Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:47, курс лекций
1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ЕГО ФОРМЫ.
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА
Тема № 1
Мировое хозяйство: сущность, строение
План:
Литература:
В первом вопросе целесообразно показать в историческом разрезе процесс формирования мирового хозяйства и международных экономических отношений. Определить сущность мирового хозяйства, его основные черты, роль международного разделения труда и отдельных стран в становлении мирового хозяйства. Дать общую характеристику этапов развития мирового хозяйства.
Во втором вопросе необходимо определить объекты и субъекты мирового хозяйства, дать их краткую характеристику, показать их роль в развитии современных мирохозяйственных связей.
В третьем вопросе надо рассмотреть объективный характер центропериферического строения мирового хозяйства. На основе статистических данных показать место Центра и Периферии в мировой экономике. Целесообразно использовать графический материал или построить таблицу, где отразить место Центра и Периферии в производстве мирового валового продукта, долю в мировом промышленном производстве и сельском хозяйстве, производстве услуг, уровень производительности труда и др.
Таблицы и рисунки обязательно проанализировать. Раскрыть взаимопереплетение таких понятий как Север и Юг, Запад и Восток: рассмотреть возможность перехода стран из Периферии в Центр и обратно.
Тема № 2
Структура мирового хозяйства
План:
Литература:
В первом вопросе необходимо рассмотреть различные подходы к классификации стран в мировой экономике. Это может быть классификация МВФ, других международных организаций, отдельных исследователей. Желательно объяснить, почему уровень экономического развития страны, технологического развития, социальная структура экономики являются главными структурообразующими критериями.
Во
втором вопросе должна быть представлена
общая характеристика основных групп
стран, исходя из критериев классификации.
Необходимо представить общую
В третьем вопросе целесообразно показать подвижность групп мирового хозяйства, возможность перехода стран и одной группы в другую. Целесообразно предложить собственное видение данного процесса.
Тема № 3
Место развитых стран в мировой экономике
План:
Литература:
В первом вопросе надо рассмотреть развитые страны, исходя из критериев развитости: уровень развития экономики, место в мировом валовом продукте, ВВП на душу населения и т.д. Целесообразно привести статистические данные в виде таблиц и дать их анализ. Представить классификацию развитых стран по группам. Более детально показать роль "группы семи" в мировой экономике. Дать различия понятий "большая семерка" и "большая восьмерка", рассмотреть расширение группы развитых государств за счет новых индустриальных стран.
Во втором вопросе нужно рассмотреть роль ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в мировой экономике. Целесообразно представить структуру, основные задачи, отметить направления деятельности организации.
В третьем вопросе необходимо показать место развитых стран в мировой глобализации. Целесообразно раскрыть её роль в процессах развития мирового товарного и финансового рынков, информатизации общества и конвергенции экономических систем.
Тема № 4
Место развивающихся стран в мировой экономике
План:
Литература:
В первом вопросе представить общую характеристику развивающихся стран. Выделить общие признаки стран этой группы. Показать место развивающихся стран в мировой экономике на основе анализа их доли в мировом валовом продукте, промышленном производстве, сельском хозяйстве, мировой торговле. Целесообразно экономические показатели представить в динамике и систематизировать в таблице. Также можно сделать анализ аналогичных показателей по группам развивающихся стран или по регионам, где они расположены. Желательно раскрыть содержание понятия - "страны третьего мира".
Во втором вопросе целесообразно показать неоднородность развивающихся стран и привести классификацию их по группам: страны НИС (новые индустриальные страны), страны ОПЭК (страны - нефтеэкспортеры), демографические гиганты, бедные страны. Желательно дать общую характеристику каждой группы.
В третьем вопросе необходимо отразить роль индустриализации в экономическом развитии развивающихся стран. Необходимо рассмотреть модели индустриализации в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), Латинской Америке и Африке. Особое внимание надо уделить модели "догоняющего развития" и результатам её реализации в странах АТР.
Тема № 5
Страны с переходной экономикой в современном мире
План:
Литература:
В первом вопросе необходимо объяснить целесообразность выделения особой группы - "стран с переходной экономикой". Показать экономические и политические особенности стран с переходной экономикой, привести их классификацию и выделить характерные особенности каждой группы.
Во втором вопросе рассмотреть типы реформ в странах с переходной экономикой. Целесообразно на конкретной стране (например, Польше) показать реализацию "шоковой терапии", на примере Венгрии или Белоруссии - эволюционный переход к рынку. Желательно на примере России раскрыть процесс преобразований, положительные и отрицательные стороны перехода к рынку.
В третьем вопросе на примере конкретных статистических данных, представленных в динамике и систематизированных в таблицах, показать результаты реформ на примере ряда стран с переходной экономикой.
Место России в процессах глобализации
План:
Литература:
В первом вопросе необходимо раскрыть сущность термина "глобализация", рассмотреть основные черты глобализации. Желательно представить несколько точек зрения на характер глобализации. Раскрыть содержание движения антиглобалистов.