Косыгинские реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:43, доклад

Описание работы

Косыгин стремился вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных между собой мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы.

Работа содержит 1 файл

Косыгинские реформы (светино).docx

— 17.46 Кб (Скачать)

«Косыгинские реформы»

 

После смещения Хрущева Косыгин  занял должность Председателя Совета министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название "косыгинских реформ". Эти реформы, с одной стороны, были призваны покончить с "хрущевскими" экспериментами с системой управления народным хозяйством, с другой - дать новые импульсы развитию экономики.

Первая задача была выполнена  успешно - взамен совнархозов снова  вернули министерства. Успешно начали проводиться в жизнь и главные идеи "косыгинских реформ" в области планирования народного хозяйства. Смысл этих реформ, по мнению одного из референтов Косыгина Игоря Карпенко, заключался в том, чтобы "сменить военно-штабную систему с ее главным лозунгом "План любой ценой".

Косыгин стремился вдохнуть новую жизнь в плановую социалистическую экономику комплексом взаимосвязанных  между собой мероприятий. В основу планирования были заложены объемы только реализованной продукции, количество плановых показателей, спускаемых сверху и регламентировавших до мелочи каждый шаг предприятия, было снижено с 30 до 9 показателей, из отчислений от прибыли на предприятиях создавались фонды развития производства и материального поощрения, заводы и фабрики получили право самим реализовывать сверхплановую продукцию, устанавливать штатное расписание и сметы. В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян. Кстати, именно Косыгин подписал в августе 1974 года постановление Совмина, по которому крестьяне наконец-то стали полноправными гражданами страны - на них распространили паспортную систему.

Реформы дали благоприятные  результаты в годы восьмой пятилетки (1965-1970 гг.). Не будем утруждать читателя цифровыми показателями, укажем лишь на то, что именно в эти годы был  налажен массовый выпуск легковых автомобилей "Жигули". По инициативе Косыгина был заключен договор с итальянской  фирмой "Фиат" на строительство  автозавода и организацию производства современных автомобилей в Тольятти. Были достигнуты большие успехи в  капитальном строительстве, улучшилось положение дел в сельском хозяйстве (в 1970 году общий рост сельскохозяйственного  производства составил 9%).

Однако, уже в самом начале реформ Косыгин сталкивался с противодействием некоторых членов Политбюро его начинаниям. По воспоминаниям Байбакова, когда на одном из заседаний Политбюро обсуждалась концепция реформы, председатель Президиума Верховного Совета СССР Подгорный "со свойственной ему грубоватостью и недоверчивостью произнес: "На кой черт нам реформа? Мы плохо развиваемся, что ли?", - на что Косыгин возразил: "Реформа необходима, темпы развития экономики стали снижаться. Все валовые методы исчерпаны, поэтому надо развязать инициативу, поднять в коллективах интерес к результатам труда". "Но Подгорный, - вспоминает далее Байбаков, - напыщенно и напористо отстаивал свое, споря не только с Косыгиным, но и с недостаточно уверенным в необходимости реформы Брежневым, не говоря уже об остальных: "Если проводить реформу, то нужно к ней тщательно готовиться. Рано проводить", - настаивал Подгорный".

Многие современники свидетельствуют  о том, что "косыгинские" реформы были свернуты во многом из-за того, что Брежнев ревниво относился к Косыгину и постепенно лишал его все больше и больше реальных рычагов управления экономикой. Бывший первый секретарь Московского горкома КПСС Николай Егорычев вспоминал, что в 1966 году Брежнев как-то сказал ему: "Ну скажи, зачем это Косыгин поехал по украинским заводам? Что ему там делать? Все о своем авторитете печется. Пусть бы лучше в Москве сидел да делами занимался".

Однако есть свидетельства  и о том, что отношения Брежнева и Косыгина стали портиться не в середине 60-х, а с 1975 года. Так, в  частности, считает бывший заместитель  Косыгина по Совмину Владимир Новиков. "В течение десяти лет, - пишет  он. - отношения между ними, смею утверждать, были хорошими. Я не раз бывал на даче Брежнева вдвоем с Устиновым. Устинов был не очень доброжелателен к Косыгину. Брежнев же, наоборот, в то время при мне ни разу не отозвался о нем плохо. И хотя Брежнев очень хорошо относился к Устинову, но, когда тот в домашней обстановке начинал отпускать какие-либо колкости в адрес Алексея Николаевича, Леонид Ильич не поддерживал беседу в этом направлении. Роковую роль, на мой взгляд, в ухудшении отношений между Брежневым и Косыгиным сыграл Н.А. Тихонов.

С 1974 г. Брежнев начал болеть, уже через год недуг стал резко  прогрессировать. У него явно развилась  подозрительность, и Тихонов умело  направлял ее против Косыгина, стремился  вбить клин между ними. Это ему  удалось, и с 1975 г. их взаимоотношения  начали ухудшаться. Тихонов без конца  докладывал Брежневу о тех или  иных, большей частью надуманных ошибках  Алексея Николаевича. В оппозицию  Косыгину он стремился втянуть и  остальных его заместителей. Например, мне он говорил: "Знаешь, ведь мы в  Совмине - простые пешки, даже не имеем  права подписать незначительное распоряжение. Вся власть у председателя и его заместителя Дымшица, который  располагает материальными ресурсами". Реформы Косыгина буксовали не только из-за интриг в верхних эшелонах власти. Им активно сопротивлялись многие министерства. Вот один из ярких примеров на эту тему, описанный референтом Косыгина Карпенко. Речь идет о так называемом бунте сорока министров. "Суть дела заключалась в том, - пишет Карпенко, - что реформа резко увеличила цену срыва договорных обязательств. Предприятие, скажем, из-за недопоставки чепуховой, копеечной детали могло задержать выпуск дорогостоящей продукции, сорвать задание по ее реализации, а значит, потерять значительную сумму отчислений в поощрительные фонды. По новым условиям в таких случаях можно было через Госарбитраж взыскать с недобросовестного партнера не только штраф за недопоставленную продукцию, но и потребовать возмещения всех потерь и убытков, которые понесло предприятие. Госарбитраж получил право решать такие споры, даже если они возникли у коллектива с собственным министерством. Однако охотников обращаться в Госарбитраж с подобными жалобами находилось очень мало - получалось себе дороже. Ведь с поставщиком, не говоря уж о собственном министерстве, работать предстояло многие годы, и портить с ним отношения было просто опасно.

Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел  на такую меру: было принято постановление, по которому выполнение плана засчитывалось  лишь после удовлетворения всех заказов  потребителей. Против этого и восстали дружно Госплан и наиболее сильные  министерства и авторитетные министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся  не только без премий, но и без  зарплаты. В итоге победа осталась за министрами. И хотя распоряжение Косыгина официально отменено не было, оно практически никогда так  и не вступило в действие". Реформы  Косыгина постепенно были свернуты и  в силу благоприятной экономической  конъюнктуры для СССР на нефтяном и газовом рынке. Мировой энергетический кризис совпал с бурным развитием  в нашей стране нефтяной и газовой  промышленности. Развитые страны были готовы платить за тонну нефти  по 100 долларов, в то время как  ее себестоимость в Самотлоре составляла около 5 рублей, а общий объем нефтедобычи СССР быстро довел до 600, а затем и 650 миллионов тонн.

Открытие нефтяных и газовых  месторождений в Западной Сибири постепенно привело к тому, что  к середине 80-х гг. две трети  общесоюзной добычи нефти и более 60% добычи газа обеспечивала Западная Сибирь. Этот мощный прорыв имел свои как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны, на валюту, вырученную от экспорта нефти и газа, закупалось западное комплектное оборудование для строительства новых заводов. На нефтедоллары было закуплено оборудование для КамАЗа, Волжского автомобильного завода, Уфимского мотостроительного завода, выпускавшего двигатели для автомобилей "Москвич". С другой стороны, на эти же нефтедоллары закупалось и продовольствие, что постепенно привело к подрыву отечественного сельскохозяйственного рынка. Впрочем, ставка на массовый импорт продовольствия была сделана еще при Хрущеве, однако в 70-е годы этот импорт не только не был свернут, но и значительно увеличился. Советский Союз становился все более зависимым от закупок продовольствия за границей. Если в 1973 г. импорт зерна составил 13,2 % от всего его количества, производимого в стране, то в 1975 - 23,9%, в 1981 - 41,4%. Причем зерно покупали уже не только на нефтедоллары, но и на средства, вырученные от продажи золотого запаса страны. Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году - 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это уже были не реформы, а путь в никуда...


Информация о работе Косыгинские реформы