Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:34, курсовая работа
Для нашей работы особый интерес представляет не изучение этих явлений по отдельности, а исследование взаимосвязи двух важнейших показателей. С целью максимально более точного отображения этой связи в различных условиях, мы исследуем детерминанты обоих показателей как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, после чего оценим возможную взаимозависимость этих проявлений макроэкономической нестабильности.
Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Оригинальная модель взаимосвязи инфляции и безработицы:
исследование краткосрочного периода ……………………………………….. 6
1.1 Инфляция и безработица как основные проявления макро-
экономической нестабильности ……………………………………………….. 6
1.2 Традиционная кривая Филипса: сущность, история появления и
логическое обоснование ……………………………………………………….. 8
1.3 Связь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде в экономико-математическом представлении ………………………………….. 10
2 Современный анализ связи между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде …………………………………………………………. 13
2.1 Стагфляция: первый удар по концепции Филипса ……………...………... 13
2.2 Теория адаптивных ожиданий: объяснение фиаско классической
кривой Филипса в долгосрочном периоде …………..…………………. ……. 15
2.3 Теория рациональных ожиданий и эффективность макро-
экономической политики ………………………………………………………. 17
3 Взаимосвязь инфляции и безработицы в Республике Беларусь …………... 20
3.1 Методологическая составляющая анализа взаимосвязи инфляции и безработицы в РБ ……………………………………………………………….. 20
3.2 Моделирование связей между инфляцией и безработицей в РБ на основе эмпирических данных ………………………………………………………….. 24
Заключение ……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников ………………………
– индексы предыдущих периодов;
– рассчитываемый
показатель за прошедшие
Из формулы (2.1) видно, что по мере отдаления показателей от настоящего периода их веса становятся все меньше и меньше. Коэффициент , по сути, означает, в какой степени субъекты хозяйствования реагируют на изменение ситуации в экономике, причем он может в значительной степени варьироваться для разных стран мира. Например, по данным за 2006 год в Греции коэффициент равен 0.198, в Великобритании – 0.6, а в Нидерландах – 0.735 [8, c. 134, табл. 1].
Итак, согласно концепции адаптивных ожиданий, кривая Филипса в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной линии. В качестве объяснения приводится следующая цепь рассуждений.
Положим, что первоначально экономика находится (см. рис. 6) в положении A, характеризующемся нулевой инфляцией и уровнем безработицы, равным естественному (например, 10%). Власти, обеспокоенные высоким уровнем безработицы, начинают проводить политику стимулирования совокупного спроса при помощи фискальной и/или монетарной политики. Совокупный спрос возрастает, и экономика оказывается в положении В. После перемещения, уровень безработицы снижается, но происходит изменение темпов роста уровня цен, согласно краткосрочной кривой Филипса.
Однако тот факт, что инфляция выросла по сравнению с предыдущим уровнем, нивелирует любое увеличение доходов фирм и работников, что быстро сводит влияние увеличения совокупного спроса на безработицу на «нет».
Рисунок 6 – Кривая Филипса в долгосрочном периоде
Примечание – Источник: собственная локализация на основе [9].
Дальнейшее развитие событий
зависит от того, успели ли субъекты
экономики предугадать и
Однако если инфляция была распознана (как обычно и происходит), работники потребуют увеличения заработной платы для того, чтобы компенсировать инфляционные потери. В этом случае уровень безработицы также вернется на естественный уровень, однако, уже при новом, более высоком уровне инфляции, которому будет соответствовать новая краткосрочная кривая Филипса. Эту ситуацию описывает точка C [2, c. 363].
Точно такой же механизм будет приводить экономику к долгосрочной кривой Филипса и при проведении сдерживающей политики или процесса дезинфляции, не вызванного действиями властей. Так, при уменьшении совокупного спроса уровень инфляции снизится. Производители, в свою очередь, не станут в условиях уменьшенного спроса на продукцию повышать номинальную заработную плату, что приведет к росту безработицы. Со временем фирмы и работники приспособятся и оговорят меньшие темпы роста заработной платы, что приведет к увеличению прибылей и возрастанию занятости до естественного уровня уже при меньшем уровне инфляции [2, c. 364].
