Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:58, контрольная работа
1.Определение макроэкономики.Возникновение макроэкономики как науки.
2.Понятие и проблемы агрегирования.
4.Основные макроэкономические цели.
1.Определение макроэкономики.Возникновение макроэкономики как науки.
Макроэконо́мика— наука, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.
Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса.
В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская
школа исходила из наличия определенной
негибкости цен и, следовательно, несостоятельности
рыночного механизма с точки зрения достижения
макроэкономического равновесия, в частности
это относилось к наличию неравновесия
на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной
перспективе. В результате подобная несостоятельность
рыночного механизма требует вмешательства
государства, принимающего форму стабилизационной
политики.
2.Понятие и проблемы агрегирования.
Агрегирование — 1) укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группу; 2) действие, противоположное сегментации рынка, рассмотрение рынка как однородной среды, в которой используются единые маркетинговые приемы.
Основным специфическим методом, используемым в макроэкономике, является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегирование величины характеризует рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночную процентную ставку, ВВП/ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.).
Макроэкономическое
агрегирование распространяется на
экономические субъекты (домашние хозяйства;
фирмы (предпринимательский сектор);
государство; иностранный сектор (заграница)
и рынки (товаров и услуг, ценных
бумаг, денег, труда, реального капитала,
международный валютный)).
3.Субъекты макроэкономики.
Домашнее хозяйство,
фирмы (производители),
государство
внешний сектор
4.Основные макроэкономические цели.
Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система целей включает следующие элементы:
1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).
2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.
3. Стабильный или
плавно растущий уровень цен в сочетании
с определением цен и заработной платы
посредством взаимодействия спроса и
предложения на свободных рынках.
5.Понятие макроэкономической модели.Виды моделей.Экдогенные и экзогенные переменные.
В макроэкономике широко используются экономические модели – формализованные описания различных экономических явлений и процессов. Макроэкономические модели позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточиться на главных элементах системы и их взаимосвязях. Поскольку модели являются абстрактным отражением реальной действительности, то они не могут быть всеохватывающими.
В макроэкономике используется множество моделей, которые могут быть классифицированы по различным критериям:
• по степени обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические);
• по степени структуризации (малоразмерные и многоразмерные);
• с точки
зрения характера взаимосвязи
• по степени охвата (открытые и закрытые: закрытые – для изучения замкнутой национальной экономики; открытые – для изучения международных связей);
• по учету времени как фактора, определяющего явления и процессы (статические – фактор времени не учитывается; динамические – время выступает как фактор).
В каждой модели выделяются два типа переменных:
а) экзогенные;
б) эндогенные.
Первые вводятся
в модель извне, они задаются до построения
модели. Это исходная информация. Вторые
возникают внутри модели в процессе
решения выдвинутой задачи и являются
результатом ее решения.
6.Понятие запасов и потоков.Модель круговых потоков.Изъятия и инъекции.
МОДЕЛЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО КРУГООБОРОТА – это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.
Запас – показатель, измеряемый как количество на данный момент( имущество потребителя,кол-во теряющих работу).
Поток – величина, измеряемая как количество в единицу времени(доходы и расходы потребителя,накопленный капитал в экономике).
В теории макроэкономики различают три основные модели кругооборота.
1. МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА
В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ, в
2. МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА С УЧАСТИЕМ ГОСУДАРСТВА.
Государство участвует
в регулировании экономики трем
а) собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определенным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсия, пособия);
б) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг(закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управления,а также расходы на оплату труда государственным служащим).
в) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя количество денег в экономике.
3. МОДЕЛЬ КРУГООБОРОТА
С УЧАСТИЕМ ЗАГРАНИЦЫ.
а) через импорт товаров и услуг;
б) через экспорт товаров и услуг;
в) через международные финансовые операции.
Реальный и денежный потоки совершаются свободно, если совокупные расходы домашних хозяйств, фирм, государства и внешнего мира равны совокупному объему производства.
«Утечки» – это доход, который не используется семейными хозяйствами для покупки произведенной внутри страны продукции. Они выступают в виде сбережений, налоговых платежей и импорта (S + T + Z).
«Инъекции»
– расходы на финансирование национального
продукта – инвестиции, государственные
закупки, расходы на экспорт (I + G + E).
7.Понятие и общие условия макроэкономического равновесия (три условия,графическая интерпретация)
Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:
- ресурсами и их использованием;
- факторами производства
и результатами их
- совокупным
производством и совокупным
- совокупным
предложением и совокупным
- материально-вещественными и финансовыми потоками.
Классическая
(и неоклассическая)
точка зрения состоит в том, что рыночная
экономика не нуждается в государственном
регулировании совокупного спроса и совокупного
предложения. Рыночная экономика защищена
от спада, поскольку механизмы саморегулирования
постоянно приводят объем выпускаемой
продукции к уровню соответствующему
полной занятости. Инструментами саморегулирования
служат цены, заработная плата и процентная
ставка, колебания которых в условиях
конкуренции уравнивают спрос и предложение
на товарном, ресурсном и денежном рынках
и приведут к ситуации полного и рационального
использования ресурсов.
Закон
спроса —.Спрос характеризует состояние
рынка, а точнее одну из его важнейших
составляющих — экономическую логику
поведения покупателей. Реально эта логика
проявляется в том, какой оказывается
величина спроса (количество покупок)
при том или ином уровне цены. Суть закона
спроса состоит в том, что повышение цен
обычно ведет к уменьшению величины спроса,
а снижение цен — к ее увеличению (при
прочих равных условиях).
Совокупное
предложение - это модель, которая показывает
уровень наличного реального объема производства
при каждом возможном уровне цен. Более
высокие уровни цен создают стимулы для
производства дополнительного количества
товаров и предложения их для продажи.
Более низкие уровни цен вызывают сокращение
производства товаров. Поэтому зависимость
между уровнем цен и объемом национального
продукта, который предприятия выбрасывают
на рынок, является положительной.
8.Определение ВВП.Методы расчёта ВВП.
ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (ВВП) – макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени (месяц, квартал, год) всеми производителями.
ВВП, как и ВНП, измеряется тремя способами:
а) по расходам (по конечному использованию)- суммируются расходы всех экономических субъектов:ВНП = C + I + G + NE,
где C – потребление (расходы); I – валовые инвестиции; G – расходы правительства; NE – чистый экспорт.
б) по доходам (по распределительному методу)- суммированием всех видов факторных доходов (заработная плата, все виды прибыли, рентные доходы, проценты) плюс два компонента, не являющихся доходами, – амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги-субсидии.
в)
по добавленной стоимости (по
производственному
методу)- суммируется стоимость, добавленная
на каждой стадии производства конечного
продукта. Этот метод дает возможность
определить вклад различных фирм и отраслей
в производство ВВП (ВНП). Сумма добавленной
стоимости равна стоимости конечных товаров
и услуг.
9.Конечная и промежуточная продукция.
Конечная продукция— это продукция, которая идет в конечное потребление любому макроэкономическому агенту и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.
Промежуточная
продукция -направляется в дальнейший
процесс производства или перепродажу.
К промежуточной продукции относят сырье,
материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако
в зависимости от способа использования
один и тот же товар может быть и промежуточным
продуктом, и конечным.
10.Добавленная стоимость,методы расчёта.
Добавленная стоимость– это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.
Метод расчета ВВП по расходам : ВВП = С+ Ig+ G+ NX.
– потребительские расходы населения (С);– валовые частные инвестиции в национальную экономику ( Ig);– государственные закупки товаров и услуг (G);– чистый экспорт (NX),который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.