклассической логике, который охватывает часовой промежуток в 25 веков. При чем логика как наука за этот весомый промежуток времени успела значительно измениться. Именно поэтому целью данной работы изберем проследить развитие логики как науки с самых давних времен до наших дней. В этой связи возникает необходимость предоставить периодизацию развития логики как науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Определение логики

     Логика (др. греч. λογική — «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.  Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.  Слово «логика» употребляется также в связи с процессами мышления. Так, мы говорим о логичном и нелогичном мышлении, имея в виду его определенность, последовательность, доказательность и т.п.   Кроме того, логика – особая наука о мышлении. Она возникла еще в IV в. до н.э. Позднее она стала называться также формальной логикой.  Самым общим образом логику можно определить как науку о законах и операциях правильного мышления.       Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем человеческое мышление. Оно изучается многими науками, и логика – одна из них. Всякое движение нашей мысли, постигающей истину, добро и красоту, опирается на логические законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены всегда следовать им.          Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.            Логика служит одним из инструментов почти любой науки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Логика Научного Познания или Логика  науки  

     Развитие   логики  всегда было тесно связано с практикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретные рассуждения дают  логике  материал, из которого она извлекает то, что именуется логической формой, законом и т. д. Теории логической правильности оказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практики мышления.       Современная  логика  с особой наглядностью подтверждает это. Она активно реагирует на изменения в стиле и способе  научного  мышления, на осмысление его особенностей в методологии науки. Сфера приложений  логики  в изучении систем  научного  знания непрерывно расширяется.            В конце XIX — начале XX в.  логика  почти всецело ориентировалась на исследование математического рассуждения, и эта связь с математикой была настолько тесной, что до сих пор в имени «математическая  логика » прилагательное «математическая» иногда истолковывается как указывающее не только на своеобразие методов новой  логики , но и на сам ее предмет.   В 20-е годы этого века предмет логических исследований  научного  знания существенно расширился. Начали складываться такие разделы  логики , как многозначная  логика , модальная  логика , теория логического следования, деонтическая  логика  и др. Были предприняты попытки систематического построения индуктивной  логики . Все эти новые разделы не были непосредственно связаны с математикой, в сферу логического исследования вовлекалось уже естественнонаучное и гуманитарное знание.            В 30—40-е годы Логика научного познания интенсивно разрабатывалась в рамках философии неопозитивизма, сделавшей логический анализ языка науки основным средством борьбы с «дурной метафизикой» и порождаемыми ею «псевдопроблемами». Неопозитивизм принял идею о безоговорочной применимости математической (современной)  логики  не только к дедуктивным наукам, но и к опытному знанию и резко противопоставил свою « логику  науки» традиционному философскому и методологическому анализу  познания. Претенциозная неопозитивистская программа сведения философии науки к логическому анализу ее языка потерпела крах. Причина его не в принципиальной неприменимости современной  логики  к опытному знанию, а в порочных философcко-методологических установках, связанных с фетишизацией формальных аспектов  познания, абсолютизацией языка и формальной  логикой. Особенности неопозитивистской методологии — изоляционизм, отказ от исследования  научного знания в динамике, наивный индуктивизм, эмпирический фундаментализм и редукционизм — фатальным образом сказались не только на самой этой методологии, но и на направляемом ею логическом анализе  научного знания.         Неудачными оказались, в частности, попытки чисто формальными средствами охарактеризовать индукцию, определить понятие естествен-но научного закона, диспозиционного предиката, объяснения,   контр фактического высказывания, осуществить сведение теоретических терминов к эмпирическим и др.       Неопозитивистское расширительное истолкование возможностей логики научного познания было преодолено только в конце 50-х - начале 60-х годов, когда стало очевидно, что задачи, которые выдвигались перед нею неопозитивизмом, плохо поставлены и не имеют решения. Борьба неопозитивизма против «псевдопроблем» традиционной философии и теории  познания во многом вылилась в бесплодные дискуссии по поводу псевдопроблем самой неопозитивистской  логик и науки. Сейчас логический анализ  научного знания активно ведется в целом ряде как давно освоенных, так и новых областей.            Самым общим образом их можно обозначить так: >> методология дедуктивных наук; >> применение логического анализа к опытному знанию; >> применение логического анализа к оценочно-нормативному знанию; >> исследование приемов и операций, постоянно используемых во всех сферах  научно й деятельности (объяснение, понимание, классификация и т. д.). Использование  логик и в анализе  научного  познания означает ее рост не только вширь, но и вглубь, хотя последний процесс из-за сопровождающих его споров менее заметен. Прояснение и углубление оснований  логики сопровождается пересмотром и уточнением таких центральных ее понятий, как логическая форма, логический закон, доказательство, логическое следование .           Начиная с 50-х годов этого века к логической форме оказались отнесенными такие непривычные для традиционной логики понятия, как «было», «будет», «раньше», «позже» и «одновременно», «хорошо», «плохо» и «безразлично», «знает» и «полагает», «возникает» и «исчезает», «уже есть» и «еще есть» . Сама логическая форма сделалась относительной: она зависит не только от исследуемого языкового выражения, но и от принятой системы анализа, от того формализованного языка, на который оно «переводится».  Возникновение конкурирующих систем логики показало, что законы логики не являются истинами, никак не связанными с практикой мышления, и зависят от области, к которой они прилагаются. Так, при рассуждении о бесконечных совокупностях объектов не всегда применим закон исключенного третьего, принципы косвенного доказательства и др. Рассуждение о недостаточно определенных или изменяющихся во времени объектах также требует особой логики и т. д. Более того, на разных этапах развития науч-   ной теории находят применение разные множества логических законов. Так, в условиях формирующейся теории ограничена применимость закона противоречия, законов, позволяющих выводить любые следствия из противоречий и отвергать положения, хотя бы одно следствие которых оказалось ложным (паранепротиворечивая логика и парафалъсифицирующая логика). Обнаружилась, таким образом, «двойная гибкость» человеческой логики. Она может меняться не только в зависимости от области обсуждаемых объектов, но и в зависимости от уровня теоретического осмысления этой области. Приложения логики показали, что доказательство не обладает абсолютной, вневременной строгостью и является только культурно опосредствованным средством убеждения. Даже математическое доказательство на деле исторично и социально обусловлено.          В разных логических системах доказательствами считаются разные последовательности утверждений и ни одно доказательство не является окончательным. В стандартном определении доказательства используется понятие истины. Доказать некоторое утверждение — значит логически вывести его из других являющихся истинными положений. Но многие утверждения не связаны с истиной: оценки, нормы, советы, клятвы, декларации . Очевидно, что они тоже могут быть элементами логически последовательных рассуждений и доказательств. Встает, таким образом, вопрос о существенном расширении понятия доказательства. Им должны охватываться не только описания, способные иметь истинностное значение, но и все те многообразные утверждения, которые не являются описаниями и не могут быть сведены к ним.       Стандартный курс современной логики начинается определением высказывания как предложения, являющегося истинным или ложным. Поскольку оценки, нормы и т. п. очевидным образом не имеют истинностного значения, данное определение можно понимать так, что все, излагаемое после него, неприложимо к оценочным, нормативным и им подобным выражениям. Обычное понимание логического следования существенным образом опирается на понятие истины: из множества посылок A логически следует высказывание В, если и только если при любой интепретации, при которой истинны все высказывания из A, истинно также высказывание В. Это можно истолковать так, что между оценками, нормами, как и между всеми иными выражениями, лишенными истинностного значения, невозможно отношение логического следования. Очевидно, однако, что оценочные, нормативные и им подобные высказывания способны быть посылками и заключениями логически корректных рассуждений. Это означает, что «высказывание», «логическое следование» и др. центральные понятия  логик и должны быть определены в терминах, отличных от «истины» и «лжи». Намечается выход  логик и за пределы «царства истины», в котором она находилась до сих пор. Понимание ее как науки о приемах получения истинных следствий из истинных посылок должно уступить место более широкой концепции  логик и. Под влиянием приложений  логик и и прежде всего ее приложений в анализе  научног о знания существенно изменились представления об отношении  логик и к мышлению и языку. Согласно господствовавшей в 30-е годы точке зрения, правила логики представляют собой продукт произвольной конвенции и выбор их, как и выбор правил игры, ничем не ограничен. В силу этого все искусственные языки, имеющие ясную логическую структуру, равноправны, и ни один из них не лучше и не хуже другого. Это — т. наз. принцип терпимости, выдвинутый в конце 20-х годов К. Менгером и активно пропагандировавшийся позднее Р. Карнапом.              Данный принцип отрывает  логику от обычного мышления и обычного языка. Разумеется, мышление не копирует мир своей внутренней структурой, но это не означает, что они никак не связаны и что  логик а — только своеобразная интеллектуальная игра, правила которой точны, но произвольны. Правила игры определяют способы обращения с вещами, правила  логик и — с символами. Искусственные языки  логик и имеют предметное, семантическое измерение, которого лишены игры. Нарушающий правила игры вступает в конфликт с соглашениями, нарушающий же правила  логик и находится в конфликте с истиной и добром, стандарты которых не являются конвенциональными.  Логика как инструмент  познания связана с действительностью и своеобразно отображает ее. Это проявляется в обусловленности развития  логик и развитием человеческого  познания, в историческом изменении логических форм, в успешности практики, опирающейся на логическое мышление.         Перемены, происшедшие в  логике, низвели ее с заоблачных высот непогрешимой абстракции. Они приблизили логику к реальному мышлению и тем самым к человеческой деятельности, одной из разновидностей которой оно является. Это, несомненно, усложнило современную  логик у, лишило ее прежней твердости и категоричности. Но этот же процесс насыщения реальным содержанием придал ей новый динамизм и открыл перед нею новые перспективы. Если не принимать во внимание давно сформировавшуюся методологию дедуктивных наук, существенный вклад в которую внесла  логика, можно сказать, что логика научного познания не достигла пока особо впечатляющих успехов. Тем не менее есть определенное продвижение и есть перспектива. Уже сейчас можно сделать вывод о плодотворности крепнущих связей  логик и с естественными и гуманитарными науками, как для методологии этих наук, так и для самой  логики. 
 
