Скрытые
методы торговой политики
Наряду
с количественными методами существенную
роль среди нетарифных методов торговой
политики играют методы скрытого протекционизма,
представляющие собой разнообразные барьеры
нетаможенного характера, воздвигаемые
на пути торговли органами центральной
государственной и даже местной власти.
Виды скрытого
протекционизма.
По некоторым
оценкам, существует несколько сотен
видов скрытого протекционизма, с помощью
которого страны могут в одностороннем
порядке ограничивать импорт или экспорт.
В их числе:
- технические
барьеры — скрытые методы торговой политики,
возникающие в силу того, что национальные
технические, административные и иные
нормы и правила построены так, чтобы препятствовать
ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные
барьеры технического характера - требования
о соблюдении национальных стандартов,
о получении сертификатов качества импортной
продукции, о специфической упаковке и
маркировке товаров, о соблюдении определенных
санитарно-гигиенических норм, включая
проведение мероприятий по охране окружающей
среды, о соблюдении усложненных таможенных
формальностей и требований законов о
защите потребителей и многие другие.
Например, правительство
Франции, чтобы ограничить импорт японских
видеокассет, решило пропускать все их
партии через одну тесную таможню в небольшом
городке Пуатье, что не позволяло быстро
провозить в страну большие партии. Товары,
импортируемые в США, должны быть маркированы
на английском языке четкими, не стираемыми
и не смываемыми до момента продажи надписями.
Во многих
случаях их введение продиктовано не
столько желанием оградить внутренний
рынок, сколько заботой о защите населения.
- внутренние
налоги и сборы - скрытые методы торговой
политики, направленные на повышение внутренней
цены импортного товара и сокращение тем
самым его конкурентоспособности на внутреннем
рынке. Могут вводиться как центральными,
так и местными органами государственной
власти. Налоги, накладываемые в основном
на импортные товары, весьма разнообразны
и могут быть прямыми (налог на добавленную
стоимость, акцизный налог, налог на продажу)
или косвенными (сборы за таможенное оформление,
регистрацию и выполнение других формальностей,
портовые сборы). Внутренние налоги и сборы
играют дискриминационную роль только
в том случае, если они накладываются только
на импортные товары, при том что товары
местных производителей налогообложению
не подлежат. Если же правила внутреннего
налогообложения одинаковы как для национальных
товаров, так и для импортных, то такая
политика может рассматриваться как политика
создания равных стартовых условий для
конкуренции в цене и качестве. Во многих
случаях внутренние налоги превышают
по стоимости размер импортной пошлины
и, более того, их ставка может изменяться
в зависимости от внутренней конъюнктуры
местного рынка.
- политика
в рамках государственных закупок - скрытый
метод торговой политики, требующий от
государственных органов и предприятий
покупать определенные товары только
у национальных фирм, даже несмотря на
то, что эти товары могут быть дороже импортных.
Наиболее типичным объяснением такой
политики являются требования национальной
безопасности.
- требование
о содержании местных компонентов - скрытый
метод торговой политики государства,
законодательно устанавливающего долю
конечного продукта, которая должна быть
произведена национальными производителями,
если такой продукт предназначается для
продажи на внутреннем рынке. Обычно требование
о содержании местных компонентов используется
развивающимися странами в рамках политики
импортозамещения, которая предполагает
создание и наращивание национальной
базы производства импортируемых товаров,
с тем чтобы в дальнейшем отказаться от
их импорта. Правительства развитых стран
используют требование о содержании местных
компонентов, чтобы избежать перемещения
производства в развивающиеся страны
с более дешевой рабочей силой и сохранить
тем самым уровень занятости.
- Какие
показатели свидетельствуют
о масштабах транснационализации?
