Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:29, реферат
Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.
Оценивая итоги рыночных
преобразований в казахстанской
экономике за годы независимости, необходимо,
прежде всего, отметить постепенный
и поэтапный переход к
Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.
Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан–2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны.
Названные этапы становления
и развития Казахстана как независимого
государства происходили при
различных социально-
На первом этапе социально-экономических
преобразований экономика находилась
в стадии глубокого производственно-
На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.
Ниже приводится краткий
анализ состояния социально-
Первый этап (1992-1997 годы)
Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.
Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.
Основные действия Правительства
на этапе либерализации экономики
заключались в оперативном
• отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;
• упразднения государственных
органов, в функции которых входили
планово-распределительные
• снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;
• организации банковской системы и таможенной службы;
• привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.
Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.
В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:
• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;
• введение национальной валюты;
• наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;
• вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;
• окончательный отход
от принципов административно-
Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР.
Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.
На этапе активизации
рыночных реформ уровень жизни населения
резко снизился. Меры Правительства
по смягчению падения реального
размера пенсий были недостаточно эффективными
из-за углубления экономического кризиса.
В связи с необходимостью создания
национальной армии, обустройства границы
и таможенной территории, формирования
дипломатического корпуса, в условиях
снижения уровня доходов государственного
бюджета, финансирование расходов на социальную
сферу имело тенденцию к
В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – на 69,9%, назначенная пенсия – на 77,3%, инвестиции в строительство – на 64,1%.
В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.
Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:
• принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;
• начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;
• разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;
• образование Казначейства Министерства финансов;
• либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;
• образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;
• принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.
• подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;
• подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;
• подписание ряда соглашений
с международными финансовыми организациями
о предоставлении займов для обеспечения
стабилизационных и структурно-
• проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.
Налоговая и бюджетная
сфера реформировалась в
В целях обеспечения
Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.
В период макроэкономической
стабилизации интенсивность проводимых
рыночных преобразований была самой
высокой. Именно в этом периоде закладывалась
основа будущих успехов Казахстана
в области социально-
Одновременно с этим все
крупные металлургические предприятия
обрели реальных хозяев, которые вложили
соответствующие инвестиции на восстановление
добычи и переработки руды и производство
черных и цветных металлов, несмотря
на неблагоприятную внешнюю
Второй этап (1998-2005 годы)
В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан–2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.
Главным направлением социально-экономической
политики в этот период стало построение
модели посткризисного развития экономики,
основанной на высоких темпах освоения
месторождений нефти и газа с
целью обеспечения реанимации отраслей
не нефтяного сектора и
Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:
• завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;
• погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;
• принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны – расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;
• принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.
За 1998-2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.
Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году – 9,8%.
ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:
• Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.
• Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.
• Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.
• Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.
Экономика Казахстана в течение 2001-2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001-2005 гг. 12%.
В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.