Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 07:29, доклад
Основой изучения личного потребления (индивидуальных потребителей и домашних хозяйств) служат кривые безразличия. Кривая безразличия – линия, каждая точка которой представляет собой такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, которую из них выбрать. Кривые безразличия графически отражают систему предпочтений потребителя.я
Кривые безразличия. Решение задачи об оптимальном выборе потребителя
Основой изучения личного потребления (индивидуальных потребителей и домашних хозяйств) служат кривые безразличия. Кривая безразличия – линия, каждая точка которой представляет собой такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, которую из них выбрать. Кривые безразличия графически отражают систему предпочтений потребителя.
Для удобства воспроизведения используется двумерное пространство
Рассмотрим простой пример. Допустим, домашнее хозяйство может потреблять два вида благ (благо 1 и благо 2). Пусть в течение некоторого периода первое благо потребляется в количестве y1, а второе – в количестве Y2. Двумерный вектор (y1, y2) назовем планом потребления. Домашнее хозяйство сравнивает вектор потребления (набор потребляемых благ) А= (Y1A, Y2A) с другим вектором потребления, В = (Y1B, Y2B) и выносит одно из следующих суждений:
а) вектор А предпочтительнее, чем вектор В;
б) вектор В предпочтительнее, чем вектор А;
в) векторы А и В равно предпочтительны (потребителю безразлично, какой из векторов А или В выбрать).
Кривая безразличия
здесь – это все планы
Существуют различные виды кривых безразличия, определяемые способом задания функции полезности. Но существуют также и общие свойства кривой безразличия, независимо от её вида:
-через любую точку в графическом пространстве товаров всегда можно провести соответствующую кривую безразличия, т.к. для любой комбинации двух товаров всегда найдётся множество других комбинаций, полезность которых будет такой же, как у этой точки. Данное свойство основано на том, что потребитель может сравнить все товары или их набор с помощью отношений предпочтения или безразличия (аксиома полной упорядоченности);
-кривые безразличия никогда не пересекаются (аксиома транзитивности и аксиома ненасыщения); на основании первых двух свойств можно построить карту кривых безразличия, содержащую информацию о системе предпочтений потребителя.
-Кривая, более отдалённая от начала координат, имеет большую общую полезность: более предпочтительна;
-кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как сокращение количества одного товара должно быть компенсировано или заменено увеличением количества другого товара, чтобы была сохранена общая полезность набора;
-кривая безразличия в широком смысле вогнута по отношению к началу координат: наклон кривой безразличия уменьшается при движении вдоль горизонтальной оси от начала координат. Это объясняется тем, что готовность потребителя замещать один товар другим при этом падает.
Чтобы построить
кривую безразличия, необходимо выразить
один из аргументов функции полезности
через другой аргумент и значение
функции полезности U. Так, для функции
полезности (1) получаем:
Рис. 5.7. Кривые безразличия
Данный тип кривой (Рис. 5.7.) присущ товарам-субститутам, причём, абсолютным. Это значит, что увеличение спроса на одно из двух благ (товаров) сопровождается падением спроса на другое благо: эти два блага находятся в отношениях взаимозаменяемости. В качестве примера можно привести кофе и чай.
Рис.5.8. Кривые безразличия
Тип этих кривых (Рис. 5.8.), строго говоря, является одним из смешанных, так как существует ещё тип кривых безразличия для комплементарных товаров (благ). При увеличении спроса на одно из двух таких благ растет спрос и на второе благо: они находятся в отношениях взаимодополнения. Например, кофе и сахар.
Утверждается, что кривые безразличия обладают следующими свойствами:
Кривая, соответствующая большей полезности лежит выше.
Через любую точку проходит кривая безразличия и только одна.
Кривые безразличия не пересекаются.
Кривые безразличия непрерывны.
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
Кривые безразличия не могут быть замкнутыми линиями.
Кривые безразличия являются выпуклыми к началу координат кривыми.
В этих условиях
критерий потребительского выбора становится
следующим: “Потребитель выбирает один
из наборов благ, лежащих на самой
высокой из доступных ему кривых
безразличия”.
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю
Полезность является субъективной оценкой
Доход потребителя ограничен он не может удовлетворять все свои потребности он вынужден ранжировать степень полезности тех или иных благ.
Обменивая имеющийся у него денежный запас на те или иные товары и услуги потребителя стремится максимизировать полезность от потребления полученных благ.
в обмене потребитель сопоставляет предполагаемую будущую полезность с альтернативными издержками, величину альтернативных издержек для него показывает рыночная цена.
готовность уплатить определенную цену за данный товар или услугу будет зависеть от субъективной полезностной оценки
Предельная полезность – полезность последней доступной для потребителя единицы запаса блага.Ценность блага для индивида определяется его предельной полезностью.
П е р в ы й з а к о н Г о с с е н а, более известный как закон убывающей предельной полезности, гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается.или.величина удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага данного вида уменьшается и достигает нуля в точке полного удовлетворения. по мере удовлетворения потребности, ее интенсивность падает.
второй закон Г о с с е н а,«общее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага»'.
Предельная полезность и спрос
Каждая дополнительно приобретаемая единица блага ведет к снижению доставляемой ею предельной полезности . потребитель готов отдавать за нее все меньшее количество денег, позволяющих претендовать на иные блага, предельная полезность которых оказывается выше.
Потребитель оптимизирует
свои расходы тогда, когда цены приобретаемых
им благ будут пропорциональны их
предельным полезностям.