Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:30, контрольная работа
Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Актуальность и практическая значимость темы реферата обусловлены рядом причин.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Банкротство предприятия…………………………………………………..5
2.Причины банкротства……………………………………………………….8
3Ликвидация и санация предприятий………………………………………..14
3.1 Формальное понятие ликвидации………………………………………………………….14
3.2"Ликвидация" путем смены учредителей……………………………………………….15
3.3 Санация предприятий……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………
К внутренним факторам можно отнести следующие:
Отсюда появляется потребность
в привлечении краткосрочных
заемных средств, которые могут
превысить чистые оборотные активы
(собственный оборотный
К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:
В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.
3 Ликвидация и санация предприятий
3.1 Формальное понятие ликвидации
Ликвидация представляет собой
прекращение деятельности юридического
лица без правопреемства, т.е. прекращение,
как самого юридического лица, так
и его прав и обязанностей. С
юридической точки зрения, только
свидетельство государственного образца
об исключении из Единого Государственного
Реестра юридических лиц
Все случаи ликвидации можно подразделить
на ликвидацию добровольную и принудительную.
Первый вариант возможен в случае
вынесения соответствующего решения самим
юридическим лицом, т.е. его участниками
либо органом юридического лица, имеющим
в силу учредительных документов необходимые
для этого полномочия.
Принудительная ликвидация происходит
по решению суда. Некоторые юристы в качестве
самостоятельной разновидности выделяют
вынужденную ликвидацию, решение о которой
юридическое лицо обязано принять в случае
признания судом недействительной регистрации
юридического лица.
3.2"Ликвидация" путем смены учредителей
Большинство
юридических лиц (подавляющее большинство)
"ликвидируются" путем смены
состава участников и должностных
лиц, регистрируя соответствующие
изменения в учредительных
Цели у всех разные и любое
их обобщение будет страдать определенной
некорректностью, но все же практика показывает,
что большинство стремится избежать ответственности
за те или иные правонарушения, совершенные
в процессе осуществления хозяйственной
деятельности. И, как будет показано ниже,
именно псевдоликвидация, а не ликвидация
в установленном законом порядке в наибольшей
степени способствует достижению этой
цели.
Известно, что юридическая ответственность
подразделяется на три основных вида:
уголовную, административную и гражданскую.
Применительно к ответственности, связанной
с осуществлением предпринимательской
деятельности, субъектами ответственности
могут выступать: сама организация, участники
организации, работники организации (как
правило, должностные лица: директор и
главный бухгалтер).
Если участники организации
решили прекратить ее деятельность, то
дальнейшая судьба самой организации
как юридического лица их обычно не интересует.
Следовательно, их не должна беспокоить
и возможность привлечения организации
к гражданской или административной ответственности.
Субъектом уголовной ответственности
в России юридическое лицо быть не может.
В большинстве случаев
коммерческие организации создаются в
форме обществ с ограниченной ответственностью
или акционерных обществ. Участники (акционеры)
не несут ответственности по обязательствам
общества. По этой причине участники общества
всегда находятся в относительной безопасности.
Вследствие своего правового статуса
они, как участники хозяйственного общества,
просто не могут совершить каких-либо
правонарушений, влекущих их привлечение
к ответственности того или иного вида.
Разумеется, речь идет об ответственности
лишь за те действия (бездействие) которые
были совершены лицом в рамках реализации
своих полномочий участника хозяйственного
общества.
Для полноты
картины необходимо отметить, что законодательство
предусматривает ряд действий, за совершение
которых участники общества могут нести
гражданско-правовую и даже уголовную
ответственность. Однако составы соответствующих
правонарушений сформулированы таким
образом, что доказать их совершение практически
невозможно. Нам не известно ни одного
случая привлечения к ответственности
участников хозяйственных обществ.
Итак, привлечение к ответственности
как самого общества, так и его участников
не представляет проблемы, хотя и по разным
причинам. Из перечисленных выше субъектов
юридической ответственности остаются
должностные лица общества. Именно генеральный
директор и главный бухгалтер подписывают
бухгалтерские документы общества. Именно
генеральный директор действует от имени
общества, совершая любые сделки и другие
юридически значимые действия. В любом
случае гражданско-правовую ответственность
за совершение большинства действий несет
общество, но что касается уголовной и
зачастую административной ответственности,
то ее субъектами являются должностные
лица.
Основанием юридической
ответственности является совершение
правонарушения. Таким образом, ни ликвидация
юридического лица, ни псевдоликвидация
путем смены учредителей не освобождают
от ответственности должностных лиц за
совершенные ими действия. Предположим,
в обществе с ограниченной ответственностью
поменялся директор. Новый директор будет
нести ответственность лишь за те действия,
которые совершил он сам. И, наоборот, за
все действия, совершенные предыдущим
директором до вступления в должность
нового, ответственность будет нести предыдущий
директор. В правовой науке это правило
известно как принцип субъективного вменения.
Незнание этого принципа ведет к распространенному
заблуждению среди предпринимателей,
которые полагают, что ответственность
за все предыдущие грехи перекладывается
на новых должностных лиц.
Однако для реального
привлечения лица к юридической ответственности
абстрактного существования достаточных
для этого оснований мало. Наличие этих
оснований должно быть доказано(!) правоприменительными
органами. Как говорится, "не пойман
- не вор". Именно на этой народной мудрости
и строят свой расчет те, кто "ликвидирует"
организации путем смены учредителей.
Какое мероприятие предприниматели
не любят больше всего? Конечно налоговую
проверку! Как известно налоговые проверки
бывают камеральными и выездными. Именно
выездные проверки представляют наибольшую
опасность для коммерческой организации,
так как налоговые инспектора получают
доступ к первичной документации фирмы,
которая может быть сопоставлена с отчетами,
предоставлявшимися в налоговую инспекцию.
Что же происходит после смены
участников и должностных лиц юридического
лица? Вся документация, а самое главное
весь массив первичной документации, передается
новым хозяевам фирмы, о чем и ставятся
в известность налоговые и прочие государственные
органы, пожелавшие произвести проверку
деятельности организации. Предыдущий
директор предлагает проверяющим обратиться
к новому директору, а нового директора
найти, как правило, не удается. При этом
все, и в первую очередь проверяющие органы,
прекрасно понимают, что происходит, но
сделать в этой ситуации ничего не могут.
"Ликвидация" путем
смены учредителей — не панацея. При наличии
у правоохранительных органов достаточной
доказательственной базы, изобличающей
директора или бухгалтера, эта уловка
не поможет. Но в большинстве случаев помогает.
3.3 Санация предприятий.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность должника
признается восстановленной при
отсутствии оснований для возбуждения
конкурсного производства, установленных
статьей «Об экономической
В случае отсутствия оснований
для проведения санации должника
управляющий разрабатывает план
ликвидации должника - юридического лица
либо план прекращения деятельности
должника - индивидуального
Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.
Собрание кредиторов вправе принять решение об:
утверждении плана санации;
утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.
Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.
Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.
В случае, когда собранием
кредиторов принято решение об утверждении
плана санации или плана
Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.
Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.
По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.
Заключение
Следует заметить что, главное
в стратегии предотвращения банкротства
предприятия, в решении проблем
ликвидности и
Проанализировав достоинства
и недостатки существующих методов
прогнозирования возможного банкротства,
можно сделать вывод, что далеко
не все существующие ныне методики
заслуживают доверия