Автор: Алексей Ефимов, 24 Ноября 2010 в 09:41, курсовая работа
Работа состоит из введения, двух частей и заключения. В первой части основное внимание уделено теоретическим формулировкам, обращено внимание на первоначальное значение основных исследуемых понятий - “ресурсы” , “кредитные ресурсы” , “депозит” , рассмотрена структура кредитных ресурсов; отведено место проблемам формирования ресурсной базы. Во второй части проанализирована экономическая ситуация, рассмотрены положительные изменения и перечислены основные проблемы развития региональных банков, макроэкономические и микроэкономические меры для стабилизации ситуации.
На основе положений экономической науки раскрыты вопросы определения кредитных ресурсов коммерческого банка и вопросы эффективности их использования. Внесена ясность в экономическую дефиницию - кредитные ресурсы. Разработана и предложена классификация кредитных ресурсов их структура, методика расчета и методы управления. При этом особое внимание уделено капиталу кредитной организации как основе обеспечения обязательств и стабильности деятельности для увеличения своих активных и пассивных операций. Предпринята попытка на основе нового плана счетов кредитных организаций рассчитать реальную сумму кредитных ресурсов банка. Обоснованы собственные позиции и взгляды на региональные проблемы банковского сектора.
Заемщики в
Хабаровске и крае могут с удовлетворением
заметить, что сегодня кредит сроком
на пол года является вполне доступным,
тогда как еще год назад
его максимальная продолжительность
не превышала трех месяцев.
Процентные ставки
за пользование кредитами
В Хабаровске ставка
по рублевым кредитам для обычных заемщиков
колеблется около 30 % годовых. Условия
кредита облегчаются. Если еще год назад
в качестве залога принимались в основном
высоколиквидная недвижимость или ценное
имущество, то сейчас банки зачастую кредитуют
под товары в обороте (которыми могут быть
как готовая продукция, так и сырье) . Кроме
того, постепенно усиливается информированность
коммерческих банков о неплательщиках
кредитов, что позволяет с большим доверием
давать кредиты устойчивым предприятиям.
Сегодня все чаще
кредитор ищет заемщика, тогда как еще
год назад картина была противоположной.
Типичным для
банков стало проведение хотя бы первичного
анализа кредитоспособности: изучение
кредитной истории, коэффициентов
финансового состояния, денежных потоков,
структуры дебиторской и кредиторской
задолженности, задолженности по кредитам,
анализ залога у предприятия-заемщика.
И это определенный шаг вперед, удельный
вес кредитов, выдаваемых “по блату”
или за взятку, снижается.
Некоторые свидетельства
о росте накоплений граждан позволяют
судить о потенциальном росте ресурсной
базы для кредитования. Средний остаток
на частном вкладе в банке, включая Сбербанк,
с учетом начисленных процентов вырос
до 935 руб. по сравнению с 635 руб. годом раньше.
Тем не менее, не
смотря на позитивные изменения, объем
кредитования пока недостаточен для создания
условий для стабильного экономического
положения региона. Отметим важнейшие
проблемы регионального кредитного рынка.
С начала 1998 года процентные ставки вновь
начали расти, что связано с рядом причин:
повышение ставки рефинансирования до
28 %, повышение размера обязательных резервов
до 11 %.
Эти меры, конечно,
приведут к повышению процентных
ставок. Они заявлены Центробанком
как ответная реакция на “гонкогский
кризис на мировом фондовом рынке” , вследствие
чего зарубежные инвесторы стали изымать
капиталы с российского рынка ценных бумаг.
Размеры кредитования
все еще существенно ниже необходимого
уровня. Предоставление крупных кредитов
по-прежнему является проблемой для
российских банков, и объяснением тому
послужит несколько причин: - региональные
банки не велики по размеру активов На
1.01.98 свыше $300 млн. активов в России имели
только 48 банков, свыше $1 млрд. -16 банков,
а свыше $5 - лишь Сбербанк Росси.
Банковский актив
распределены неравномерно. Так около
1/2 из сумм активов 20 крупнейших банков
России находятся в Сбербанке, а из первых
48 по размеру активов банков 38 находятся
в Москве.
С учетом распыленности
средств в отделениях Сбербанка
эти факты вполне объясняют нехватку
кредитных ресурсов в регионах.
По данным опроса
проводимого фондом “Общественное
мнение” 66 % россиян на имеют счета
ни в одном банке. В США данный
показатель составляет 13 %. Отсутствие
государственного страхования вкладов,
страх потерять деньги вследствие нестабильности
банковской системы побуждает население
по-прежнему вкладывать рубли в валюту.
Те же средства,
которые остаются на банковских вкладах,
на 80 % сосредоточены в Сбербанке
и распылены по многочисленным его
отделениям.
Да и сами
региональные банки плохо работают по
привлечению вкладов населения. Некоторые
из них, наученные опытом краха НАКбанка
и ХАКОбанка вообще отказываются привлекать
такой “дорогой” и рисковый вид ресурсов.
Нехватка так
называемых “стержневых депозитов”
делает ресурсную базу банков нестабильной.
В США, например, “стержневые депозиты”
, большая часть которых - вклады граждан,
составляли 54 % активов. Мотивы такой “осторожности”
банков очевидны: достаточно большие затраты
на каждый рубль привлеченных средств
при работе с мелкими вкладами. Однако,
если банки думают о перспективе, то необходимость
привлечения “стержневых депозитов”
для повышения размера и стабильности
ресурсной базы такие направления деятельности
будут неизбежными.
Впрочем не только
банки тому виной. Норматив Н11, в соответствии
с которым размер привлекаемых средств
банка не должен превышать собственный
капитал банка, также снижает возможность
последних по привлечению средств населения.
Поскольку у типичного банка в развитой
стране соотношение капитал/активы обычно
меньше 10 %, мы можем сделать вывод, что
данный норматив является излишне жестким.
Перевод государственных
средств из коммерческих банков и
передача их на счета Казначейства
в Центральный Банк, Сбербанк и
узкую группу строго уполномоченных
банков для некоторых региональных банков
явился катастрофическим. Коммерческие
банки потеряли основу своих кредитных
ресурсов (доля государственных средств
достигала даже 80 %) и лишились возможности
нормального функционирования.
Можно понять Правительство,
стремящееся оградить государственные
средства от хищений. Однако, во-первых,
отделения Сбербанка пока еще достаточно
неповоротливы и не проявляют большой
склонности к кредитованию юридических
лиц; Региональные РКЦ не обладают достаточно
развитой инфраструктурой; во-вторых,
уполномоченные банки находятся преимущественно
в Москве, что снижает кредитные ресурсы
регионов; в-третьих, коммерческие банки
работают более оперативно, чем Сбербанк
и Центробанк. Поэтому, может не стоит
сужать круг банков держателей бюджетных
счетов, но обязать их в качестве залога
держать высококлассные долговые инструменты,
как подсказывает опыт США.
Банки платят повышенную
ставку налога на прибыль 43 %, что удорожает
кредиты. Заметим, что в США банки
платят обычную ставку корпоративного
налога.
Кредитный риск
по-прежнему высок. Вспомним пример Западно-Сибирского
металлургического комбината, разорившего
несколько банков и продолжающего
работать, завод “Амурсталь” разоривший
НАКБанк, примеров тому множество.
Принятый и
вступивший в силу с 1 марта Закон “О
банкротстве” , с одной стороны призван
будет облегчить возврат кредитов и снизить
кредитный риск, а с другой предъявляет
столь же жесткие требования к деятельности
самих коммерческих банков.
Региональные
банки могут и должны увеличивать
как размер своих кредитных ресурсов,
так и долю вложенных кредитных ресурсов.
Ситуация в которой некого кредитовать
вызвана именно низкой активностью в производственном
секторе, а она, в свою очередь, вызвана
дефицитом денег у производителей. В США
ссуды составляют примерно 2/3 активов
коммерческих банков, учитывая присутствие
кредитующих небанковских финансовых
институтов. В России же статистика показывает,
что кредиты в среднем составляют 41 % активов,
варьируясь от 5.5 % (банк “Альба-Альянс”
) до 90 % (Русский банк имущественной опеки)
. Значит резервы роста есть и они объективны.
Меры, которые, на
наш взгляд, необходимо принимать
являются следствием проблем описанных
выше: 1. Меры макроэкономического характера:
- небольшое снижение ставки рефинансирования
и доходности государственных ценных
бумаг, с принятием правила изменения
ставки не чаще чем один раз в определенный
период (например - квартал) на законодательном
уровне; - более мягкая денежно-кредитная
политика (осторожное увеличение денежной
массы при подконтрольной инфляции) ; -
снижение налога на прибыль банков до
общего уровня обложения прибыли юридических
лиц; - Принятие Земельного кодекса и Закона
“Об ипотеке” , которые сделали бы оборот
земли реальностью.
Изменение величины
норматива Н11, что позволит банкам,
по крайней мере устойчивым, принимать
вклады граждан в сумме, превышающей величину
собственного капитала.
Изменение величины
норматива Н8 для специализированных
банков, что поможет им нормально
работать, имея прочную ресурсную
базу в одной отрасли, не превышая указанного
норматива в несколько раз. Примером тому
может служить ДВСКБанк устойчиво и прибыльно
работающий со средствами пенсионного
фонда; - снижение количества обязательных
экономических нормативов до уровня при
котором банки смогли бы эффективно оперировать
ими. За последние семь лет инструкция
№1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью
утверждать, что процесс будет продолжаться
как из-за введения нового плана счетов,
так и из-за меняющейся экономической
ситуации.
Далее, следует
минимизировать налогообложение сумм
резервов, формируемых под невозврат ссуд,
а именно: исключить, по крайней мере частично,
из облагаемой прибыли и те резервы, которые
создаются под ссуды первых двух групп
риска; - отмена необъяснимого условия,
в соответствии с которым из облагаемой
прибыли заемщиков вычитаются лишь процентные
платежи, равные учетной ставке Центрального
банка плюс три процента. Разве заемщики
должны платить налоги с выплачиваемых
процентов?
2. Меры микроэкономического
характера: - региональные банки, имея
небольшой ресурсный потенциал, должны
проводить политику увеличения своей
ресурсной базы.
Банкам необходимо
усилить работу по привлечению мелких
вкладчиков; - нужно начать осуществление
трастовых операций с денежными
средствами, что регламентируется инструкцией
ЦБ № 63 от 2.07.97. и уже используется в западных
и центральных регионах.
Особое внимание
стоит обратить на лизинг. Сегодня
многие предприятия не имеют средств
для закупки оборудования по полной
стоимости, особенно импортного, но у них
вполне хватит средств для выплаты лизинговых
платежей. Лизинг особенно необходим российским
предприятиям поскольку за последние
7 лет наблюдалось постоянное снижения
уровня капиталовложений в основной капитал.
Тем более что ряд мер в качестве поощрения
лизинга уже принят: разрешение относить
лизинговые платежи на себестоимость;
льготы банкам, кредитующим лизинговые
операции.
Банкам, для эффективного
использования кредитных
Список использованных
источников
“Организованный рынок государственных ценных бумаг” , сборник нормативных актов.
“Анализ качества функционирования коммерческого банка” //Банковское дело, 1997, №12
“Банковская система РФ” “Достаточность собственного капитала коммерческих банков” //Финансовый бизнес 1996, №11
“О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в РФ” Постановление Правительства №752 от 27.06.96 г.
“О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций” инструкция ЦБ №63 от 2.07.97 г.
“О порядке регулирования деятельности кредитных организаций” инструкция ЦБ РФ №1 от 1.10.97 г.
“Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями” № 490 от 16.05.94
“Региональные банки и проблемы кредитования реального сектора экономики” //Бизнес и банки 1997, №29
Г. С. Панова “Кредитная политика коммерческого банка” Москва 1997 г.
Е. Б. Ширинская “Операции КБ: российский и зарубежный опыт” М: ФиС, 1995 г.
Коммерсант - Daily, 1997 г.
С. А. Мицек “Экономика финансовых институтов” учебное пособие, Екатеринбург 1996 г.
Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 7.01.95
Ю. А. Бабичева “Банковское дело” М, 1993 г.