Контрольная работа по «Международной экономике»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы (далее- Государственная программа) разработана в соответствии с поручением Премьер-министра Республики Беларусь от 12 октября 2005г. № 11/01/242, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004г. № 1404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2004г., №176, 5/15117).

Работа содержит 1 файл

Контрольная по международной экономике 2 курс.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа №1

     по  дисциплине «Международная экономика» 
 
 
 
 

     Выполнила:

     студентка  курса

     специальности ЭУП

     группы  №                       ___________________    

     (подпись,дата) 
 

     Преподаватель: 

     ____________________       ____________________ 
 
 
 

Минск 2010

 

Теоретические вопросы. 

8. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА В БЕЛАРУСИ. 

     Государственная программа импортозамещения на 2006-2010 годы (далее- Государственная программа) разработана в соответствии с поручением Премьер-министра Республики Беларусь от 12 октября 2005г. № 11/01/242, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2004г. № 1404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,2004г., №176, 5/15117).

     Государственная программа предполагает создание комплексной системы, обеспечивающей осуществление государственной политики импортозамещения, реализацию отраслевых и региональных  программ импортозамещения, государственных, республиканских и других народнохозяйственных программ, включающих импортозамещающие проекты и задания, во взаимной увязке с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Национальной программой экспорта.

     Целью Государственной  программы является дальнейшее снижение зависимости республики от импорта товаров (работ, услуг) за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукции собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов путем создания условий для развития конкурентоспособных эффективных организаций.

     Финансирование  мероприятий (заданий) Государственной программы будет осуществляться за счет собственных средств, средств инновационных и других фондов, созданных в соответствии с законодательством, кредитов банков, др. заемных средств, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, установленном соответствующим законодательством (Положением о порядке формирования, финансирования и выполнения государственных народнохозяйственных и социальных программ, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 4 ноября 2004г. № 1404).

     Импортозамещающие проекты должны соответствовать  системе следующих  показателей:

     - организация производства тех видов продукции, которые востребованы в республике, имеют высокую добавленную стоимость и затраты на организацию производства которых дадут наибольшую отдачу по сравнению с организацией производства другой продукции, ориентированной на внутренний или же внешний рынок;

     -производство и поставка на внутренний рынок товаров (работ,услуг), аналогичных импортируемым в республику;

     -снижение доли импортных комплектующих, сырья, материалов, оборудования, работ и услуг в затратах на производство товаров (работ, услуг);

     -снижение закупок импортных товаров (работ, услуг);

     -положительная динамика удельного веса выпускаемой импортозамещающей продукции на внутреннем рынке;

     -высвобождение валютных средств за счет сокращения закупок импортных товаров;

     -окупаемость затрат на осуществление мероприятий по импортозамещению, иметь наибольшую среди других проектов отдачу капиталовложение в виде высокой заработной платы, прибыли и налоговых отчислений;

     -ограниченность  временного периода государственного  стимулирования, после чего продолжает самостоятельное развитие на принципах самофинансирования и самоокупаемости;

     -создание  новых рабочих мест в результате  внедрения в организациях проектов  по созданию импортозамещающих  производств.

     Одним из направлений стимулирования деятельности экспортеров является их государственная финансовая поддержка. В данной связи при формировании республиканского бюджета следует отдельной строкой отражать соответствующие расходы, которые впоследствии могут использоваться на:

     -предоставление  Правительством Республики Беларусь в лице Министерства финансов гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, необходимых для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных отраслей;

     -льготное  кредитование экспортеров с выплатой  процентов в размере половины учетной ставки (ставки рефинансирования) Национального банка Республики Беларусь;

     -страхование  экспортных кредитов с целью  обеспечения защиты экспортеров  от коммерческих и политических  рисков;

     -долевую  государственную поддержку эффективных  инвестиционных экспортоориентированных проектов, что значительно повысит к ним доверие отечественных и зарубежных инвесторов и позволит проводить аукционы по привлечению инвестиционных ресурсов;

