Курс лекций по "Мировая экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:47, курс лекций

Описание работы

1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ЕГО ФОРМЫ.
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.
4. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

Работа содержит 5 файлов

Вопросы к экзамену 2010.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

Копия Метод указ МЭ 080105, 080109.doc

— 325.50 Кб (Скачать)
 

Тема  № 1

Мировое хозяйство: сущность, строение

План:

  1. Сущность мирового хозяйства, этапы его развития.
  2. Субъекты мирового хозяйства.
  3. Центропериферическое строение мирового хозяйства.

    Литература:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономист, 2003. - с. 21 - 28.
  2. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 29 - 75.
  3. Новосельский В. Общественное создание и экономическое развитие // Экономист. - 2003. - № 1. - С. 57 - 61.
  4. Соколов В. Замыкается ли в себе развитый мир//Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №1. - С.37-45.

      В первом вопросе целесообразно показать в историческом разрезе процесс формирования мирового хозяйства и международных экономических отношений. Определить сущность мирового хозяйства, его основные черты, роль международного разделения труда и отдельных стран в становлении мирового хозяйства. Дать общую характеристику этапов развития мирового хозяйства.

      Во  втором вопросе необходимо определить объекты и субъекты мирового хозяйства, дать их краткую характеристику, показать их роль в развитии современных мирохозяйственных связей.

      В третьем вопросе надо рассмотреть  объективный характер центропериферического  строения мирового хозяйства. На основе статистических данных показать место  Центра и Периферии в мировой  экономике. Целесообразно использовать графический материал или построить таблицу, где отразить место Центра и Периферии в производстве мирового валового продукта, долю в мировом промышленном производстве и сельском хозяйстве, производстве услуг, уровень производительности труда и др.

      Таблицы и рисунки обязательно проанализировать. Раскрыть взаимопереплетение таких понятий как Север и Юг, Запад и Восток: рассмотреть возможность перехода стран из Периферии в Центр и обратно.

      Тема  № 2

      Структура мирового хозяйства

      План:

  1. Критерии структуризации стран в мировой экономике.
  2. Общая характеристика основных групп стран в мировом хозяйстве.
  3. Возможные варианты измерения структуры мирового хозяйства.

    Литература:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 21 - 28.
  2. Башанов Е. Неизбежность многополюсного мира // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 2. -       С. 11 - 16.
  3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 50 - 56, 90 - 93, 421 - 444, 513 - 538, 600 - 613.
  4. Любимцева С. Законы структурной эволюции экономических систем // Экономист. - 2003. - № 10. - С. 29 - 40.
  5. Терентьев А.  Новый порядок США или европейское мироустройство // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 7. - С. 31 - 42.

    В первом вопросе необходимо рассмотреть различные подходы к классификации стран в мировой экономике. Это может быть классификация МВФ, других международных организаций, отдельных исследователей. Желательно объяснить, почему уровень экономического развития страны, технологического развития, социальная структура экономики являются главными структурообразующими критериями.

    Во  втором вопросе должна быть представлена общая характеристика основных групп  стран, исходя из критериев классификации. Необходимо представить общую характеристику индустриально-развитых стран, развивающихся и стран с переходной экономикой. В отдельную группу можно выделить государства - автаркии. В этом случае необходимо раскрыть сущность данной категории.

    В третьем вопросе целесообразно  показать подвижность групп мирового хозяйства, возможность перехода стран и одной группы в другую. Целесообразно предложить собственное видение данного процесса.

    Тема  № 3

    Место развитых стран в  мировой экономике

    План:

  1. Общая характеристика развитых стран.
  2. ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).
  3. Участие развитых стран в процессах глобализации мировой экономики.

Литература:

  1. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 53 - 54, 90 - 92, 421 - 442.
  2. Соколов В. Замыкается ли на себе развитый мир // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. -         № 1. - С. 37 - 45.
  3. Терентьев А. "Новый мировой порядок" США или европейское мироустройство // МЭ и МО. - 2003. - № 7. - С.31 - 42.
  4. Тарлецкая Л. Сотрудничество России и ОЭСР // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 10. -      С. 55 - 59.
  5. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 34 - 37.

    В первом вопросе надо рассмотреть развитые страны, исходя из критериев развитости: уровень развития экономики, место в мировом валовом продукте, ВВП на душу населения и т.д. Целесообразно привести статистические данные в виде таблиц и дать их анализ. Представить классификацию развитых стран по группам. Более детально показать роль "группы семи" в мировой экономике. Дать различия понятий "большая семерка" и "большая восьмерка", рассмотреть расширение группы развитых государств за счет новых индустриальных стран.

    Во  втором вопросе нужно рассмотреть роль ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в мировой экономике. Целесообразно представить структуру, основные задачи, отметить направления деятельности организации.

    В третьем вопросе необходимо показать место развитых стран в мировой глобализации. Целесообразно раскрыть её роль в процессах развития мирового товарного и финансового рынков, информатизации общества и конвергенции экономических систем.