Основной вывод заключается
в том, что попытки государства
снизить безработицу ниже естественного
уровня при помощи манипуляций совокупным
предложением будут иметь краткосрочный
эффект и в перспективе лишь увеличат
инфляцию. В то же время, власти могут
снизить собственно естественный уровень
безработицы. Создание инфраструктуры
для поиска рабочих мест, переквалификации,
стимулирование мобильности трудовых
ресурсов и прочие методы, не имеющие
прямого отношения к
Хотя концепцию принято
относить к неоклассическому направлению,
многие приверженцы собственно неоклассики
критикуют теорию за чрезвычайную наивность.
Классическим является пример с президентскими
выборами, в преддверии которых, два
кандидата обещают принять меры
по уменьшению инфляции, но одновременно
собираются нарастить объемы денежной
массы, стремясь уменьшить номинальную
ставку процента, или снизить налоговые
ставки с целью привлечения
Поэтому на сегодняшний момент стержнем неоклассической школы экономической мысли является теория рациональных ожиданий.
2.3 Теория рациональных ожиданий и эффективность
макроэкономической политики
В своем первоначальном виде теория рациональных ожиданий была разработана Джоном Мутом в 1961 г. и позднее была значительно модифицирована Робертом Лукасом, впоследствии получившим за эти разработки Нобелевскую премию.
Принципиальное ее отличие от рассмотренной теории адаптивных ожиданий заключается в предположении о том, что экономические агенты не только экстраполируют свой прошлый опыт, но и заглядывают в будущее и строят предположения, исходя из имеющейся у них информации. Возвращаясь к нашему примеру, связанному с президентской гонкой, согласно рассматриваемой концепции, люди оценят возможные последствия экономической политики властей, которая уже проводиться и которая будет проводиться, и в соответствии со своими выводами скорректируют свое поведения, дабы не остаться в проигрыше.
В идеальных условиях, когда
каждый субъект экономики ведет
осознанную экономическую деятельность,
знает макроэкономические законы и
обладает полной информацией, никакие
маневры в проведении фискальной
или денежно-кредитной политики
не вызовут изменения реального
дохода, уровня производства или уровня
безработицы даже в краткосрочном
периоде. Действительно, если люди достоверно
предсказывают последствия
Разумеется, в условиях реального
рынка указанные выше условия
полностью выполняться не могут.
В экономическом обороте
Таким образом, даже если не все участники рынка действуют согласно концепции рациональных ожиданий, информация распространяется от активной части агентов к пассивной, порождая согласованный ответ рынка на действия властей. Возвращаясь к рис. 6, это означает, что экономика перейдет из точки А напрямую в точку С, минуя позицию В из-за мгновенной реакции субъектов экономики, которые предполагали именно такое развитие событий.
Означает ли это, что государство
ничего не может изменить, используя
обычные макроэкономические методы?
Согласно теории рациональных ожиданий,
единственно возможная
Однако не все экономисты
соглашаются со столько резкой формулировкой.
Помимо сторонников эффективности
государственной политики и приверженцев
концепций адаптивных и рациональных
ожиданий, есть еще и так называемые
«центристы», которые признают ограниченную
эффективность воздействия
К ним можно отнести:
Задержка, вызванная перечисленными
факторами, может различаться по
времени и иногда (особенно в условиях
проведения неожиданной экономической
политики) может охватывать значительный
период времени. Поэтому речи о полной
неэффективности
Тем не менее, рассмотренные
нами концепции ясно отображают тот
факт, что в долгосрочном периоде
кривая Филипса принимает вертикальный
вид. Это означает, что возможности
регулирования инфляции и безработицы
исключительно
3.1 Методологическая составляющая анализа взаимосвязи
инфляции и безработицы в РБ
В настоящей главе, используя
имеющийся теоретический
Прежде чем приступать к моделированию, необходимо обратить внимание на некоторые особенности предстоящего анализа. Во-первых, необходимо учитывать, что РБ – страна с экономикой переходного типа, то есть находящаяся в процессе перехода к отношениям рыночного типа. Это обстоятельство существенно затрудняет применение любой традиционной рыночной модели при макроэкономическом анализе, поскольку нестабильная экономическая обстановка порой делает невозможным исполнение казалось бы самых незыблемых законов [11, XIII]. Так же как и другие нестабильные и плохо поддающиеся прогнозированию процессы (например, стагфляция), процесс перехода к рыночной экономике снижает релевантность эмпирических данных, которые могут быть получены неверным способом, обладать высокой дисперсией или испытывать влияние множества экзогенных факторов.
Во-вторых, следует отметить,
что если данные по инфляции в РБ
можно считать относительно достоверными,
то официальная статистика по такому
показателю как безработица, по мнению
некоторых независимых
Примечательно, что государство не предпринимает активных действий по вычислению и публикации реального уровня безработицы. Здесь и далее под реальным будем понимать уровень, включающий не только официально зарегистрированных, но и незарегистрированных безработных, удовлетворяющих всем остальным (кроме, собственно, наличия регистрации) условиям, а также людей, занятых частично. Представление о реальном количестве безработных можно получить из выборочных обследований домашних хозяйств, которые ныне проводятся в нашей стране ежеквартально, а до 2007 года проводились ежегодно. Опросная форма таких обследований содержит все необходимые для этого инструменты (в частности, сведения о занятости / незанятости, ведении / не ведении поиска рабочего места, о достижении определенного срока, в течение которого индивид является безработным, и др.) [13]. Однако в официальных источниках статистики эти данные не публикуются [14]. Объяснением проведения подобной политики в отношении информации, на наш взгляд, может являться лишь внешняя привлекательность официальных итогов. Трудно представить, что аналитики, нуждающиеся в квалифицированной оценке состояния рынка труда, смогут адекватно использовать официальную статистику в своих изысканиях. Наиболее вероятно, что данные о реальном уровне безработицы имеются, но являются закрытыми для широкой общественности.
Указанная проблема актуальна и для нашего исследования. В связи с тем, что никаких масштабных (во времени) исследований рынка труда на предмет уровня безработицы не проводилось, оценим релевантность официальных данных с использованием точечных исследований, которые в предыдущие годы проводились негосударственными учреждениями, а также государственными институтами, применяющих отличную от Национального статистического комитета методологию.
Например, обратимся к
публикациям Независимого института
социально-экономических и
Для того чтобы иметь возможность оценить реальную безработицу в каждом конкретном году, могут применяться несколько методик. Ни одна из них, к сожалению, не может быть источником достоверных данных, но может использоваться для оценки общих тенденций на рынке труда и корреляции официальных статистических итогов с реальным состоянием рынка труда.
Например, для оценки можем использовать данные Национального статистического комитета о числе граждан, обратившихся за получением статуса безработного, а также калькуляции потерь рабочего времени от неполной занятости. Граждане, обратившиеся в службу занятости, часто отказываются от постановки на учет, мотивируя это недовольством относительно предлагаемых вакансий (например, слишком малооплачиваемые), отсутствием вакансий по специальности, нежеланием участвовать в общественных работах и/или проходить через все необходимые бюрократические процедуры [16, с. 251]. Однако определенной части просителей организации отказывают все же по причине несоответствия их действительного положения статусу безработного, определенного законодательством. Допустим, что количество отклоненных заявлений по этой причине нивелируется количеством граждан, оставшихся без работы, которые соответствуют официальным критериям, но вообще не обращались за помощью в организации занятости. Потери рабочего времени рассчитаем в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за год с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы.