Лицензирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Лицензирование является одним из наиболее простых путей выхода на внешний рынок. Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или какой-то иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя.

Работа содержит 1 файл

Лицензирование (ВЭД).docx

— 24.16 Кб (Скачать)

Организуя маркетинговую деятельность в своей фирме, её руководители применяют  определённую стратегию  маркетинга. Толковый терминологический  словарь-справочник «Маркетинг» предлагает ей такое определение : «Стратегия маркетинга <англ. Strategy of marketing; нем. Strategie f des Marketings. Формирование и реализация целей и задач предприятия – производителя и экспортёра – по каждому отдельному рынку (сегменту рынка) и каждому товару на определённый период времени (долгосрочный, среднесрочный) для осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия. Разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения товаров, покупателей, конкурентов».

Стратегия выхода на рынок определённой страны с определённым товаром является одной из наиболее распространённых стратегий  международного маркетинга. В зависимости  от принятой стратегии  формулируются мероприятия  маркетинговых программ.

 

Лицензирование является одним из наиболее простых путей выхода на внешний рынок.  Лицензиар вступает в соглашение с лицензиатом на зарубежном рынке, предлагая права на использование производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета или какой-то иной ценностной значимости в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, а лицензиату не приходится начинать с нуля, ибо он сразу получает производственный опыт, хорошо известный товар или имя.

В качестве примеров успешного  проведения лицензионных операций Ф. Котлер приводит деятельность фирмы  «Гербер», которая  таким путём вывела на японский рынок  свои продукты для  детского питания. Другой пример – деятельность по международному маркетингу, осуществляемая фирмой «Кока-кола», которая  предоставляет лицензии различным предприятиям в разных частях света, точнее, предоставляет  им торговые привилегии, поскольку концентрат, необходимый для производства  напитка, фирма предоставляет сама.

Однако  лицензирование имеет  и потенциальные  недостатки, которые  заключаются в  том, что при лицензировании фирма располагает  меньшим контролем  над  лицензиатом, чем над своим вновь созданным предприятием. К тому же, в случае крупного успеха лицензиата, прибыли пойдут именно ему, а не лицензиару. В результате, выходя  на внешний рынок таким образом, фирма может сама создать себе конкурента.

Международное лицензирование  распространено в сфере торговли научно-техническими знаниями. Международные операции в данной сфере могут быть 2-х видов: 
1) операции в сфере патентов и лицензий; 
2) операции в сфере технических услуг. 
 
Международные операции в сфере торговли лицензиями и патентами подразумевают реализацию технических знаний, изобретений и опыта в данной сфере. Данные операции защищены патентным законодательством, действующим в том или ином государстве. Законодательство Украины предоставляет патентообладателю исключительное право использовать изобретение. Исключительность права означает, что на протяжении срока действия патента исключительно правообладатель имеет право изготавливать, использовать и продавать товары, для изготовления которых используется данное изобретение или определенные способы изготовления товаров. 
 
Такие же исключительные права предусмотрены патентным законодательством для владельцев других объектов промышленной собственности (товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов и др.). 
 
Основным охранным документом для защиты прав на объект промышленной собственности является патент. Патент на изобретение представляет собой свидетельство, которое выдается компетентным органом изобретателю и подтверждает его исключительное право на его использование. Патент подтверждает право собственности на изобретение. 
 
Патент действует исключительно на территории страны его выдачи. Поэтому для того, чтобы организовать патентную защиту и в других странах, необходимо запатентовать данное изобретение и в этих странах. Сегодня практически все изобретения проходят процедуру патентования. Если товары, привезенные из-за границы, не запатентованы, то их ввоз будет запрещен. 
 
При осуществлении операций по купле-продаже патента владельцем данного патента передаются его права другому лицу  полностью или частично. 
 
Продажей патента считается операция, когда права на изобретение передаются патентообладателем другому лицу полностью. Если же передача прав осуществляется частично, то можно сказать, что имеет место купля-продажа лицензии на использование изобретения. Такая сделка осуществляется на основе лицензионного договора. 
 
Лицензия - это выданное патентообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) разрешение на использование охраняемого объекта промышленной собственности на определенных сторонами условиях. 
 
Лицензия в сфере патентования обязательно регистрируется в патентном ведомстве страны лицензиата, иначе лицензия является недействительной. Использование лицензий на использование изобретения, технических знаний или опыта, а также товарных знаков за границей именуется международным лицензированием. 
 
Международное лицензирование не тождественно операциям купли-продажи товаров. Дело в том, что: 
1) объекты лицензирования возникают без прямой ориентации на рынок; 
2) иногда лицензиар дает лицензии третьим лицам не с целью финансовой выгоды, а из-за намерения укрепить свои позиции на иностранном рынке; 
3) лицензирование, в отличие от сделок купли-продажи, не подразумевает полного отчуждения объекта сделки от своего правообладателя; 
4) лицензирование часто является просто передачей прав лицензиату на способ хозяйствования. 
 
