Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:36, реферат
В ходе изучения проблемы кредитно-денежной политики были поставлены следующие задачи:
1. Показать и изучить структуру современной кредитно денежной системы. Раскрыть систему денежного обращения.
2. Рассмотреть роль коммерческих банков в изменении предложения денег в экономике.
3. Выяснить механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной или монетарной политики.
Введение 3
1. Деньги и их функции. Понятие и типы денежных систем 5
1.1. Счетная единица 6
1.2. Средство обмена 6
1.3. Средство сохранения ценности 7
1.4. Средство платежа 7
1.5. Денежное обращение 8
2. Сущность, функции и формы кредита 11
2.1. Формы кредита 12
3. Структура современной кредитно-денежной системы 15
3.1. Центральный банк 15
3.2. Коммерческие банки 16
3.3. Специализированные кредитно-финансовые институты 17
4. Денежная масса и ее структура. Денежные агрегаты 19
5. Мультипликационное расширение банковских депозитов 23
6. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка
27
6.1. Операции на открытом рынке 27
6.2. Учетно-процентная (дисконтная) политика 28
6.3. Регулирование обязательной нормы банковского резервирования 29
6.4. Виды кредитно денежной политики 29
Заключение 33
ЛИТЕРАТУРА 34
депонирования денег (отношение наличности к депозитам).
Важным выводом, вытекающим из анализа модели предложения денег,
является то, что Центральный банк не в состоянии полностью контролировать
предложение денег в стране. Он, конечно, может жестко регулировать денежную
базу, но не может регламентировать фактическую норму банковских резервов,
как и соотношение между наличностью и депозитами (коэффициент депонирования
денег).
6. Основные направления кредитно-денежной политики Центрального банка
Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях
регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на
состояние кредита и денежного обращения.
Центральный банк играет
политики. Тем самым, он стремится обеспечить благоприятные условия для
экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов
экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание
инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
Важнейшими инструментами
являются:
1. операции на открытом рынке;
2. учетно-процентная (дисконтная) политика;
3. регулирование обязательной
1. Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-
денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной
экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, -
покупка или продажа государственных долговых ценных бумаг. В США на
открытом рынке обращаются казначейские векселя (краткосрочные
обязательства), казначейские ноты (среднесрочные обязательства) и
государственные облигации (долгосрочные — до 30 лет— ценные бумаги). В
России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный
рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Центральные банки
могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в
тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США,
Великобритания, Канада).
2. Учетно-процентная (дисконтная) политика
Она заключается в
(дисконта), по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные
средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется
ставкой рефинансирования коммерческих банков. Кроме того, используется
ломбардная ставка, представляющая собой процентную ставку, по которой
Центральный банк кредитует коммерческие банки под залог их собственных
долговых обязательств. Механизм регулирования учетных ставок достаточно
надежно функционировал еще в начале века, но затем его применение стало
наталкиваться
на противодействие
устанавливали процентные ставки по сговору, а не в условиях жесткой
конкуренции. Интернационализация хозяйственной жизни также отрицательно
повлияла на
эффективность учетно-
ставку в современных условиях, то это ведет к отливу капиталов из страны,
что серьезно ослабляет влияние монетарной политики на экономическую
конъюнктуру. В то же время повышение учетных ставок в современных условиях
часто вызывается не внутриэкономической, а международной ситуацией
(например, Россия, Бразилия и другие страны резко повысили свою учетную
ставку из-за
финансового кризиса в Юго-
3. Регулирование обязательной
Центральный банк также имеет возможность непосредственно
воздействовать на величину банковских резервов путем регулирования
обязательной нормы банковского резервирования. Этот инструмент позволяет
гибко и оперативно влиять на финансовую ситуацию и проводить необходимую
кредитно-денежную политику. Норма банковского резервирования
устанавливается Центральным банком и может колебаться от 3% до 20% в
зависимости от экономической конъюнктуры. В США это регулирование начало
осуществляться с 1933 г., а в 1980 г. был принят Закон о дерегулировании
депозитных институтов и монетарном контроле, в соответствии с которым
резервные требования ФРС были распространены на все депозитные институты
страны (ранее - только на коммерческие банки - члены ФРС). Это существенно
усилило позиции и роль ФРС в кредитной системе США. В России Закон о
Центральном банке
также предоставляет
изменять обязательную
норму банковского
4. Виды кредитно денежной политики
Следует выделить две
первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых
денег»), когда Центральный банк:
а) покупает государственные
деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это
обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и
увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку
увеличить объем
заимствований и расширить
по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу. Так, в
течение 2001 г. ФРС 11 раз снижала учетную ставку для борьбы с начавшейся
рецессией американской экономики, в результате чего ее уровень в конце 2001
- начале 2002 гг. (1,75%) достиг самого низкого значения за последние 40
лет;
в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к
росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования
экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на
стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных
ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой
«дорогих денег»), когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что
вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов
населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению
возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки
прекратить
объем заимствований у Централь
ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную
денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный
(ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может
использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег
характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она
называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического
цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в
фазе бума.
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-
денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового
внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика
порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается
как результат развития побочных процессов.
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки
сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента
монетарной политики - контроль над денежным предложением или контроль над
динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную
ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров
прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения
ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать
предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если
же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного
предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить
колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля
денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей
кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики, по мнению
представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так
называемая «политика по правилами». Ее смысл сводится к сформулированному
сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении
должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту
реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование этому
правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению
краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому
монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было
одобрено в законодательном порядке.
В заключение нужно отметить, что на практике правительство и
Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно
гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-
е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя
и не оформленной в виде монетарного правила. В конце 1980-х - начале 1990-х
гг., в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и
связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее
предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю
над ставкой процента.
В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы:
1. В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа
систем денежного обращения:
а) системы обращения
полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все
функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на
денежный металл (в монетах или слитках);
б) системы обращения
обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.
Современная система денежного обращения - это система неразменных на
золото бумажных и кредитных денег, разменных монет. Произошел переход от
товарных денег к символическим и кредитным деньгам. Современные деньги
тесно связаны с развитием кредита и функции денег как средства платежа.
В
структуру современной
а) Центральный банк;
б) коммерческие банки;
в) специализированные
2. Без коммерческих банков Центробанк не в состоянии полностью
контролировать предложение денег в стране.
3. Воздействуя различными методами на объем денежной массы и возможности
кредитования,
Центральный банк влияет на
конечный совокупный спрос
ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента,
инвестиции,
совокупный спрос,
Борисов Е.Ф. Экономическая теория – М., 1997.
Деньги. Кредит. Банки. Под ред. проф. Е.Ф. Жукова - М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1999.
Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1999.
Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное
издание. Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров:
«АСА», 2002 г.
Финансы.Денежное обращение. Кредит. Под. ред. проф. Дробозиной Л.А. – М.:
ЮНИТИ, 1997
Экономика. Под. ред. доц. А.С. Булатова – М.: Изд-во БЭК, 1997
Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Под ред.
Информация о работе Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика