Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:24, реферат
ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ — установление цены на товар, производимый и продаваемый несколькими фирмами в условиях олигополии. Если лидирующая фирма изменяет цену, устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру.
ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ — установление цены на товар, производимый и продаваемый несколькими фирмами в условиях олигополии. Если лидирующая фирма изменяет цену, устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру.
Для олигополии свойственна
взаимозависимость между
Лидерство в ценах — рыночная ситуация, при которой повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии, поддерживается всеми или большинством компаний на рынке. Данная стратегия является средством, с помощью которого олигополисты могут фактически координировать ценовую политику, не вступая в формальное соглашение. При этом «фирма-лидер» (обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли) меняет цену, придерживаясь определенных правил:
1) ценовая корректировка
2) о корректировке цен лидер
сообщает заблаговременно,
3) при определении цены лидер
не всегда выбирает тот ее
уровень, который
7.5.2. ЛИДЕРСТВО
В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН (
Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках
Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене.
Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она определяет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL = МС). Остальные фирмы производят при цене РL, установленной лидером, qF единиц продукции. В состоянии равновесия qL + qF = qD и рыночная цена равна цене лидера.
Для объяснения поведения олигополиста, не занимающего лидирующего положения в отрасли, но не меняющего цены даже при изменении издержек, служит модель с ломаной кривой спроса
Модель лидерства в ценах описывает ситуацию, при которой в отрасли существует достаточно большое количество фирм, но при этом только одна крупная фирма играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которой следуют все остальные. Лидер, как правило, устанавливает цены, которые отвечают интересам даже «замыкающей» фирмы, наиболее слабой на рынке и с наиболее высокими издержками. При этом фирма-лидер, естественно, «снимает сливки» в виде монопольно высокой прибыли.
В ряде случаев лидер может вытеснить предприятия с рынка. Лидер понижает цены до такого уровня, при котором предложение мелких фирм опускается до нуля, фирмы не выдерживают конкуренции и уходят из отрасли. После этого фирма-лидер поднимает цены до выгодного ей уровня и занимает освободившуюся рыночную нишу. Если ряд фирм в отрасли претендуют на роль лидера, они могут выполнять ее поочередно.
Предприятие, которое является лидером в продажах с помощью расчетливого производства ( минимальные затраты труда и новейшая технологическая оснастка), имеет возможность изменять цену на товары и при том уничтожать своих конкурентов.
В состоянии равновесия qL + qF \x3d qD и рыночная цена равна цене лидера.
Установление цены на товар, производимый и продаваемый несколькими фирмами в условиях олигополии. Если лидирующая фирма изменяет цену, устанавливает новую цену на товар, то в последующем другие фирмы следуют ее примеру.
Лидерство в ценах является ничем иным, как одним из способов доминирования на рынке определенной фирмы. Схема такого лидирования в ценах, как правило, всегда идентична. Обычно фирма, желающая установить за собой лидерство в ценах, выдает на рынок информацию о смене цены на определенный вид или целую группу продукции.
Говоря о лидерстве в ценах, следует ориентироваться на все те же лидерские принципы, которые предлагает нам современная классическая наука. Для того, чтобы принять на себя лидерство в ценах, необходимо обладать такими качествами лидера, как решительность, готовность к несению ответственности перед собой и коллективом последователей, серьезный авторитет и доверие со стороны других участников рынка, являющихся, по сути, конкурентами лидеру. Предприятие-лидер при этом может иметь не столь высокие затраты на производство, как остальные, и тогда это будет лидерство в ценах первого типа. Лидерство в ценах второго типа – это ситуация, когда лидерство базируется исключительно на доминировании фирмы-лидера, ничем иным от остальных фирм-конкурентов не отличающейся.