Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:31, реферат
Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.
Осуществление
экономической реформы 1965 г., называемой
иногда «косыгинской реформой», началось
с перехода к новой административной централизации,
упразднения совнархозов и восстановления
центральных промышленных министерств,
ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы
новые крупные государственные комитеты
(Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке
и технике), отменено разделение партийных
органов на промышленные и сельскохозяйственные.
Предприятия получили некоторую автономию
и самостоятельность.
Главная цель реформы заключалась в повышении
эффективности работы народного хозяйства,
ускорении темпов его роста и на этой основе
улучшении жизненного уровня населения.
Генеральный замысел состоял в том, чтобы
наряду с административными рычагами
управления экономикой задействовать
и экономические (прибыль, цены, финансы,
материальную заинтересованность и др.).
Исходной идеей экономической реформы
было положение о невозможности решать
все народно-хозяйственные вопросы из
центра, чем и мотивировалась потребность
в децентрализации. Оставались всего лишь
пять директивно планируемых показателей:
объем реализации продукции, основная
номенклатура выпускаемых изделий, фонд
заработной платы, прибыль и рентабельность,
взаимоотношения с бюджетом.Основными
направлениями в экономической реформе
1965 г. были: попытка перевода предприятий
на хозрасчет; оценка работы предприятий
не по выпуску валовой продукции, а по
итогам ее реализации и полученной прибыли;
создание из части прибыли (10-12 %) фондов
экономического стимулирования (материального
поощрения, социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства); внедрение
элементов оптовой торговли непосредственно
между производителями, т. е. без участия
государственных структур, привыкших
все планировать и распределять по лимитам.
Осуществление реформы дало стимул к развитию
экономики. В период 1966-1970 гг. по сравнению
с предыдущим пятилетием произошло ускорение
темпов роста объемов производства, национального
дохода, производительности труда. Было
построено и реконструировано 1900 предприятий,
промышленное производство увеличилось
на 50 % в целом по стране. Именно в восьмой
пятилетке был осуществлен пуск Красноярской
ГЭС, началось освоение нефтегазовых богатств
Тюмени, был построен и стал выпускать
автомобили ВАЗ в г. Тольятти, появились
научно-промышленные объединения.
Однако по мнению современных экономистов
реформа была обречена на неуспех из-за
целого ряда причин. Наиболее существенными
из них были:
- непоследовательность и половинчатость,
содержавшиеся непосредственно в самом
замысле реформы. Сочетание экономических
начал с жестко централизованной плановой
экономикой, как показывает мировой и
отечественный опыт, дает лишь кратковременный
эффект, а затем вновь происходит доминирование
административных принципов и подавление
экономических;
- некомплексный характер реформы. Ни о
какой демократизации производственных
отношений, изменении форм собственности
и перестройке политической системы речь
даже не шла;
- слабая кадровая подготовленность и
обеспеченность реформы. Инерция мышления
руководящих хозяйственных кадров, давление
на них прежних стереотипов, отсутствие
творческой смелости и инициативы у непосредственных
исполнителей преобразований обусловливали
половинчатость замысла реформы и обрекали
ее в итоге на неудачу;
- противодействие реформе со стороны
партийного аппарата и его руководителей
(Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова),
боявшихся, что экономика может выйти
из-под партийного контроля, а реформа
– поставить под сомнение сущность социалистического
строя;
- чехословацкие события 1968 г., где аналогичные
новации привели к началу демонтажа политической
системы, что очень испугало советское
руководство.
Экономическая реформа, будучи непоследовательной
уже на этапе замысла, не была осуществлена
должным образом. Она не смогла переломить
неблагоприятные тенденции в экономическом
развитии страны, а усилия партийного
аппарата свели ее на нет. Вместе с тем
реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность
социалистического реформаторства.