Международное лицензирование сегодня широко развивается. Это – одна из основных форм научно-технического обмена между различными странами. Быстрое развитие данной отрасли обусловлено рядом факторов, среди них: развитие науки, направленность на быстрое введение на рынок товаров новой продукции, конкуренция на мировых товарных рынках и др. В силу своих широких правовых гарантий международное лицензирование является одним из наиболее перспективных способов, которые обеспечивают предприятиям доступ на труднодоступные рынки. Международное лицензирование осуществляется также с целью увеличения прямого экспорта товаров. Часто лицензиат соглашается на приобретение у лицензиара оборудования, а также отдельных деталей и узлов для сборки, необходимых для осуществления производства продукции по лицензии. 
 
Преимущества данной процедуры для лицензиара заключаются в том, что он способен: 
- быстро окупить затраты на научно-исследовательские работы; 
- получить дополнительную прибыль за счет выпуска новой продукции на основе его изобретения; 
- использовать местную дешевую рабочую силу; 
- приблизить производство к источникам сырья; 
- преодолеть таможенные и валютные ограничения. 
 
Преимущества данной процедуры для лицензиата: 
- экономия на научно-исследовательских работах; 
- быстрый доступ к самым последним научно-техническим достижениям; 
- получение лицензии расширяет собственные исследования лицензиата; 
- возможность осуществления процесса диверсификации; 
- лицензирование обеспечивает экономию времени. 
 
Если Вы желаете осуществить международное лицензирование в сфере торговли научно-техническими знаниями, наши специалисты с удовольствием и в максимально короткие сроки помогут Вам в этом! Если Вы желаете получить более подробную информацию по данному вопросу, свяжитесь с нами любыми удобными для Вас способами!

 

Международные лицензионные операции

В зависимости от характера  предмета и правовой основы, международные  операции по торговле научно-техническими знаниями делятся на два вида:

1) операции по торговле  патентами и лицензиями;

2) операции по торговле  техническими услугами.

Внешнеторговые операции по торговле патентами и лицензиями предусматривают реализацию изобретений передовой производственной технологии, технических знаний и опыта. Основу этих операций, как уже говорилось, составляет защита изобретений при помощи патентного законодательства. Последний предоставляет патентообладателю монопольное право на использование изобретения. Это означает, что в течение периода действия патента только он имеет право на изготовление, использование и продажу товаров, воплощающих данное изобретение или использование определенных способов изготовления данной продукции.

Такие же монопольные права  патентное законодательство страны предоставляет владельцам и других видов промышленной собственности (полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др.).

Основным охранным документом на объект промышленной собственности  является патент.

Патент на изобретение - это  свидетельство, выданное компетентным органом изобретателю и свидетельствует  о его исключительное право на использование этого изобретения. Патент дает право собственности  на изобретение.

Чтобы приобрести или продать  патент (другие охранные документы), надо знать период их действия. Период действия патента определяется национальным законодательством и составляет в среднем 15-20 лет, хотя реальный срок его действия значительно меньше, примерно 6-9 лет.

В соответствии с патентным  законодательством патент действует  только на территории той страны, где  он выдан. Поэтому для того, чтобы  обеспечить патентную защиту в других странах, надо запатентовать в них  данное изобретение. Сегодня практически  все изобретения патентуются, поэтому  все новые товары, которые поступают  на мировые товарные рынки, запатентованы. Если импортные товары не запатентованы, то их ввоз запрещается. Большинство  владельцев патента, особенно крупные  предприятия, сами используют запатентованные  изобретения путем производства и реализации продукции, воплощающий  изобретение. Однако в современных  условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке патент все чаще используется не как средство защиты хозяйственной деятельности патентообладателя, а как самостоятельный объект торговых сделок.

При осуществлении внешнеторговых сделок купли-продажи патента его  владелец передает свои права другому  лицу (фирме) полностью или частично.

Если он передает свои права  на изобретение другому лицу полностью, это считается продажей патента. Такая сделка осуществляется на основе патентной соглашения. Как правило  к патентной соглашения обращаются малые и средние фирмы, изобретатели-одиночки, не имеющие достаточных средств  для самостоятельного освоения своего изобретения. Скупают патенты обычно крупные фирмы.

Если же патентообладатель  передает свои права на изобретение  частично, т. е. оставаясь собственником  изобретения, позволяет на определенный период за вознаграждение изобретения, охраняемого патентом, то это - купля-продажа  лицензии на использование изобретения. Сделка осуществляется на основе лицензионного  договора.

