Кредитные операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить сущность кредитных операций коммерческого банка, изучить организацию процесса кредитования в банках, описать состояние системы банковского кредитования в Республике. Работа состоит из трех глав.
В первой главе раскрывается сущность банковской формы кредита, с позиции особенностей банка дается определение сущности банковского кредитования. В целом, глава посвящена общетеоретическим вопросам

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

1. Кредитные операции: понятие, структура и виды…………...…………………….4
2. Организация кредитования в банке………………………………………………..11
3. Банковское кредитование в Республике Беларусь: особенности и проблемы.…21

Заключение…………………………………………….…………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….…..29

Работа содержит 1 файл

Кредитные операции банка.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

 

Проведение любой ссудной операции характеризуется таким понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка во время проведения кредитной операции. Кредитное дело – это рискованная сфера деятельности, поэтому специфика организации состоит в том, что сотрудники банка на всех этапах кредитования стремятся выявить, оценить и управлять кредитным риском. Это находит отражение и в системе управления банка. Вопросами кредитования в банке занимаются органы, занимающиеся общими вопросами деятельности, и органы, в соответствии с функциональным признаком построения системы управления, управления и службы, сотрудники, которых непосредственно осуществляют действия направленные на проведение кредитных операций. Состав и количество структурных подразделений зависит от размера банка, наличия филиальной сети т др. Кредитное управление может включать отделы, соответствующие вида проводимых операций, такие как отделы краткосрочного и долгосрочного кредитования, отдел кредитования населения, отдел нетрадиционных банковских операций и др. В тоже время, структура кредитных органов крупного банка может включать:

                   отдел формирования кредитного портфеля, занимающийся вопросами рассмотрения кредитных заявок (экспертиза контрактов, технико-экономического обоснования),  анализа финансового состояния заемщика, готовит предложение кредитный комитет для рассмотрения вопроса о выдаче крупных ссуд, предоставления банковских гарантий, разрабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля;

                   кредитный отдел. Сотрудники занимаются оформлением кредитных договоров и дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, контролируют своевременность  погашения кредита и процентов, проводят систематический анализ финансового состояния заемщика, принимают меры по досрочному взысканию кредитной задолженности, а также разрабатываю т рекомендации по совершенствованию структуры кредитного портфеля и т.п.;

                   отдел контроля за обеспеченностью кредитов. В данном отделе служащие банка заняты  вопросами оформления, контроля обеспеченности кредитов (залоговых обязательств);

                   отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением данными подразделениями банка  соответствующих лимитов, проводит анализ и проверку их работы;

                   отдел методологии и анализа. Данный отдел занимается разработкой нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность, подготавливает о кредитной деятельности банка, анализирует состояние рыночной конъюнктуры и др.[6, с. 28 - 33].

Другим звеном управления кредитной деятельности является кредитный комитет, занимающимся вопросами кредитной деятельности является кредитный комитет при правлении банка. Данный комитет создается в каждом коммерческом банке и обычно возглавляется председателем правления банка. Его главной целью является оценка и снижение потенциальных рисков банка при проведении кредитных операций, оценка возможной прибыли по отношению к вероятности невозврата кредитов, иные общие вопросы кредитной деятельности. Основные функции кредитного комитета можно выделить в  несколько блоков следующие:

      разработка кредитной политики банка (стратегия и тактика), установление процедур и правил осуществления кредитных операций, определение лимитов кредитования;

      санкционирование кредитов, установление процентных ставок по кредитам;

      контроль за работой кредитных служб;

      управление кредитным портфелем, принятие мер по реструктуризации проблемной задолженности и др. [18, с. 35- 36; 6, с. 33]

Следующим моментом организации процесса кредитования является определение банком своего места в банковской системе, т.е. он дожжен конкретизировать свои цели, задачи и приоритеты, определить нишу кредитного рынка, стратегию и тактику кредитной деятельности в соответствии с общей политикой банка. В общем, это выражается в принятии банком кредитной политики.

Кредитная политика банка – это система мер, направленных на реализацию принятых в банке общих стратегических и тактических целей, выражающаяся в определении банком своих приоритетов в области кредитования и в организации механизма кредитования [4, 701 – 702; 7, 112 – 115; 8].

Кредитная политика, как и любая политика, строится на принципах научной обоснованности, оптимальности, эффективности и единства элементов. Специфика банковского дела выражается в принципах доходности, прибыльности, надежности и безопасности [4, c. 702].

Важно отметить, что кредитная политика подчинена общей стратегии и тактике банка, её нельзя рассматривать как самостоятельную политику: она должна согласовываться с депозитной, процентной и др. политиками банка. Это отражается также в её внутренней структуре:

1.      Стратегия банка по раз работке основных направлений кредитного процесса.

2.      Тактика банка по организации кредитования.

3.      Контроль за реализацией кредитной политики [4, c. 702; 7, 112 – 114].

Приоритеты кредитной политики определяют объекты кредитования (отрасли и сегменты бизнеса), категории заемщиков, характер отношения с заемщиками (долгосрочное сотрудничество, установление доверительных отношений), виды кредитов и их количественные «потолки», схемы обслуживания и формы обеспечения. Цели кредитной политики выявляются, прежде всего, в увеличении уровня рентабельности кредитной деятельности [8].

Необходимость и роль кредитной политики особенно проявляется на стратегическом уровне, т.е. в долгосрочной перспективе. Качественная кредитная политика координации работы различных подразделений банка, снижает риск принятия неправильных решений, определяет критерии эффективности кредитной деятельности банка. Функционирование кредитной политики направлено на оптимизацию кредитного процесса [8].

Ответственность за раз работку кредитной политики возложена на кредитный комитет или на специальный орган, формируемый при правлении банка.

Структура и содержание кредитной политики включает следующие ключевые моменты: 

1)     организация кредитной деятельности;

2)     управление кредитным портфелем;

3)     контроль над кредитованием;

4)     принципы распределения полномочий;

5)     общие критерии отбора кредитов;

6)     лимиты по отдельным направлениям кредитования;

7)     принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров);

8)     резервирование на случай потерь по кредитам [4, с. 702 – 703; 7, с. 115 - 116].

Механизмы реализации кредитной политики – это конкретные организационные способы, приемы, методы и формы, которые в свою очередь подразделяются на конкретные меры (мероприятия) банка и инструктивные материалы (локальные нормативные акты, разработанные в соответствии с законодательством). Формализация кредитной политики – в трёх типах локальных актов:

1)     Кредитная политика.

2)     Стандарты кредитования.

3)     Кредитные инструкции.

Рассмотрим более подробно содержание данных типов документов.

В кредитной политике отражаются наиболее общие положения. Стандарты кредитования занимают промежуточный уровень конкретизации кредитной политики и не являются инструкциями, это документ, которым руководствуются все работники, осуществляющие данный вид деятельности в банке. Как правило, стандарты кредитования входят в состав положений о подразделениях банка (если организационная структура банка построена на основе функционального признака). В них можно включать образцы документов, использующихся при кредитовании, анкеты получения финансовой информации у заемщиков, перечни действий работников банка при осуществлении кредитования, ответственных за кредитование, кредитов, требующих особого внимания. В стандартах отражаются следующие ключевые моменты: порядок сбора и анализа информации; требования к обеспечению, гарантиям и поручительствам; административные стандарты и правила организации кредитного процесса; порядок анализа кредитоспособности; требования к оформлению документации; правила по особым видам кредита и др. Содержание стандартов индивидуально для каждого банка, поэтому из всей информации следует выделить, те которые отражают общие принципы построения кредитных стандартов:

1)     описание системы кредитных полномочий в банке;

2)     перечень «желательных» и «нежелательных» видов кредитов; 

3)     географические районы (город, область, регион и т.п.), где требуется кредитная экспансия;

4)     правила, регламентирующие выдачу кредитов сотрудникам банка, процедуры о взыскании задолженности, кредитование по овердрафту, кредитным пластиковым карточкам и т.д.

Кредитные инструкции представляют собой самую высокую ступень конкретизации кредитной политики, это описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Кредитная инструкция соответствует определенной кредитной процедуре и может быть представлена схематическим описанием последовательности взаимосвязанных шагов сотрудников (исполнителей) банка в соответствии с их  полномочиями и обязанностями. Процедуры, описываемые в инструкциях, это правила оформления кредитной документации, проведения анализа финансового состояния заемщика, правила мониторинга кредитов и др.

Эти три документа можно объединить в один «Руководство по кредитной политике». Руководство по кредитной политике является самым эффективным средством реализации кредитной политики [7, с.  116 - 121].

После того, как в банке принята кредитная политика можно перейти конкретно к рассмотрению кредитного процесса в банке. Кредитная политика закладывает основы кредитования в банке – это приемы и методы, принятые в банке при осуществлении кредитования. Эти приемы и методы, как единичные действия, составляют суть кредитного механизма. Можно выделить следующие его компоненты:

1)     анализ кредитоспособности заемщиков;

2)     методы кредитования и формы счетов для учета кредитной задолженности;

3)     кредитная документация для предоставления в банк;

4)     процедура выдачи кредитов;

5)     процедура погашения;

6)     кредитный мониторинг и др.

Рассмотрим непосредственно сам кредитный процесс.

Кредитованию предшествуют переговоры, инициатор (банк или клиент) обращается с предложением, стороны выдвигают свои условия. После этого начинается первый этап кредитования, клиент предоставляет в банк пакет документов:

1)     ходатайство на получение кредита, с указанием цели, срока, суммы и т.д.;

2)     бухгалтерскую отчетность (балансы, отчет о прибылях и убытках);

3)     копии контрактов кредитуемых сделок;

4)     копии учредительных документов;

5)     копии документов о государственной регистрации;

6)     карточку с образцами подписей и оттисками печатей;

7)     другие документы, установленные банком [18].

На основании этих и иных, дополнительно установленных банком, документов кредитные работники проводят анализ кредитоспособности возможного кредитополучателя, под которой понимают способность заемщика полностью и в срок погасить сумму задолженности по кредиту и процентов по нему. Уровень кредитоспособности – это степень индивидуального риска банка, связанного с выдачей кредита.

В международной практике существует множество различных способов и методов оценки кредитоспособности. В основе любого из них лежат определенные критерии, их можно выделить в следующие блоки: характер клиента; способность заимствовать; способность заработать средства в ходе текущей деятельности; капитал; обеспечение кредита; условия совершения кредитной операции; контроль.

Под характером клиента понимается репутация юридического лица или его руководителей, степень ответственности, четкость представления клиента о цели кредита и соответствие ее кредитной политике. Репутация юридического лица складывается из соответствующих показателей его деятельности, срока существования, кредитной истории и репутации в деловом мире; репутация менеджеров – сумма моральных, деловых, финансовых и социальных качеств руководителей. Способность заимствовать определяется наличие у лица самостоятельного права заимствовать средства. Это определяется наличием дееспособности и правоспособности у физического лица и правоспособности у юридического лица. Кроме этого, у физического лица должны быть источники доходов. При оценке кредитоспособности важно учитывать эффективность и прибыльность работы, анализировать денежные потоки. Достаточность капитала, с одной стороны, и степень участия собственными средствами в кредитуемой сделке, во-вторых, определяют заинтересованность заемщика в отслеживании рисков кредитования. Качество обеспечения является наиболее важнейшим при принятии решения о выдаче кредита. Условия, при которых осуществляется кредитная сделка, охватывают текущую и прогнозную экономическую ситуацию, другие политические, региональные и отраслевые факторы. Последний критерий – контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствия стандартам.

Перечисленные критерии и определяют содержание различных способов оценки кредитоспособности. Среди них выделяют:

      оценка делового риска;

      оценка менеджмента;

      оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых показателей;

      анализ денежного потока;

Информация о работе Кредитные операции банка