     -организацию  в республике экспортно-импортного  банка, который будет оказывать существенную поддержку в развитии экпортоориентированных производств и технологий. Необходима также помощь государства в организации коммерческого присутствия на зарубежных рынках. В западных странах именно государство берет на себя значительную часть финансового бремени в этой области. Важное значение в стимулировании экспорта имеет информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам. Экспортер нуждается прежде всего в современной системе внешнеторговой информации, которая включает в себя сведения о законодательных актах Республики Беларусь и зарубежных стран в сфере внешнеторговой деятельности; деятельности торговых представительств Республики Беларусь за рубежом; функционировании в республике специализированных банков и др. организаций, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию экспорта; таможенную статистику РБ; коньюктуру на зарубежных рынках по основным товарным группам; правовые акты РБ о стандартизации и сертификации; перечень товаров, запрещенных для вывоза с территории РБ; другие сведения, полезные для экспортеров. Поэтому с целью более широкого информационного обеспечения и координации действий экспортеров Беларуси на внешних рынках целесообразно создание в республике развития экспорта, отраслевых объединений производителей и экспортеров, широкой сети торговых представительств РБ за рубежом.

     Одним из сдерживающих факторов развития экспорта белорусских  товаров и услуг  является относительно высокая доля транспортных издержек в стоимости  экспортной продукции. Предлагается снизить уровень тарифов на перевозки сырья, используемого в экспортоориентированной продукции, что приведет к сокращению затрат на производство готовой продукции, к повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Государству следует продолжать оказывать и «точечную» финансовую поддержку наиболее экспортоориентированным производствам и одновременно осуществлять контроль за целевым использованием выделенных ресурсов.

     Республика  Беларусь имеет экспортно-импортные  связи более чем со 140 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и др.); химической продукции (удобрения, органические, химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них. Анализ товарной структуры экспорта позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь сориентирована на выпуск энерго- и ресурсоемкой продукции.

     В Республике Беларусь определение стратегии  сочетания экспортоориентированнного и импортозамещающего развития объясняется тем, что развитие экономики по импортозамещающей модели оправдано в период индустриализации, когда страны, решая задачи догоняющего развития, получают возможность использовать мировой опыт технологической реконструкции национального производства. Однако в последующем проведение преимущественно политики импортозамещения, ориентирующей производителя главным образом на внутренний спрос, как свидетельствует мировой опыт, сопровождается ухудшением основных макроэкономических показателей (снижение ВВП, эффективности инвестиций, рост инфляции), сокращением объемов промышленного экспорта, снижением конкурентоспособности ресурсов и товаров. В связи с этим в перспективе импортозамещающая политика должна содержать нацеленность на развитие экспорта импортозамещающей продукции и выход на внешние рынки, что способно стимулировать экономический рост, укрепить платежный баланс, национальную валюту. 

     63. СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ  И МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК, МНК), ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ, МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА.

     По  национальному составу  капитала международные  компании делят на две группы:

  1. транснациональные (ТНК);
  2. многонациональные (МНК).

     ТНК представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. Деятельность ТНК за границей осуществляется через их зарубежные филиалы. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании приходится более 10% акций или их эквивалента.

     Филиалы делятся на несколько  видов: отделения, дочерние фирмы.

     Отделениями считаются фирмы, которые хотя и регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежат родительской компании, т.е. ТНК.

     Дочерняя  компания является юридическим лицом  с собственным балансом, но контроль за ее деятельностью осуществляет родительская компания, так как ей принадлежит больше, чем половина ее акций. Родительская фирма имеет право, в частности, назначать или увольнять большинство членов органов администрации и управления в своей дочерней компании.

     Эти компании имеют относительно самостоятельные  службы производства и сбыта готовой  продукции, научно-исследовательских  разработок, услуг потребителям и  др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В тоже время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

     Многонациональные корпорации (МНК)- это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно «приводится англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания АВВ (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. АВВ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

     С точки зрения международного права отличительными признаками многонациональных  корпораций являются:

     1. наличие многонационального акционерного капитала;

     2. существование многонационального  руководящего центра;

     3. комплектование администрации иностранных  филиалов кадрами, знающими местные  условия.

     Вообще, границы между этими двумя  группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.

Информация о работе Контрольная работа по «Международной экономике»