Креативность общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

Современное общество, вынужденное действовать в условиях стремительного ускорения всех социоэкономических процессов, отводит особую роль креативности каждого субъекта: это качество позволяет успешно решать социальные, экологические, экономические и культурные проблемы.

Работа содержит 1 файл

INFEK4RE.doc

— 46.00 Кб (Скачать)

       Современное общество, вынужденное действовать  в условиях стремительного ускорения  всех социоэкономических процессов, отводит  особую роль креативности каждого субъекта: это качество позволяет успешно  решать социальные, экологические, экономические  и культурные проблемы.

       Термин  «креативность» (от лат. creatio – сотворение, создание) широкое распространение получил в 1950х годах в психологии: американский психолог П. Торренс определял креативность как чувствительность к проблемам, дефициту и пробелам знаний; объединение разноплановой информации, дисгармонию элементов; определение связанных с этим проблем, поиск их решения; выдвижение предложения и гипотезы о возможностях решения; проверку и опровержение этих гипотез, их усовершенствование; окончательное обоснование результата. Таким образом, под креативностью понимается естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности.

       Несмотря  на длительную историю изучения явления креативности не все его стороны были исследованы: психология уделяет особое внимание генезису креативности, физиологическим основам ее происхождения, методам оценки креативности отдельного индивида (с помощью тестов), показателям креативности личности. Следовательно, креативность группы людей, нации, общества оказалась за пределами исследования психологов.

       С этого времени начинается активное изучение креативных характеристик  субъектов экономической деятельности. Основополагающими работами по данному вопросу считаются труды искусствоведа, члена Консультационного совета по креативной экономике ООН Дж. Хокинса, профессора, экономиста и социолога Р. Флориды и эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри, в которых креативность рассматривается как важнейший фактор формирования современного жизненного уклада и необходимый атрибут успешного развития новой экономики.

В частности, Хокинс, пытаясь отследить результаты креативной экономики, выделяет 15 креативных индустрий (отраслей), производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов и торговых марок. Аналогичный подход характерен для британского Департамента развития программ креативных индустрий, определяющего креативную деятельность как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

       Таким образом, об экономике современного типа уместно говорить как о «креативной экономике», т.е. основанной на творческих решениях. Но как связаны между собой понятия «информационная экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика» и «креативная экономика»?

Противопоставление  таких характеристик, как «знание», «информация», «креативность» не совсем корректно. Так, информационная экономика трактуется как современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов; таким образом, средством экономического развития выступает доступность информации, а креативность обеспечивает рациональное использование этой информации, ее пребразование и ретрансляцию. Более того, концепция информационного развития общества предусматривает замену модели «экономического человека» моделью «креативного человека». Экономика знаний (в широком смысле) подразумевает такой тип экономики, в котором решающая роль принадлежит знаниям, т.е. средством достижения значительного экономического роста является интеллектуальный потенциал общества. Интеллектуальные характеристики субъекта способны давать ощутимый эффект только в комплексе с инновационными творческими подходами; более того, психологами часто отмечается тот факт, что креативные индивиды, как правило, обладают высокими интеллектуальными способностями.

       Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени

становятся креативными  (творческими), главными продуктами которых  являются

новые идеи и  инновации в различных областях человеческой деятельности.

В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам,

как земля, рабочая  сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В настоящее  время на стадии креативного развития находятся США, Япония,

Ю.Корея. Стремятся  перейти к этой стадии страны ЕС и Китай.

В развитии креативного  общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его

сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли,

предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др.

Без креативного  общества не может быть креативной экономики. В креативном

обществе в  наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей.

Можно предположить, что в результате своего развития человечество перейдет

на креативный уровень, т.е. станет креативным человечеством.

       Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и других) основными характеристиками креативного общества являются:

1. Общество основано  на принципах гуманизма, либерализма  и демократии.

2. Основу креативного  общества составляют правовое  государство, гражданское

общество, предпринимательство  и инновации.

3. Целями общества являются богатство, сила и развитие.

4. Экономика  креативного общества является  социально-ориентированной, 

рыночной и  инновационной.

5. Важнейшую  роль в креативном обществе  играет наличие креативного класса,

т.е. людей занимающихся инновационными разработками в различных областях

(ученые, инженеры, преподаватели ВУЗов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др.).

Характеристиками  креативного общества являются также:

– Систематическое  инвестирование в инновации в различных сферах  (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.);

– Рост практической отдачи от затрат на инновации;

– Рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных

областях;

– Развитие венчурного капитала;

– Развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес–инкуба-

торы).

       Важнейшим фактором развития креативного общества является его интеллектуальный потенциал. В качестве элементов интеллектуального потенциала креативного общества предлагается рассматривать:

1) человеческий  потенциал  (здравоохранение, воспитание, образование, физкультура, спорт, культура, искусство, уровень жизни, здоровье, занятость, демография, профессиональный уровень, интеллект граждан);

2) организационный  потенциал (инфраструктура образования,  науки и НИОКР, 

численность и  структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук,

финансирование, законодательство, коммуникации);

3) информационный  потенциал (знания, информационные системы и технологии);

4) международный  потенциал  (имидж страны, экономические,  политические,

образовательные, научные, культурные и другие связи  с зарубежными странами);

5) процессный  потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.);

6) структурный  потенциал (структура экономики  и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы);

7) инновационный  потенциал (направления фундаментальных  и прикладных НИР,

ОКР и ТР (технологических  разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности);

8) потенциал  конкурентоспособности  (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками, развитие высокотехнологичных производств, их доля в

ВВП и экспорте).

       За  счет взаимодействия всех этих элементов  достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его функционирования и развития.

Интеллектуальный  потенциал общества связан также  с уровнем его культуры.

Высокий уровень  культуры способствует высокому уровню интеллектуального

потенциала, а  низкий – снижает его.

Основными факторами  роста креативной экономики являются человеческий

потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции; обеспечивающими  факто-

рами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент; дополнительным фактором является внешний спрос.

Признаками креативной  (инновационно-креативной)   экономики являются

непрерывное инновационное  развитие, большая роль человеческого  капитала в

инновационном развитии страны; инвестиции в новые  товары, услуги, технологии,

в развитие человеческого  капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП;

конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств

имеющих межотраслевой  и глобальный характер; высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов

интеллектуальной  собственности

Информация о работе Креативность общества