 
 
 
 
 
 

4.Интуитивное и логическое в научном познании.

     Знания, полученные с помощью логических операций-это знание аналитическое, оно не может быть принципиально новым. Знания за счет интуиции могут быть новыми. Интуитивное знание затем необходимо перевести на язык логики.        Логическое – это выводное знание.       Логика-наука о правильном знании.     Логика-это учение о выводе.       Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов. В Индии нашли подборки доказательств теорем аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо доказательства имели чертежи и надпись «Смотри!».             Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание, как вложение смысла, понимания.           Уровни понимания:       1)Способность слежения за текстом. Текст-это все то, что может быть подвергнуто интерпретации(музыка, картины, следы животных. Если мы понимаем друг друга-мы находимся в одной социальной структуре.  2)Способность воспроизведения    текста  3)Способность опровержения текста.     Знание–это еще и понимание. Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности ,Осознанием человеком себя как личности. Что же касается интуитивного: оно характеризуется тем, что ученый не имеет знания о своем мышлении.      Бессознательная–это деятельность не подверженная действию логики.   Вывод: Научная деятельность-это деятельность бессознательная. 

     5.Основные этапы развития логической науки

Современная логика как наука о законах и формах человеческого мышления     включает в себя две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.       Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика является наукой о правильном мышлении, исследует и систематизирует также типичные ошибки, совершаемые в 
процессе мышления, то есть типичные алогизмы. При применении средств, 
вырабатываемых формальной логикой, можно отвлекаться от развития знания.           Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая понятия, она изучает не конкретное содержание различных понятий, а понятия как форму мышления. Изучая суждения, логика выявляет общую структуру для различных по содержанию суждений.       Формальная логика изучает законы, обуславливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям 
формальной логики, не способно правильно отражать действительность.  Поэтому изучение мышления, его законов  и форм нужно начинать с формальной логики.         Формальная логика в своем развитии прошла два основных этапа. Первый этап - это связь с работами Аристотеля, в которых дано систематическое изложение логики. Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, также содержаться элементы математической логики. Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное умозаключение. Учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики - логике предикатов. Дополнением к этому учению была логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и других). Логика стоиков - 
основа другого направления математической логики  - логики высказываний. Следующими, кто развил учение Аристотеля, 
следует назвать Галена; Порфирия, который разработал схему отображающую отношения между понятиями; Боэция, сочинения которого были логическими пособиями. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная Ф. Беконом. Он подверг критике дедуктивную логику, которая не может служить методом научных открытий. Методом должна быть индукция. Разработка индуктивного метода - огромная заслуга Бекона. 
Методы дедукции и индукции не исключают друг друга, а дополняют. Дж. С. Милль систематизировал методы научной  индукции. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бекона - Милля составили основу общеобразовательной дисциплины и составляют основу логического образования в настоящее время.       Второй этап – это появление математической логики. Философ Г. В. Лейбниц считается основоположником. Он пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было разрешить посредством вычисления. Математическая логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного вывода. Для выявления структуры вывода строят различные математические исчисления. Другим основанием деления логики служит различие применяемых в ней принципов, на которых базируются исследования. В результате такого деления имеем классическую логику и неклассические логики. В.С. Меськов выделяет принципы классической логики: 
”1)область исследования составляют обыденные рассуждения; 2)допущение о разрешимости любой проблемы; 3) отвлечение от содержания высказываний и от связей по смыслу между ними; 4)абстракция двузначности высказываний”.         Кроме формальной логики, существует логика диалектическая, предметом специального изучения которой являются формы и закономерности развития знания. Средства диалектической логики применяются в тех случаях, когда от развития знания отвлекаться нельзя.  Диалектическая логика исследует такие формы развития знания, как проблема, гипотеза и так далее, такие методы познания как восхождение от абстрактного к конкретному, анализ и синтез.      В процессе познания методы формальной логики дополняются методами диалектической логики и наоборот.        В развитие диалектической логики внесли определенный вклад Платон и Аристотель, отдельные идеи высказывались средневековыми философами и философами Нового времени. Классические формы придали 
ей Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Диалектическая логика Гегеля является систематическим учением, хотя она и разработана с позиций объективного идеализма.          Диалектическую логику на материалистической основе разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.       Диалектическая логика изучает законы развития человеческого мышления. К ним относятся объективность и всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, 
раздвоение единого на противоположные стороны и так далее. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.             Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект – человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет свой предмет исследования.         Диалектическая логика не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства,разработанные диалектической логикой.           Логика занимается не только связями высказываний в правильных выводах, но и многими иными проблемами: смыслом и значением выражений языка, различными отношениями  между  терминами, операциями определения и логического деления понятий, вероятностными и статистическими рассуждениями, парадоксами и логическими ошибками и так далее. Но главные темы логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода.           В правильном рассуждении заключения вытекает из посылок с логической необходимостью, общая схема такого рассуждения выражает логический закон. 
Рассуждать логически правильно – значит рассуждать в соответствии с законами логики.
 
 
 
 
 
 
 

6.Список литературы

    1.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all. narod.ru/                       http://ru.wikipedia.org/wiki                                                                            2.Грядовой Д.И., Логика: Структурированный учебник (для вузов) – 2е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.          3.Гетманова А.Д. , Логика учебник для вузов, М. 2002


Информация о работе Логика научного познания