Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:04, доклад
В начале об Ирландии. Вопрос о роли этой страны в кризисе еврозоны требует особого рассмотрения. Экономика Ирландии пострадала от последствий мирового финансового кризиса больше других европейских стран. В 2009 году ВВП страны сократился на рекордные 7,1 процента, а ирландские банки были спасены от краха только их национализацией. Ирландия оказалась первой страной Еврозоны, вошедшей в рецессию, хотя еще недавно утверждалось, что модель развития, принятая в этой стране, должна быть образцом для подражания.
В начале об Ирландии. Вопрос о роли этой страны в кризисе еврозоны требует особого рассмотрения. Экономика Ирландии пострадала от последствий мирового финансового кризиса больше других европейских стран. В 2009 году ВВП страны сократился на рекордные 7,1 процента, а ирландские банки были спасены от краха только их национализацией. Ирландия оказалась первой страной Еврозоны, вошедшей в рецессию, хотя еще недавно утверждалось, что модель развития, принятая в этой стране, должна быть образцом для подражания.
Действительно, показатели экономического роста Ирландии были впечатляющими. В 2008 году ВВП на душу населения опрежала многие европейские страны и составляло 45 тыс. долларов. Однако финансовый кризис внес свои коррективы. В результате дефицит госбюджета превысил 14,7%, а внешний долг 940% ВВП - совершенно фантастическую цифру! Безработица, ранее одна из низших в Европе, превысила 10%.Таким образом, несмотря на относительно небольшую по объему экономики (56 место в мире по объему ВВП) Ирландия - внесла свой вклад в трудности, переживаемые ныне .странами Евросоюза,
В Исландии, небольшом островном государстве с населением в 320 тысяч человек, проблемы евро оказались связанными с финансово-экономическим кризисом, начавшимся в этой стране во второй половине 2008 года. Банки, проводившие рискованную политику, в т.ч. на внешних рынках, оказались не готовы к начавшимся негативным процессам - кризису ликвидности, сокращении международного рынка финансовых операций, разорении американского банка "Lehmann Brothers" и др. В сентябре-октябре 2008 г. коммерческие банки Исландии обанкротились и были национализированы, а их внешняя задолженность перешла к новому владельцу — государству. Но по вопросу выплаты этой задолженности зарубежным вкладчикам, прежде всего, Великобритании и Голландии разгорелась острая дискуссия. Многие граждане справедливо посчитали, что выплата задолженности должно быть отвергнуть уже по той причине, что за ошибки исланд-ских банкиров наказывают исландских налогоплательщиков. Правительство вынуждено было провести референдум в ходе которого 93% исландских граждан высказались против этой сделки и она не состоялсь. Но итоги референдума имеют и другую сторону. Они ставят по сомнение возможность предоставления Исландии 3,8 миллиардов долларов в форме новых займов от Международного валютного фонда и некоторых европейских банков. Независимо от итогов референдума государственный долг Исландии оказался одним из самых высоких среди государств еврозоны. Валовая внешняя задолженность населения и местных компаний на сентябрь 2008 г. составила - 820% ВВП., в том числе на задолженность внешних банков пришлось 691% ВВП. Для выяснения обстоятельств, приведших страну к глобальному финансовому кризису правительство создало Особую комиссию по расследованию (SIC ), которая в своем отчете на 2000 станиц, назвала виновников из числа высших должностных лиц государства. Было отмечено, что их главная вина - сокрытие информации о надвигающемся кризисе, что не позволило принять своевременные меры по его предотвращению или смягчению.
Как и в других государствах, нынешнее правительство Исландии разработало программу антикризисных мер. Особое внимание в них заняли проблемы восстановления и реорганизации местной банковской системы, стабилизации курса кроны, снижение роста потребительских цен, снижения инфляции (в январе текущего года она составила 18,6%). Для предотвращения обвала курса кроны, в соответствии с рекомендациями МВФ, в ноябре 2008 г. были введены ограничения на валютные операции, а также повышены до 18% учетные ставки банковских процентов. Сейчас трудно предсказать насколько принятые меры отразятся на укреплении банковского сектора страны и еврозоны в целом.
В заключение отметим, что риск распространения неблагополучной ситуации, сложившейся в ряде стран Еврозоны, на других ее участников вполне возможен. О таком развития событий, когда беспокоится нужно не только о "греческом кризисе", а о разрушении системы в целом, предупреждал известный американский экономист, Нобелевский лауреат Линдон Ларуш. Аналогичные мысли выказывал также еврокомиссар по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния.
Естественно предположить, что страны-члены еврозоны понимают опасность такой перспективы и будут прилагать усилия по сохранению еврозоны и евро как альтернативу доллару и другим валютам. Речь при этом пойдет не о каких-то частных вопросах, а о необходимости введения более широких и глубоких мер по отслеживанию экономической политики каждой страны - члена еврозоны. Это позволит уже на ранней стадии обнаруживать и исправлять дисбалансы и обеспечивать финансовую стабильность.
В начале марта еврокомиссия выступила с инициативой создания Европейского валютного фонда (ЕВФ) в целях противопоставления кризисным явениям в еврозоне и решения своих проблем независимо от МВФ и Всемирного банка. Конкретные предложения еще предстоит разработать. Финансовый кризис в показал необходимость единого для стран еврозоны бюджета, налоговой политики и механизма для обеспечения их исполнения. Но для реализации всего этого нужно единое правительство, наделенное соответствующими полномочиями. Такова логика сохранения любых межгосударственных финансово-экономических образований. Пойдут ли на это государства-члены Еврозоны покажет время.