Лизинг как вид предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Лизинг достаточно молодой вид предпринимательской деятельности не только у нас в стране, но и за рубежом. Зародившись в США в начале 50-х годов нашего столетия, лизинг уже в конце 50-х – начале 60-х годов начал распространяться в Европе.
За менее чем полувековой срок своего развития лизинг нашел широкое применение во всем мире и признан как один из наиболее эффективных и надежных методов инвестирования средств в оборудование. В США, например, почти половина кредитов идет через лизинг.

Содержание

1. Лизинг как вид предпринимательской деятельности
1.1 Сущность лизинга
1.2 Виды лизинга
1.3 Зарубежный опыт лизинговых операций
2. Лизинг в российской экономике
2.1 Законодательная база лизинга
2.2 Результаты лизинговой деятельности в России
2.3 Перспективы лизинговой деятельности под влиянием мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизинг автотранспорта
2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли
2.3.3 Деятельность отечественных и зарубежных лизинговых компаний на внутреннем и внешнем рынках
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Лизинг как вид предпринимательской деятельности.docx

— 63.42 Кб (Скачать)

— предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации  с коэффициентом не выше трех при  линейном методе начисления амортизации  для первых трех амортизационных  групп с 1 января 2010 года. Это позволит не нарушить принципы Гражданского и  Налогового кодексов по двум основаниям: закон обратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшению  положения налогоплательщика;

— законодательно закрепить в Налоговом  кодексе право лизинговых компаний на использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным предприятиям, и др.

Скорее всего, предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране, поскольку в  деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большого количества предприятий  и организаций.

2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли

Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые  налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий  сулят лизинговым компаниям хорошие  перспективы. Однако специфические  риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.

Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ  трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65% [13].

Интенсивная нефтедобыча, которая  велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.

Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня  отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и  т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.

Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют  средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.

Например, инвестиции в добычу одной  только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить  около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.

В общем объеме российского рынка  лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки  занял 4,5%, объем нового бизнеса в  сегменте (сумма новых заключенных  сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.) [14].

В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено  новых договоров лизинга почти  на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].

В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный  подвижной состав и грузовая техника  для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим  и другим оборудованием.

Первая часть указанной техники  обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ  пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть  оборудования несет в себе и специфические  риски ввиду узкой сферы его  применения (например, недвижимые неразборные  конструкции).

В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового  состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются  исключительно за счет устойчивого  финансового положения клиента.

Реализация предмета лизинга в  случае дефолта лизингополучателя  стороннему покупателю может стать  серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в  них вышка для выкачивания  нефти. Сама скважина при этом —  это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении  дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.

Помимо возможных финансовых проблем  клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В  этом случае оборудование, поддающееся  демонтажу, неизбежно придется снимать  и перевозить на новое месторождение  либо продавать. Поэтому зачастую вопросы  дальнейшей реализации добывающей техники  прорабатываются лизингодателями  еще на этапе заключения сделки.

Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует  в агрессивной среде, а также  в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у  лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой  защиты оборудования в условиях ограниченного  числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.

На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно  предлагают свои услуги независимые  лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня  сегмент лизинга техники для  нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.

«Во-первых, необходимо, чтобы в  штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать  контракт по поставке телеметрической  системы для установки горизонтального  бурения, производимой, например, поставщиком  в Шотландии, гораздо сложнее, чем  контракт на поставку автомобиля или  даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины» [13].

Здесь возникает еще одна особенность  работы с данным видом оборудования — взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки  нефти и газа в России производит очень небольшое количество предприятий, что дает им возможность диктовать  свои условия поставок. Значительное количество оборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается у  зарубежных производителей, которые  также работают в низкоконкурентной среде.

«В то же время компании, предъявляющие  спрос на подобное оборудование, занимают лидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), а значит, очень чувствительны  к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно, немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условия финансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО «Райффайзен-Лизинг» [13].

Это значит, что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- и газодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки, добиваясь приемлемых условий поставок с одной стороны и выгодных условий финансирования для лизингополучателя — с другой. 

 

2.3.3 Деятельность отечественных  и зарубежных лизинговых компаний  на внутреннем и внешнем рынках

Ни мировой финансовый кризис, ни проблемы с фискальными органами не помешают отечественным лизингодателям в ближайшей перспективе удерживать лидерство на внутреннем рынке. Однако с реализацией международных  амбиций придется подождать —  для выхода на внешние рынки российским компаниям не хватает ни сил, ни желания.

Западные лизинговые компании начали активно выходить на российский рынок  финансовой аренды примерно пять лет  назад. Сегодня лизинговые подразделения  практически всех крупных мировых  западных финансовых групп представлены в России. Например, германо-австрийский  холдинг VB-Leasing учредил на российском рынке дочернюю компанию «ФБ-Лизинг», итальянская группа Uni Credit создала в РФ компанию «Локат Лизинг Руссия». У нас также работают группы ING Group (подразделение ING Lease в России) и Taxi Lease (компания «Транспорт Лиз») из Нидерландов, Parex Bank (компания «Парекс-Лизинг») из Латвии, BNP Paribas (компания Arval) из Франции, транснациональные «Брансвик Рейл Лизинг» (финансовая группа «Брансвик») и «Ханса Лизинг» (банк «Ханса»), Hyundai («Хендэ Лизинг») из Южной Кореи и другие.

Как сейчас отечественные лизингодатели  сосуществуют с многочисленными  и сильными иностранными конкурентами и готовы ли российские игроки сегмента финансовой аренды побороться с западными  компаниями на международном рынке? Эти вопросы интересуют сейчас многих участников отрасли и непосредственно  потребителей лизинговых услуг. В СМИ  еще несколько лет назад много  говорили о том, что иностранцы легко  отнимут кусок хлеба у отечественных  игроков. Однако эти мрачные прогнозы не оправдались, считает Александр  Кожевников, генеральный директор компании «Авангард-Лизинг». «Про угрозу со стороны  западных компаний говорят с 2000 года, как только стало понятно, что  российская экономика не умерла. Однако с 2003 года присутствие на рынке иностранных  игроков принципиально не выросло», — поясняет он. Пять лет назад российский рынок лизинга был очень нестабильным, а сейчас отрасль сложилась и крупнейшие игроки определились. «Если посмотреть сегодня на список крупнейших лизинговых компаний, увидим, что иностранный капитал заявляет о себе только во второй десятке, — отмечает Александр Кожевников. — Но это, разумеется, не повод сидеть сложа руки, надо работать. Впрочем, недооценивать себя тоже не следует» [13].

«Из большинства публикуемых рейтингов  следует, что ведущие позиции  с точки зрения размера портфеля и новых инвестиций пока принадлежат  российским компаниям, — поддерживает Аркадий Герасенко, генеральный директор ING Lease в России. — Иностранные компании, конечно же, присутствуют на российском рынке, но не в таком количестве и качестве, как могли бы» [13]. Дело в том, что в России отечественные лизингодатели растут более быстрыми темпами, чем иностранные. По данным генерального директора компании «ФинСтройЛизинг» Сергея Кирьянова, сейчас отечественные лизингодатели прочно держат основную долю на рынке лизинговых услуг, а вот экспансия зарубежных компаний возрастает главным образом за счет западных банков, доля которых на рынке капитала в России увеличивается очень быстро.

Более успешный путь интеграции отечественных  лизингодателей на западные рынки —  это сотрудничество с иностранными поставщиками техники и других объектов лизинговых сделок. Более того, оборудование и техника иностранного производства сегодня фаворит российского  лизингового рынка. Эта тенденция  касается большинства отраслей финансовой аренды. Иностранная техника не лидирует лишь в совсем уж специфических направлениях лизингового бизнеса, например в  секторе финансовой аренды железнодорожной  техники или недвижимости, когда  в лизинг сдаются офисы и производственные площади. Особенно популярно приобретать  в финансовую аренду высокотехнологичное  оборудование иностранного производства.

Как признаются потребители лизинговых услуг и сами операторы финансовой аренды, импортное оборудование отличается большей производительностью и  лучшими техническими характеристиками, а значит, имеет более длительный период эксплуатации. Поэтому российские предприятия охотнее покупают оборудование, произведенное на Западе, нежели отечественную  технику. Да и самим лизинговым компаниям  покупка импортного оборудования чаще всего обходится дешевле за счет организации финансирования поставок напрямую из-за рубежа. Западные банки  положительно относятся к кредитованию поставок в другие страны. Более  того, существуют специальные программы  по поддержке экспорта оборудования. Они предусматривают дешевое  кредитование российских лизинговых компаний зарубежными банками, под иностранную  же технику. При этом широкое распространение  имеют программы, организованные крупными производителями при поддержке  собственных финансовых подразделений. А еще импортные сделки выгодны  лизинговым компаниям, так как они  дают репутацию добросовестного  заемщика в глазах иностранных банковских структур. То есть чем больше компания занимает, тем больше у нее возможностей получить еще более выгодное финансирование, конечно, при наличии хорошей  кредитной истории.

Информация о работе Лизинг как вид предпринимательской деятельности