Под лицензией (патентной) понимают разрешение, выданное или продан патентообладателем (названным лицензиаром) другому  лицу (названной лицензиатом) на использование  объекта промышленной собственности, который охраняется, на согласованных  между сторонами условиях.

Патентная лицензия должна обязательно  регистрироваться в патентном ведомстве  страны лицензиата, иначе лицензия считается недействительной. Предоставление за границу лицензий на использование  изобретения, технических знаний и  опыта, а также товарных знаков называется международным лицензированием.

Международные лицензионные операции отличаются от операций купли-продажи  товаров. Эта разница заключается  в следующем:

1) объекты лицензионных  операций (изобретения, передовой  производственный опыт и т.  п.) Появляются без прямой ориентации  на рынок;

2) заинтересованность лицензиара  в предоставлении лицензии часто  вызвана не чисто коммерческими  помыслами, а стремлением укрепить  свои позиции на иностранном  рынке путем установления долговременных  связей с партнерами;

3) в лицензионных операциях,  в отличие от сделок купли-продажи,  Не происходит полного отчуждения  объекта сделки от своего владельца;

4) в лицензионных операциях  имеет место по существу передача  прав лицензиату на способ  хозяйствования.

Международный обмен лицензиями в современных условиях широко развивается. Сегодня это главная форма  научно-технического-обмена между странами.

Быстрый рост международной  торговли лицензиями обусловлен рядом  факторов, таких как развитие науки  на современном этапе НТР, стремление к быстрому укоренению на рынок новой  продукции, обострением конкурентной борьбы на мировых товарных рынках и др.. В связи с ростом протекционизма международное лицензирование стало  одним из перспективных способов, обеспечивающих предприятиям проникновения  на труднодоступные рынки. Международное  лицензирование используется также  в целях расширения прямого товарного  экспорта. Нередко покупатель лицензии дает согласие приобрести у лицензиара оборудования, необходимого для налаживания  производства по лицензии, а также  отдельные детали и узлы для сборки лицензированной продукции или  сырья для ее производства.

Преимущества торговли лицензиями для лицензиара заключаются в  том, что он имеет возможность:

в короткие сроки окупить  затраты на научно-исследовательские  работы, использованные на разработку изобретения;

получить дополнительную прибыль за счет быстрого освоения изобретения и выпуска на его  основе новой продукции;

- Использовать местную,  более дешевую, Рабочую силу;

обеспечить близость к  источникам сырья;

преодолеть валютные и  таможенные ограничения. Преимущества торговли лицензиями для лицензиата - это:

возможность экономии на научно-исследовательских  работах;

одновременно доступ к  передовым научно-технических достижений;

покупка лицензий дополняет  и расширяет собственные исследования;

возможность осуществления  процесса диверсификации;

покупка лицензии позволяет  выиграть время, Что особенно важно  в связи с сокращением периода  морального старения товара и присоединение  к новейшим технологическим достижениям.

В то же время международная  торговля лицензиями имеет и некоторые  негативные последствия. Прежде всего  происходит усиление зависимости лицензиата от иностранной техники и технологии. Одновременно происходит прекращение  некоторых собственных научных  исследований, в конечном итоге тормозит развитие национальной науки и техники. Однако международная торговля лицензиями является выгодной как для лицензиара, так и для лицензиата. Отмечается, что каждый доллар, потраченный на покупку иностранной лицензии, по своему эффектом эквивалентный (без  учета фактора времени) в США  примерно 6,2 долл., в Великобритании - - 3,1, во Франции - 5,4, инвестированных  в НИОКР. Эффективность закупки  лицензий и производства продукции  на ее базе достигается 'также за счет того, что лицензия значительно дешевле  собственных НИОКР для получения  подобного результата.

Стратегия глубокого  проникновения на рынок.

Цель - увеличение объемов  продаж имеющихся товаров на существующих рынках.

Способы реализации стратегии (достижения цели):

  1. Привлечение новых покупателей.
  2. Увеличение объемов потребления (с помощью снижения цен, увеличения объема упаковки).
  3. Увеличение доли рынка.
  4. Приобретение рынков (покупка конкурента или создание с ним совместного предприятия).

Стратегия развития рынков.

Цель - увеличение объемов  продаж путем внедрения имеющихся  товаров на новые рынки.

Способы реализации стратегии (достижения цели):

  1. Поиск и удовлетворение новых сегментов.
  2. Использование новых каналов сбыта.
  3. Осуществление территориальной экспансии.

Стратегия развития через товар.

Цель - увеличение объемов  продаж за счет выведения на существующие рынки новых товаров.

Следует знать, что новизна  товара, как правило, относительна. Товар можно считать новым, если:

  1. Повышена безопасность или удобство пользования товаром.
  2. Расширен или углублен его ассортимент.

 

 


Информация о работе Лицензирование