Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:43, контрольная работа
По своей природе стратегическая цель функционирования национальной экономики абсолютно социальна. Тем самым признается, что человек рассматривается не только как фактор производства, но и как главная цель экономического развития. В фундаментальной экономической теории данную идею последовательно отстаивает социальная экономика – особое направление развития современной экономической мысли.
Введение…………………………………………………………….………………………….3
1 Электротехническая и электронная промышленность……………………………………4
2 Управление промышленным комплексом в Республике Беларусь……………………....4
3 Агропромышленный комплекс Республики Беларусь……………………………….........5
4 Производственный потенциал Республики Беларусь..........................................................8
5 Денежная система и денежно-кредитная политика государства…………………….....10
Заключение…………………………………………………………………...……………….11
Список используемых источников……………………………………………………….....12
В производстве сельскохозяйственной продукции участвуют товаропроизводители различных форм собственности и хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (крестьянские) хозяйства, подсобные хозяйства населения, и другие.
Аграрный
сектор включает животноводство и растениеводство.
На долю скотоводства приходится более
половины стоимости валовой продукции
животноводства. На 1 января 2008 года в хозяйствах
насчитывалось 4 млн 006,7 тыс. голов крупного
рогатого скота, из них 1 млн 559 тыс. коров.
В сельскохозяйственных организациях
сосредоточена основная часть поголовья
крупного рогатого скота – 91%, в том числе
поголовье коров – 79%. По производству
молока на душу населения Беларусь занимает
1-е место среди стран СНГ и 4-е место в Европе.
Поголовье свиней в 2007 году составляло
3 млн 642 тыс. голов, из них 72,5% принадлежат
сельскохозяйственным организациям республики,
остальная часть – хозяйствам населения
и фермерам. В сельскохозяйственных организациях
производится 69% от общего производства
свинины в стране.Одной из самых развитых
отраслей является птицеводство. На душу
населения производится 15 кг мяса птицы
и 320 шт. яиц. В республике имеется 28,7 млн
голов птицы, из которых только 22% приходится
на личные хозяйства населения.
В сельскохозяйственных организациях производится 97% мяса птицы и более 65% яиц. Птицеводство общественного сектора в основном сосредоточено в республиканском объединении «Белптицепром», в состав которого входят птицефабрики, два комбикормовых предприятия, перопуховая фабрика.Селекционно-племенная работа с птицей ведется в РУП «Племптицезавод «Белорусский», ученые которого создают новые перспективные кроссы и совершенствуют имеющиеся. Племенное поголовье птицы экспортируется в страны СНГ.
В республике также развито рыбо-, коне-, пчело- и звероводство.
Сельскохозяйственные земли в Беларуси занимают 89,8 тыс. кв. км, из них 55,4 тыс. кв. км – пашня. Основу зернового хозяйства составляют такие культуры, как ячмень, рожь, овес, пшеница озимая и яровая, тритикале. В структуре зернового клина они занимают около 90%.Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств Беларуси в 2008 году стал рекордным и составил 9,1 млн т. По объемам производства зерна на душу населения Беларусь находится на уровне многих европейских государств.Республика входит в число семи ведущих производителей картофеля в мире и занимает 1-е место по его производству на душу населения. Выращиванием картофеля занимаются практически все сельскохозяйственные организации и население.
В 2007 году площадь посадки картофеля в сельхозорганизациях республики составила 45,9 тыс. га, в личных подсобных хозяйствах – около 370 тыс. га. Валовое производство картофеля превышает 8 млн т. В Беларуси сосредоточено около 16% мировых посевов льна.
Из 26 стран мира, производящих льноволокно, Беларусь входит в первую пятерку. Среди стран СНГ наша республика занимает треть рынка производства льноволокна. Промышленность первичной обработки льна включает 49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по выпуску льноволокна составляет около 50 тыс. т. Сюда же входят 4 экспортно-сортировочные льнобазы. Более половины общего объема поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, остальное отгружается на экспорт. Основными его статьями являются льноволокно, пряжа, бытовые и тарные ткани из льна.
Климатические условия Беларуси благоприятны для возделывания сахарной свеклы. Промышленным свеклосеянием занимаются свыше 500 сельскохозяйственных предприятий Брестской, Гродненской и Минской областей.
Сахарную свеклу в Беларуси перерабатывают 4 предприятия: Городейский, Скидельский и Слуцкий сахарные комбинаты и Жабинковский сахарный завод. Суммарная годовая мощность переработки корнеплодов – около 2,7 млн. т. Беларусь способна удовлетворить собственную потребность в сахаре на 100%.Производством овощей в стране занимается более 1 тыс. сельхозорганизаций, около 3 млн личных подсобных и других хозяйств населения.В Беларуси на нужды кормопроизводства используется 70% сельскохозяйственных угодий. Скотоводческим и птицеводческим хозяйствам ежегодно выделяется более 20 млн т кормов. Перерабатывающая промышленность по объему производимой продукции занимает второе место в структуре АПК.
Одной из важнейших социально значимых отраслей перерабатывающей промышленности является пищевая, включающая 20 отраслей. В ней действует около 2 тыс. 730 предприятий, которые производят продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачно-махорочные и парфюмерно-косметические изделия.Предприятия Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь вырабатывают свыше 70% общего объема продукции, предприятия концерна «Белгоспищепром» – около 20%, иностранные, совместные и предприятия Белкоопсоюза – немногим более 10%.
В составе пищевой промышленности ведущее место занимают мясная и молочная отрасли. Значительный удельный вес приходится на хлебопекарную, сахарную, кондитерскую, винодельческую, рыбную промышленность. Республика в состоянии полностью обеспечить население мясом и мясопродуктами, молоком и молочными продуктами за счет собственного производства. Но обеспечить свои потребности в масле растительном, рыбе и рыбопродуктах, овощах и фруктах страна не может и нуждается в импорте.
4 Производственный потенциал Республики Беларусь
Производственный
потенциал в масштабе национальной
экономики определяется как совокупность
всех ресурсов и условий общественного
производства, оценивается объемом
производства товаров и услуг (ВВП),
производственными мощностями промышленных
предприятий и строительных организаций,
возможностями производства сельскохозяйственной
продукции, уровнем развития производственной
инфраструктуры.
Одним из обобщающих показателей, характеризующих
производственный потенциал, является
стоимость основных фондов (основных средств,
основного капитала): зданий, сооружений,
передаточных устройств, рабочих и силовых
машин и оборудования, измерительных и
регулирующих приборов и устройств, вычислительной
техники, транспортных средств, инструментов,
производственного и хозяйственного инвентаря
и принадлежностей, рабочего и продуктивного
скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных
дорог и др. Кроме перечисленных в состав
основных средств входят затраты, производимые
за счет капитальных вложений на улучшение
земель, не связанные с созданием сооружений,
и капитальные затраты в арендованные
основные средства. Для определения общего
их объема, вещественной структуры, анализа
их воспроизводства, а также для определения
износа (амортизации) основных фондов
применяется стоимостная оценка. Количественная
оценка объема основных фондов производится
в текущих (или сопоставимых – при расчете
динамики изменения ресурсной обеспеченности)
ценах, учитывается также переоценка фондов.
Республика Беларусь в настоящее время
обладает значительным производственным
потенциалом. Стоимость основных фондов
всех отраслей экономики составила 152,6
трлн. р., что по объему эквивалентно 4,2
ВВП страны. В то же время основные фонды
имеют динамику роста, уровень обновления
и качественные характеристики, которые
не могут быть оценены как оптимальные.
Если в 1970-1990 гг. среднегодовые темпы прироста
основных фондов были довольно высокими
– более 8 %, то в 1991-1995 гг. они резко снизились.
Анализ индексов физического объема основных
фондов в сопоставимых ценах (в % к 1990 г.)
показывает, что за десятилетие в целом
объем основного капитала практически
не вырос. И только в 2001-2003 гг. отмечается
среднегодовой прирост основных фондов
более 4 %.
Структура валового накопления основного
капитала по видам активов: здания, сооружения,
передаточные устройства – 59,2 %; машины,
оборудование, транспортные средства,
инструменты и хозяйственный инвентарь
– 40,6 %, остальное – рабочий и продуктивный
скот, многолетние насаждения, разведка
полезных ископаемых, программное обеспечение
вычислительной техники.
В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних
странах с переходной экономикой, происходит
процесс приватизации и разгосударствления
основных фондов. За период с 1991 по 2003 г.
удельный вес частной собственности в
общей стоимости основных фондов увеличился
с 20,4 до 29,7 %, доля государственной собственности
сократилась до 69,8 %, иностранная собственность
составила 0,5 %.
В соответствии с действующим в системе
статистического учета Республики Беларусь
классификатором отраслей народного хозяйства
все основные фонды делятся на две группы.
К первой отнесены основные фонды отраслей,
производящих тиары промышленности, сельского
хозяйства, строительства, лесного хозяйства
и др. Вторая группа включает основные
фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта
и связи, торговли и общественного питания,
жилищного хозяйства, образования, здравоохранения,
физической культуры и др. Используется
также традиционное деление основных
фондов на производственные и непроизводственные.
С 1991 года доля основных фондов отраслей,
производящих товары, сократилась с 53,5
до 52,0 % , а удельный вес основных фондов
отраслей, производящих услуги, возрос
с 46,5 до 48,0 %. На этапе становления рыночных
отношений более интенсивно строили новые
здания и вели капитальный ремонт в таких
отраслях сферы производства услуг, как
транспорт и связь, торговля и общественное
питание, банки, финансовые и страховые
компании, другие виды коммерческой деятельности
по обслуживанию рынка.