    Тема  № 4

    Место развивающихся стран  в мировой экономике

    План:

  1. Общая характеристика развивающихся стран.
  2. Основные группы развивающихся стран в современной экономике.
  3. Направления экономических реформ в развивающихся странах. Сущность модели "догоняющего развития".

Литература:

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 289 - 301.
  2. Гайдар Е. Современный экономический рост и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 8. - С. 31 - 40.
  3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 513 - 535, 92 - 93.
  4. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 37 - 39.
  5. Шишков Ю. Глобализация - враг или союзник развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 4. - С.3 - 14.

    В первом вопросе представить общую  характеристику развивающихся стран. Выделить общие признаки стран этой группы. Показать место развивающихся  стран в мировой экономике на основе анализа их доли в мировом валовом продукте, промышленном производстве, сельском хозяйстве, мировой торговле. Целесообразно экономические показатели представить в динамике и систематизировать в таблице. Также можно сделать анализ аналогичных показателей по группам развивающихся стран или по регионам, где они расположены. Желательно раскрыть содержание понятия - "страны третьего мира".

    Во  втором вопросе целесообразно показать неоднородность развивающихся стран  и привести классификацию их по группам: страны НИС (новые индустриальные страны), страны ОПЭК (страны - нефтеэкспортеры), демографические гиганты, бедные страны. Желательно дать общую характеристику каждой группы.

    В третьем вопросе необходимо отразить роль индустриализации в экономическом  развитии развивающихся стран. Необходимо рассмотреть модели индустриализации в странах АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона), Латинской Америке и Африке. Особое внимание надо уделить модели "догоняющего развития" и результатам её реализации в странах АТР.

Тема  № 5

Страны  с переходной экономикой в современном мире

План:

  1. Особенности стран с переходной экономикой.
  2. Направления экономических реформ в странах с переходной экономикой.
  3. Результаты реформирования экономики в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы).

Литература:

  1. Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики // Экономист. - 2003. - № 8. - с. 74 - 82.
  2. Кушлин В. Движущие силы эволюции национальной экономики // Экономист. - 2003. - № 8. - С. 3 - 11.
  3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 93 - 94, 600 - 610.
  4. Леон Подкаминер Страны с переходной экономикой: итоги развития и перспективы // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4. - С. 8 - 14.
  5. Леон Подкаминер Страны с переходной экономикой в 2002 г. теряют темпы // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 1. - С. 22 - 31.
  6. Мау В., Яновский К. Помощь постсоциалистическим странам: факторы эффективности // МЭ и МО. - 2003. - № 6. - С.52 - 61.
  7. Руслан Гимберг Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 3. - С. 10 - 17.
  8. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 39 - 41.

    В первом вопросе необходимо объяснить  целесообразность выделения особой группы - "стран с переходной экономикой". Показать экономические и политические особенности стран с переходной экономикой, привести их классификацию и выделить характерные особенности каждой группы.

    Во  втором вопросе рассмотреть типы реформ в странах с переходной экономикой. Целесообразно на конкретной стране (например, Польше) показать реализацию "шоковой терапии", на примере Венгрии или Белоруссии - эволюционный переход к рынку. Желательно на примере России раскрыть процесс преобразований, положительные и отрицательные стороны перехода к рынку.

    В третьем вопросе на  примере  конкретных статистических данных, представленных  в динамике и систематизированных  в таблицах, показать результаты реформ на примере ряда стран с переходной экономикой.

Тема  № 6

Место России в процессах  глобализации

План:

  1. Сущность глобализации, её основные черты.
  2. Россия как субъект глобального мира.
  3. Участие России в глобальных процессах управления.

Литература:

  1. Глобализация и Россия // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 9, 10. - С. 3 - 25, 3 - 21.
  2. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / Под ред. В.Г. Колесова. - М.: Телс, 2002. - с. 45 - 80.
  3. Загладин Н. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 8. - С.3 - 10.
  4. Зевин Л. Проблемы регулирования глобальных экономических процессов // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 7. С. 38 - 45.
  5. Кучков Р., Савка А. Некоторые особенности процессов глобализации // Экономист. - 2003. - № 5. - С. 40 - 46.
  6. Каплинский Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ "цепочек" приращения стоимости // Вопр. экономики. - 2003.- №10. - С.4-9.
  7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2003. - с. 98 - 99.
  8. Медведев В. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 2. - С. 3 - 10.
  9. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Экономистъ, 2003. - с. 43 - 55.
 

    В первом вопросе необходимо раскрыть сущность термина "глобализация", рассмотреть основные черты глобализации. Желательно представить несколько точек зрения на характер глобализации. Раскрыть содержание движения антиглобалистов.

Лекции Мировая экономика.doc

— 608.00 Кб (Скачать)

Метод указ МЭ 080105, 080109.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Список рекомендованной литературы.doc

— 21.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Мировая экономика"