На Транснациональные
компании (корпорации)
(ТНК) приходится:
- Около ½ мирового
промышленного производства;
- Практически
вся торговля сырьем, в том числе 90% мировой
торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами,
табаком, железной рудой;
75% натуральным
каучуком, сырой нефтью;
- На предприятиях
ТНК работает примерно 10% всех занятых
в несельскохозяйственном производстве
(из них почти 60% работают в материнских
компаниях, 40% в дочерних подразделениях);
- Почти 90% прямых
зарубежных инвестиций идет в рамках ТНК
ТНК Контролируют:
- примерно
2/3 мировой торговли;
- примерно
80% всех существующих в мире патентов,
лицензий и ноу-хау.
Темпы роста
ТНК:
- 1939 г. – 30
ТНК
- 1970 г. – 7 тыс.
- 2004 г. – 64
тыс. ТНК – 830 тыс. филиалов.
- Страна
А имеет 1200 единиц труда
и производит два товара
– зонты и галстуки.
На производство галстука
она затрачивает 2еденицы
труда, а на производство
зонта – 3. Страна В имеет
800 единиц труда и для
производства зонта
ей требуется 3 единиц
зонта, а для производства
галстука – 1. Какова
относительная цена
зонтов в отсутствии
торговли между странами?
А: 1200ед. - 600 галстуков
или 400 зонтов, т.е. 1 зонт = 1,5
В: 800 ед. - 800 галстуков или 267 зонтов, т.е.
1 зонт = 3
Ответ: относительная
цена зонтов - 1,5 и 3.
- Какие
выгоды и ущерб
наносит миграция
странами иммиграции?
Использование
иностранной рабочей силы приносит
существенные выгоды странам иммиграции:
- вследствие
притока иностранных рабочих, обладающих
высокой мобильностью, облегчаются структурные
(отраслевые и региональные) изменения
в экономике страны;
- существенна
экономия принимающих стран на обучении
прибывающих рабочих и специалистов. К
примеру, в результате «похищения умов»
США лишь в сфере образования и науки сэкономили
с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд долл;
- иностранная
квалифицированная рабочая сила оплачивается
ниже национальных кадров, в результате
чего фирмы экономят на издержках и повышается
конкурентоспособность производителей
или продукции;
- велика роль
иммигрантов в омоложении структуры трудовых
ресурсов промышленно развитых стран,
имеющих тенденцию к старению. По данным
МОГ. в середине 70-х годов удельный вес
молодых людей в общем числе иностранных
работников достигал в Бельгии - 49,8%, Швеции
- 45%. По данным отчета Европейского Совета,
в 80-е годы доля молодежи в возрасте до
25 лет в шести крупнейших западноевропейских
странах составляла от 37 до 51% всего иностранного
населения, в то время как доля молодежи
местного населения не превышала 32-38%;
- иммигранты,
расширяя емкость внутренних товарных
рынков, стимулируют рост производства
и дополнительную занятость в стране пребывания,
а аккумулированные на их счетах в сберкассах
значительные суммы денег могут быть использованы
как дополнительный источник накопления
принимающей страны;
- иностранные
рабочие часто служат амортизатором между
работодателями и национальными кадрами
в периоды кризисов, так как их увольняют
первыми;
- иммигранты
во многих странах заполняют вакансии,
на которые нет претендентов среди местного
населения. Неквалифицированные работники
из Турции и Северной Африки составляют
60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую
работу охотно нанимаются палестинцы
в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы
в Аргентине. Более того, некоторые отрасли
производства, дающие в том числе и экспортный
доход для страны, не выжили бы без иммигрантов.
В числе примеров - горнорудная промышленность
ЮАР, сельскохозяйственные плантации
в Доминиканской Республике. Малайзии
и Испании, каучуковая и резиновая промышленность
Малайзии.
Вместе с тем,
иммиграция порождает в принимающих
странах и ряд проблем и
противоречий:
- обостряется
ситуация на национальном рынке труда;
- вследствие
роста предложения на рынке труда усиливается
тенденция к снижению цены рабочей силы,
в том числе и национальной;
- провоцируются
национальные и этнические конфликты
между коренным населением и иммигрантами.
Источники
информации:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.intermarketgroup.ru
- http://www.univertv.ru
- http://www.e-college.ru