Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 08:02, курсовая работа
Лизинг достаточно молодой вид предпринимательской деятельности не только у нас в стране, но и за рубежом. Зародившись в США в начале 50-х годов нашего столетия, лизинг уже в конце 50-х – начале 60-х годов начал распространяться в Европе.
За менее чем полувековой срок своего развития лизинг нашел широкое применение во всем мире и признан как один из наиболее эффективных и надежных методов инвестирования средств в оборудование. В США, например, почти половина кредитов идет через лизинг.
1. Лизинг как вид предпринимательской деятельности
1.1 Сущность лизинга
1.2 Виды лизинга
1.3 Зарубежный опыт лизинговых операций
2. Лизинг в российской экономике
2.1 Законодательная база лизинга
2.2 Результаты лизинговой деятельности в России
2.3 Перспективы лизинговой деятельности под влиянием мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизинг автотранспорта
2.3.2 Деятельность отечественных и зарубежных лизинговых компаний на внутреннем и внешнем рынках
Заключение
Список использованных источников и литературы
· Во-первых, лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимость продукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или на расходы, связанные с основной деятельностью, т.е. указанные суммы не включаются в налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
· Во-вторых, стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
· В-третьих, доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, а прибылью – разница между доходами лизингодателя и его расходами на осуществление основной деятельности лизингодателю.
2.2 Результаты лизинговой деятельности в России
Лизинговые операции использовались еще в СССР.
В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров, объектов недвижимости, торгово-лизинговая компания «Россия» - лизингом станочного оборудования, электронных систем, прокатных станов.
Активизировалась лизинговая
деятельность в России после 1994 г. Активизация
лизинговой деятельности объясняется
тем, что, с одной стороны, в стране
были сформированы определенные рыночные
структуры, которые предопределяют
эффективное использование
Считается, что важным этапом в развитии лиизинговых сделок в России являются операции Международного промышленного банка (МБП) [4, с. 11]. В 1994г. банком был прокредитован проект нефтеперерабатывающего завода, нацеленный на создание нефтяных коксов для использования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этой продукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановку в районах, где расположены предприятия электродного и алюминиевого производства. МБП был подготовлен также ряд программ, предусматривающих использование лизингового механизма для развития промышленности Камчатки, Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.
В 1994 году на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). Рослизинг выполняет методические, организационные и информационные функции, предусматривающие развитие лизинга в России. Среди этих функций важнейшими являются следующие:
àсодействие развитию рынка лизинговых услуг;
àразработка совместно с органами государственного управления стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
àподготовка проектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего и международного лизинга;
àпредставление и защита интересов членов Ассоциации в государственных органах, экономических, внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и за рубежом;
àкоординация деятельности лизинговых организаций;
àобъединение их средств для осуществления совместных проектов.
Рослизинг – член Европейской лизинговой ассоциации «Евролизинг».
Оригинальный подход к внедрению лизинговых операций проявила нефтяная корпорация «ЛУКойл». В конце 1995 г. она учредила лизинговую компанию «ЛК-Лизинг», которая взяла на себя поставки оборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководство объединения объясняет серьезными налоговыми льготами, возникающими при таком методе поставок оборудования [5, с. 10].
В 1995 г. в Лондоне и Франкфурте-на-
В настоящее время в России функционирует значительное число лизинговых компаний различных направлений деятельности. Основными объектами лизинговой деятельности являются: легковые автомобили, удельный вес которых достигает 39 % от всех лизинговых сделок; 24 % приходится на машины и промышленное оборудование; 14 % - на компьютеры и офисное оборудование; 14 % - на грузовые автомобили; 4 % - на самолеты, суда, железнодорожный состав; 5 % - на прочее оборудование.
Доля лизинга в ВВП в 2007 году составила 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно. Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2013 году [9].
2.3 Перспективы лизинговой
деятельности в России в
2.3.1 Лизинг автотранспорта
На международной конференции «Лизинг в России: Возрождение надежд в эпицентре глобального финансового кризиса», прошедшей в Барселоне 30—31 октября 2008 года и собравшей руководителей лизинговых компаний, на долю которых приходится две трети российского лизинга, отмечалось, что, несмотря на всю пагубность, кризис — наиболее подходящее время, чтобы остановиться, оглянуться, объективно определить, каковы перспективы лизинговой отрасли, как позиционируется та или иная компания на рынке, в отдельных его сегментах, в регионах; разработать сценарии деятельности в посткризисный период.
В 2007 году стоимость новых
договоров лизинга
Причем в течение пяти лет среднегодовые приросты составляли 81,7%[11]. Финансовый кризис внес существенные коррективы в эту динамику. Действительно, ряд лизинговых компаний приостановил фондирование новых проектов, повысился объем неплатежей лизингополучателей, началось сокращение персонала лизингодателей, сужение филиальной сети. Оказались затронутыми интересы практически всех лизинговых компаний, а также поставщиков автотранспорта, лизингополучателей. То обстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса, несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом, только отчасти скрашивают общую негативную картину.
Последние изменения в налогообложении отличаются дуализмом. Отменена ускоренная амортизация для первых трех амортизационных групп, и это приведет к сокращению лизинговых сделок с малолитражными автомобилями. В то же время сняты ограничения по применению замедленной амортизации для легковых автомобилей стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирских микроавтобусов, цена которых превышает 800 тыс. руб. В результате налоговые изменения приведут к удлинению средних сроков договоров лизинга коммерческого автотранспорта [11].
С 1 января 2009 года уменьшилась на четыре процентных пункта ставка налога на прибыль, что, конечно, приветствуется. Однако налоговое преимущество приобретения автотранспорта по лизингу по сравнению с кредитом несколько сократится.
В других странах сокращались льготы по лизингу, но при этом объемы нового бизнеса росли. Это обусловлено тем, что увеличивалось количество нужных пользователям услуг. Цена лизинга всегда важна и значима, но она нередко отступает на второй план по сравнению с услугами, предоставляемыми лизингодателями. В отечественном лизинге автотранспорта их насчитывается до 30. Например, «Глобус-Лизинг», «КамАЗ-Лизинг» в рамках полнооперационного лизинга удовлетворяют потребности клиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к месту нахождения техники, сервисном обслуживании по нормам производителя, оперативной доставке запчастей, возможности транспортировки автомобилей в регионы, подменном автомобиле на период ремонта и сервисного обслуживания и т. д.
Ряд лизинговых компаний столкнулись
с требованиями банков изменить процентные
ставки по действующим договорам. На
конференции в Барселоне
Осенью 2008 года участились дефолты
лизингополучателей. Ранее отношение
суммы задолженности по договорам,
по которым предусматривалось
Лучшим исходом для лизингодателей по сделкам с лизингополучателями, находящимися в предбанкротном состоянии, является получение своей собственности обратно. Последующая продажа автотранспорта позволяет сократить потери. Худший сценарий для лизингодателя — это судебное разбирательство, растянутое во времени. Правда, Федеральная служба судебных приставов по инициативе секции лизинга ТПП РФ 30 октября 2008 года приняла решение считать правомерным внесудебное взыскание на основании исполнительной надписи нотариусов.
Некоторые лизингодатели, например
«КамАЗ-Лизинг», во взаимоотношениях с
неисполнительными
Лизингом различных видов автотранспортных средств занимается более двух десятков компаний, учредителями которых выступают западные автоконцерны, зарубежные лизингодатели, банки, инвестиционные фонды. В 2007 году удельный вес этих компаний в общем объеме автолизинга России составлял 32%. В первой половине 2008 года данный показатель превысил уровень 40%, а по итогам года повысился еще на несколько процентных пунктов. Растут портфели у Europlan, «Вольво финанс сервис Восток», ГК «Скания Лизинг». Это обусловлено большими возможностями в части привлечения финансирования; ростом обращений к ним компаний, которые не смогли получить кредиты в банках либо заявки которых не рассматривались лизингодателями, сократившими или приостановившими свою деятельность [11].
Выработка на одного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, как Deutsche Leasing и VR-Leasing, составляла соответственно €4738 тыс. и €2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих на российском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показатели равнялись €4241 тыс. и €318 тыс. в год [11].
Объем финансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008 году этот показатель сократился, несколько изменилась и структура финансирования [11].
Отметим два варианта прогноза
относительно перспектив финансирования
лизинга в России. Первый — пессимистический.
Все очень плохо. Кредитование почти
закрывается для большинства
лизинговых компаний на продолжительный
срок, и многие лизингодатели сворачивают
свою деятельность. При таком сценарии
будет нанесен более чем
Второй сценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства в банковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность, возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того, заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструмент для решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке, увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковском кредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов, других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала. Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданы более благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности на вложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобы финансовые потоки начали восстанавливаться.
Вероятно повышение
Возможность вырваться вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеют привлечь более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процесс концентрации лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощений лизинговых компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.
Leaseurope применяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которой расчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частью лизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пяти лизингодателей, половина — у 14 компаний.
По данным Ассоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателей коммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всех сделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизинга был более высоким — 51,8% [11].
На конференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западной лизинговой ассоциации предлагалось:
— предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов на поддержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повысить контроль за обоснованным использованием государственных средств в период кризиса;
— предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав, что в определенном объеме они должны быть направлены для реализации инвестиционных проектов, включая лизинговые;
— ввести мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным договорам;
Информация о работе Лизинг как вид предпринимательской деятельности