Именно с основными фондами связано понятие
производственной мощности как способности
средств труда предприятия, отрасли к
максимальному выпуску продукции. Наиболее
существенно сократились основные фонды
отраслей, производящих товары, особенно
сельского хозяйства и строительства.
Уменьшение физических объемов основных
фондов и соответствующее сокращение
производственного потенциала экономики
явилось следствием кризисных явлений
в экономике, которые сопровождались падением
инвестиционной активности. В итоге низкие
объемы ввода в действие основных фондов
не компенсировали объемы их выбытия.
Качественными характеристиками производственного
потенциала экономики являются: уровень
износа основных фондов; возрастной состав
активной части основных фондов; доля
оборудования, соответствующего передовым
мировым высокотехнологическим образцам
(по уровню энерго- и топливоемкости, производительности,
экологичности). Анализ количественных
и качественных показателей позволяет
определить потенциальную способность
основных фондов производить конкурентоспособную
продукцию и обеспечивать поступательный
экономический рост.
Замедление ввода в действие новых основных
фондов при относительно низких темпах
их выбытия обусловило не только сокращение
физических объемов основного капитала,
но и ухудшение качественных характеристик
фондов по сравнению с периодом 1970-1980-х
гг. Основные фонды экономики Беларуси
в настоящее время характеризуются высоким
уровнем морального и физического износа.
Анализ движения основных фондов показывает,
что коэффициент их износа в целом превысил
52 %.
Наиболее серьезное положение с состоянием
основных фондов сложилось в следующих
отраслях экономики; промышленности (износ
составляет 61,4 %), строительстве <42,5 %),
сельском хозяйстве (57,5 %), на транспорте
(54,8 %). Еще в более критическом состоянии
находится активная часть основных фондов.
Здесь износ в целом по экономике страны
составил 75,6 %. Все это значительно ограничивает
возможность использования основных фондов
для выпуска конкурентоспособной продукции
(товаров, услуг).
Технологический и технический уровень
экономики Беларуси по своим качественным
характеристикам существенно отстает
от уровня передовых стран. Из общего числа
используемых в стране технологий 12,5 %
были разработаны за рубежом, 38 % - в самой
Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР. Из анализа
структуры технологической оснащенности
отраслей экономики следует, что преобладает
использование традиционных технологий
- 79 %, к новым относятся 15,8 % и к высоким
- 5,2 % общего количества используемых в
стране технологий.
5
Денежная система
и денежно-кредитная
политика государства
Денежно – кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями Кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса»
Осуществляя
эмиссию и кредитование экономики,
банки выполняют полезную и необходимую
для развития страны роль. Денежные
инструменты обслуживают
Когда денежное обращение осуществлялось в соответствии с металлистической концепцией, имевшийся объем золотого запаса ограничивал эмиссию платежных средств. Эволюция денег в духе номиналистической концепции привела к необходимости обдуманных и согласованных действий в области не только банковского кредитования, но и государственных финансов и внешней торговли с целью поддержания денежного равновесия. Что касается кредитной сферы, государственные органы призваны контролировать и регулировать эмиссию денег в соответствии с задачами денежной политики; для этого они поручают различным учреждениям осуществление контроля и регламентации кредитных операций, облегчая применение соответствующих мер воздействия. В этом смысле кредитная политика является составной частью денежной политики; двумя другими ее компонентами являются бюджетная политика и политика международных финансовых отношений.В данной работе будут рассмотрены принципы и цели кредитной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации.
Заключение
Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях.
По отношению к обществу и природе национальная экономика является подсистемой, управляемой общественными и естественными законами.
Общество в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует через свои институты и функции. Главная цель экономики — обеспечение
Жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами — субъектами хозяйствования — являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.
Предприятия
по производственному признаку формируют
отрасли, отрасли — комплексы, межотраслевые
комплексы — народное хозяйство, или национальную
экономику как целое. Это объемное, многомерное
пространство описывается экономической
наукой как многоуровневая (иерархическая)
совокупность отраслей, подотраслей и
производств, товаров и услуг, процессов
и видов деятельности, потоков и запасов
ресурсов, которые классифицируются по
различным признакам или принципам (производственному,
территориальному, функциональному, правовому
и т.п.).
Список
используемых источников
1.Бункина, М.К. Национальная экономика: Учебник / М.К. Бункина. - Москва: Логос, 2003.
2.Черныш, Л.П. Экономика Беларуси: Курс лекций./ Л.П. Черныш - Минск: БГУ, 1999.
3.Мясникович, М.В. Модель обеспечения экономической безопасности Респ. Беларусь / М.В. Мясникович, В.В. Пузиков. // Белорусский экономический журнал. -2002. - №3. - с. 5 7-65
4.Полоник С.С. Основные положения Концепции Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь / С.С.
5.Национальная экономика: Учеб. / Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
Информация о работе Контрольная работа по «Национальная экономика Беларуси»