Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:41, лекция
Структура современного мирового хозяйства представляет собой систему рыночного мирового хозяйства, которая складывается из национальных рынков товаров, услуг, капиталов различных стран, интернационализации производств и интернациональных объединений отдельных групп стран, международных финансовых центров.
1. Сущность, структура и субъекты мирового хозяйства.
2. Этапы и тенденции развития мировой экономики.
3. Предмет и формы международных экономических отношений.
4. Характеристика и особенности развития международных экономических отношений.
Тема: Мировой
рынок, его конъюнктура и
Мировой рынок – это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными органическими элементами. Мировой рынок охватывает торговлю значительной части стран мира и имеет следующие отличительные особенности от национальных рынков:
Межгосударственная
Первую ступень составляет региональная координация в рамках торговых и таможенных объединений. На их уровне идет согласование экономической политики совместных антициклических, дефляционных и других акций, разработка прогнозов и среднесрочных индикативных программ социально-экономического развития. Разрабатываются также мероприятия по структурной перестройке хозяйств и внешнеэкономических отношений между участниками группировок и с третьими странами.
Вторая ступень – общемировая, представленная международными экономическими организациями, большинство из которых возникло после второй мировой войны (МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД – конференция по торговле и развитию при ООН, ЮНИДО - организация по промышленному развитию при ООН).
Особое место по масштабам и многообразию деятельности в системе хозяйственного мирового механизма занимает Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), главным в работе которой является разработка вопросов внутренней экономической политики промышленно развитых стран и их координация. В 70-е годы прошлого века в сфере регулирования мировой экономики сложился новый институт – Большой Семерки, в составе США, Японии, Германии, Англии, Франции, Италии и Канады. В 1995году к ним примкнула и Россия. Существенное место в регулировании мирохозяйственных связей занимают и предпринимательские структуры, а также различные международные форумы – ДАВОС.
Международная торговля в настоящее время, кроме того, проходит под знаком развития интеграционных процессов. Главным в этом процессе является коренное качественное изменение, происходящее в международной торговле, которое заключается в следующем:
Конъюнктура – это конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и внешней торговли, в изменениях других экономических показателей.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент времени протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары конкретного вида, а также уровнем и соотношением цен. Конъюнктуру можно рассматривать также и как совокупность факторов, условий, определяющих развитие мировой экономики, экономического положения отдельной страны или развития какой-либо сферы воспроизводства. В связи с этим различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков.
Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние на определенный момент всего мирового хозяйства или экономики какой-либо одной страны.
Конъюнктура товарных рынков показывает текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров.
Научный анализ рыночной конъюнктуры требует знаний циклических закономерностей развития экономики, в том числе и характерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной в другую, поскольку основные изменения конъюнктуры на рынке происходят именно в этот период. В частности, одна конъюнктура присуща кризису и совершенно другая – подъему.
При экспорте изучение товарных рынков позволяет ответить на такие вопросы, как: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить на мировой рынок. При этом важнейшими элементами изучения любого товарного рынка экспортером является оценка его емкости, рассмотрение позиций конкурентов, получение и анализ информации о покупателях.
При импорте изучение рынков с помощью каталогов, прейскурантов, предложений фирм, а также путем личных контактов с их представителями дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить технико-экономические и коммерческие условия продажи товара, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.
Таким образом, для того, чтобы получить от внешнеторговых сделок максимальный экономический эффект, т.е. большую валютную выручку при экспорте и валютную экономию при импорте надо знать, в какой момент и на каком рынке лучше выступать в качестве экспортера того или иного товара.
Цена – денежное выражение стоимости товара. В основе стоимости товара лежат затраты на производство и реализацию продукции с учетом чистого дохода, необходимого для эффективной деятельности предприятия, а также платежей в бюджет. Стоимость и цена меняются при изменении условий производства:
Наиболее распространенным методом по формированию цен является метод учета полных затрат, по которому суммируются все затраты, связанные с производством продукции, и к ним прибавляется величина предполагаемой прибыли. Таким образом, определяется доход, ожидаемый от реализации продукции. Полученная величина дохода делится на ежемесячный выпуск продукции. Таким образом, определяется цена единицы изделия.
Крупные компании используют и другой метод ценообразования – метод учета прямых затрат. В основе этого метода заложено то, что издержки делятся на условно-постоянные и прямые (переменные) расходы. При этом постоянные расходы практически не зависят от объема производства, поэтому для короткого периода времени важным является учет и анализ прямых издержек, величина которых меняется по мере изменения объема производства. По этому методу цены устанавливаются путем добавления к прямым затратам определенной прибыли, а постоянные расходы предприятия не распределяются по отдельным товарам и погашаются из разницы между ценами реализации и переменными затратами.
В целом необходимо отметить, что формирование цен на мировом рынке зависит не только от той или иной конкурентной позиции предприятия, но и от действия других факторов. К таким факторам относятся:
В целом формирование цен на мировых рынках происходит под влиянием многих факторов экономического, социального и политического порядка. Вместе с тем необходимо отметить и то, что величина интернациональной стоимости изменяется обратно пропорционально производительности труда экспортных предприятий, и это приводит к тому, что мировая цена оказывается выше национальной стоимости этого товара в развитых странах и ниже его национальной стоимости в менее развитых странах. Следовательно, мировые цены отражают не средние международные затраты, а более низкие затраты, уровень которых ближе к затратам основных производителей. Отсюда реализация товаров по мировым ценам позволяет более развитым поставщикам и странам получать прибыль, а экономически менее развитые страны вынуждены отдавать товары по ценам ниже уровня их национальной цены производства.
В результате через внешнеторговый обмен часть стоимости, созданной в экономически менее развитых странах перекачивается в промышленно более развитые страны. Отсюда, мировые и внутренние цены часто не совпадают и, как правило, внутренние цены превышают мировые, т.к. поставки на внешние рынки осуществляют наиболее конкурентоспособные производители стран-экспортеров, кроме того, рядом стран используются явные и скрытые формы поддержки экспорта в виде субсидирования, страхования и льготного кредитования экспорта своих товаров или фирм-экспортеров.
Тема: Международное движение капитала и международные валютные отношения
Международное движение капитала, его активная миграция между странами является важной составной частью и формой современных международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительскими стоимостями. Вывоз же капитала представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота страны и перемещения его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны. В целом, вывоз капитала в настоящее время является функцией любой успешно и динамично развивающейся экономики. Согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среднегодовой прирост зарубежных инвестиций за последние годы составляет ≈30-35%, т.е. почти в четыре раза превышает темп увеличения мировой торговли. Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток его и перенакопление в стране. В целях получения предпринимательской прибыли он и переводится за границу.
Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: