Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:50, курс лекций
Работа содержит лекции "Мировой экономике".
Тема:
Тема 1. Понятие мирового хозяйства.
Тема 2. Мировой воспроизводственный процесс.
Тема 3. США в мировой экономике.
Тема 4. Япония в мировой экономике
Тема 5. Западная Европа в мировом хозяйстве.
Тема 6. Китай и его роль в мировом хозяйстве.
Тема 7. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве.
Тема 8. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.
Тема 9. Россия и ее роль в мировой экономике.
Тема 10. Международное сотрудничество в области материального производства
Тема 11. Международная торговля.
Тема 12. Международная торговля услугами, лицензиями, ноу-хау.
В 1999 совместно с ВТО СТС принял конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Оказывает таким образом большую помощь ВТО в деле формирования таможенных процедур.
Основные принципы осуществления МТ, характеризующих линию ВТО:
Сама организацию МТ сведена к организации отдельных товарных рынков, имеющих собственную организацию. Товарные рынки сырьевой и продовольственной продукции организованы по принципы формирования МТ объединений (ОПЕК, организация экспортеров кофе). Объединений по машинно-технической продукции нет, т.к. в этой роли выступают крупные фирмы.
Средства ВТ политики:
Основное регулирование – тарифное – обеспечение экономических интересов страны-импортера
Виды таможенных пошлин:
Нетарифные методы - прямые средства ограничения ВТО (внешнеторгового оборота)
получение эффекта дохода, предела потери
Высказываются
одинаково веские аргументы за и
против введения тарифов
WTO – World Trade Organisation или ВТО (Всемирная торговая организация)
GATT – General Agreement on Tariffs and Trade или ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле).
В ГАТТ 23 страны, с 1 января 1948 начала действовать – обеспечение эффективных ВТ отношений и ликвидация ограничений в МТ → борьба за снижение таможенный тарифов (8 раундов). Удалось на 50% снизить средний уровень таможенного обложения, который сегодня составляет у членов этой организации 6-8%
Товарные группы
1 группа – МТП – самый динамичный сектор мирового рынка, очень большой и бистро изменяющийся ассортимент, острейшая конкуренция фирм-производителей, развитие сферы послепродажного сектора и рекламы. Роль институтов МТП берут на себя крупные фирмы производители, которые продают МТП по монопольным или олигопольным ценам. Не имеется спецификации цен. Характер продаж – международный (открытый или закрытый) торг. Если же данная продукция более употребительная, то используют открытый торг (реклама). Если продукция дорогостоящая, специфическая, штучная, то используют закрытый торг (авиасалон)
2 группа – Т и С – специфическая, капиталоемкая группа. Как правило невозобновляема → ограничена, следовательно, транспортный фактор, воздействие внешних эффектов, отрицательных экстерналей. Рынок анклавирован в различные организации: ОПЕК, организация экспортеров меди, олова). Продукция продается по специфическим биржевым ценам, т.е. продукция биржевая. Тенденция к росту цен
3 группа – ТШП – на рынках монопольной конкуренции. Как правило весьма конкурентный рынок → довольно затруднительная реализация, т.к. много производителей одного продукта. ТШП – главный объект регулирования ВТО. Особенно четко фиксированы ограничения именно по этой группе. Публичные торги. Динамика цен имеет тенденцию к снижению.
4 группа – продовольственное и с/х сырье – разделяем на 2 неравных половины:
Услуга – такой же предмет ОРТ, как и товар, но имеет свой особенности: не имеет материального выражения. Услуга производится и потребляется одновременно и не подлежит хранению. Услуга имеет дополняющий характер процесса материального производства. Она в большой степени защищена государством правовыми нормами, в частности, от иностранной конкуренции. Услуги образуют третичный сектор общественного производства (промышленность, с/х, сфера услуг)
Сфера услуг – детище современной НТР. Постиндустриальная стадия развития рождает господство сферы услуг как основной экономической деятельности. Постиндустриальный характер показан в долях сферы услуг в объеме ВВП (более 50%)
Страновое
распределение сферы услуг
Экспорт услуг за последние 25 лет (1980 – 2004) возрос в 4,5 раза
2004 – 1 820 млрд. $
Для последний двух десятилетий характерным является рост рынка услуг более высокими темпами, чем рынка товаров
Мировой товарооборот – 100%
Сфера услуг – 18%
Значительный рост услуг между ТНК, внутрикорпоративный оборот – 60% от всего объема оборота услуг. Тем самым подтверждается важная роль ТНК.
РФ:
экспорт по данным платежного баланса – 16,1 млрд. $ (10,9% мирового объема)
импорт
– 27,7 млрд. $ (1,5% мирового объема)
США – 20% оборота
Япония – 6%
Западная
Европа – 45%
Рассматривая мировой рынок услуг в целом, необходимо обратить внимание на все его составляющие. С точки зрения теории международной торговли, все производимые товары и услуги разбиваются на 2 класса: торгуемые (на экспорт) и неторгуемые (импорт). Более 90% - торгуемые услуги. Неторгуемые – коммунальные услуги, услуги внутренней торговли
Классификация – сегменты мирового рынка
Основные игроки на этих рынках – ПРС (США, Япония, Германия, Канада)
Есть страны-спечиализанты, которые специализируются на определенных видах услуг. Например, туризм – Турция, Маврикий; транспорт – страны открытого судового реестра – Панама, Либерия, Ямайка, Япония; финансовые услуги – Великобритания (Лондон), Швейцария, Люксембург и страны которые имеют льготный характер налогообложения (оффшорный) – Сингапур, Соломоновы острова.
Торговля научно-техническими достижениями (НТД) зависит от правовой основы, которая определяет возможности их реализации (купля-продажа)
Технология
превращается в товар, когда идея
обличена в удобную организационно-
Научно-техническая идея как товар должна иметь патентную форму
Патент – как юридическая форма научно-технической идеи, идентифицирующая право собственности на эту идею
После получения патента, документ может быть предложен на рынке в форме лицензии
Лицензия – документ, удостоверяющий право на определенных условиях использовать какой-либо патент
Исходя из определенных условии мы определяем характер лицензии:
Простая – лицензия, дающая право лицензиату (покупателю) на использование объекта лицензии в некоторых пределах, которые определяет собственник
Исключительная – лицензия, предлагающая лицензиату исключительное монопольное право на использование объекта лицензии на определенном рынке. Исключительное право имеет временные пределы (должны быть оговорены сроки)
Полная – лицензия, предполагающая передачу лицензиату всех прав на использование патента, отказ от прав. Фактически это продажа патента.
3 вида соглашений:
Цена строится в зависимости от того, как используется оплата прав НТД
3 основных вида оплаты НТД: