Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа
Теоретические вопросы.
1. Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
2 .Роль государства в переходной экономике.
3. Методологические основы кейнсианской теории.
Ответьте на следующие вопросы и обоснуйте свой ответ.
1. Что из ниже перечисленного будет считаться инвестициями при составлении баланса ВВП:
а) покупка коммерческим банком нового здания;
б) покупка домашним хозяйством квартиры в доме, построенном в данном году;
в) закупка партии компьютеров торговой компанией;
г) покупка корпорацией партии новых автомашин;
д) все выше перечисленное будет считаться инвестициями.
2. Почему налоговые системы большинства стран имеют прогрессивный характер?
cd =
где CU — наличные деньги.
Чтобы определить денежный мультипликатор с учетом rd и cd, введем понятие денежной базы. Денежная база (деньги высокой эффективности, сильные деньги) равна сумме наличных денег, находящихся в обращении, и банковских резервов:
Как известно, в экономической теории в основном рассматривается, денежный агрегат Ml. Поэтому предложение денег М определяют как сумму наличных денег CU и депозитов довостребования D.
Денежная база меньше предложения денег, поскольку банки способны создавать новые деньги. Для определения денежного мультипликатора разделим предложение денег MS на денежную базу:
.
Преобразуем
это выражение, разделив и числитель,
и знаменатель на стоимость депозитов
D. Получим следующее уравнение:
.
Следовательно,
Таким образом, предложение денег будет равно
MS = mm • МН.
Полученное уравнение называют функцией предложения денег. Оно показывает, что на каждую денежную единицу прироста денежной базы приходится mm единиц прироста прёдложения денег. Следовательно, предложение денег находится в прямой зависимости от величины денежной базы и мультипликатора. Последний в свою очередь определяется отношением наличности к депозитам cd и резервов к депозитам rd. Рост cd приводит к уменьшению денежного мультипликатора: он означает увеличение объема наличных денег и сокращение депозитов, что снижает возможности создания банковской системой новых денег. Это объяснимо и с арифметической точки зрения, если учесть, что cd < 1. Из определения денежного мультипликатора следует, что увеличение rd приводит к росту знаменателя и уменьшению денежного мультипликатора. Действительно, чем больше та часть депозитов, которая используется коммерческими банками в качестве резервов, тем меньше новых денег они могут создать. Соответственно, уменьшение cd и rd ведет к увеличению денежного мультипликатора и росту предложения денег.
Величина мультипликатора зависит от
поведения трех различных типов экономических
субъектов: центрального банка, устанавливающего
норму обязательных резервов; коммерческих
банков, решающих, сколько денег держать
в качестве резервов; населения, определяющего
структуру денежной массы с учетом процентных
ставок, инфляции и других переменных.
Соотношения между наличными деньгами
и депозитами, банковскими резервами и
депозитами изменчивы и неподвластны
тотальному контролю центрального банка.
Поэтому он не в состоянии точно определить,
каким будет денежный мультипликатор.
Центральный банк может контролировать
денежную базу, влиять на мультипликатор
с помощью инструментов денежно-кредитной
политики, но с достоверностью определить
предложение денег он не в состоянии. Исходя
из этого, можно сказать, что предложение
денег — величина переменная. Оно находится
в прямой зависимости от уровня процентной
ставки, так как ее повышение ведет к уменьшению
избыточных резервов, сокращению наличных
денег и росту депозитов, что увеличивает
денежный мультипликатор и предложение
денег, и наоборот.
Ответ
на теоретический вопрос
№2 Роль государства в переходной экономике.
В переходной экономике государство, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция. При социализме частная собственность на средства производства и коммерческая деятельность были запрещены. Поэтому переход к рыночной экономике начинался с создания нормативно-правовых актов, дающих право на существование частной собственности и субъектов рынка, определяющих условия заключения и выполнения контрактов и общие основы внешнеэкономической деятельности и т.д. Далее разворачивается процесс самозарождения рыночных институтов. Возникнув как класс, частные собственники лоббируют принятие необходимой для развития предпринимательства правовой базы, создают недостающие рыночные институты (коммерческие банки, страховые организации, биржи и др.). Трансформация экономик в переходных странах проходила как интеграция спонтанных и направляемых изменений.
Вторая
функция государства – ликвидац
В результате трансформационного спада финансовые возможности государства сокращаются. В то же время для развития активности предпринимателей и предотвращения развития теневой экономики приходится снижать налоговую нагрузку на экономику. Во всех постсоциалистических странах необходимо изыскивать ресурсы для модернизация производства. Поэтому в переходный период вводятся более жесткие критерии отнесения благ к неисключаемым из общественного потребления. Становятся платными, например, отдельные услуги образования, здравоохранения, отдельные автодороги.
Есть общественные блага, которые не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовлетворение даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены (проблема неполноты рынков). Государство в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, например, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д.
Существуют два способа минимизации негативных эффектов рыночной деятельности. Первый способ – принятие административных мер по отношению к тем субъектам рынка, чья деятельность порождает отрицательные экстерналии. Например, устанавливаются квоты на выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и штрафы за их превышение. Близко к административным мерам и введение налогов на виновников негативных эффектов. Второй способ – государство способствует созданию рыночных механизмов для борьбы с внешними негативными эффектами.
К примеру, создается рынок прав на причинение внешних издержек, на котором объектом купли – продажи выступают государственные лицензии на сброс отходов. Фирмы, купившие такие лицензии, но не использовавшие их полностью, могут перепродать их другому производителю, который не укладывается в разрешенные ему пределы выбросов. На практике, например, в США уже ряд лет действует рынок на выбросы двуокиси серы, провоцирующей кислотные дожди. В результате удалось снизить загрязнение атмосферы на 40%.
С другой стороны, государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналии. Оно субсидирует образование, здравоохранение, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывает все общество в целом.
Важными государственными задачами в рыночной экономике являются: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности информации (контроль за качеством товаров и услуг, препятствие распространению вводящей в заблуждение рекламы, контроль за достоверностью предоставляемой фирмами информации и т.д.)
Третья задача государства – осуществление макроэкономической (стабилизационной) политики и обеспечение условий долгосрочного экономического роста. Содержанием макроэкономической политики на этапе стабилизации экономики является достижение стабильности общего уровня цен и валютного курса, производства и занятости. Стабилизация экономики является важным начальным этапом трансформации, потому что реформы начинаются в состоянии кризиса и сопровождаются, как правило, трансформационным спадом.
Постсоциалистические страны начали свой переход к рынку в условиях тяжелых финансовых кризисов. Наиболее сложная ситуация сложилась в СССР. Бюджетный дефицит в СССР в 1989 г. составил 8,7 % ВВП. У населения скопились значительные денежные сбережения, которые не были обеспечены товарным покрытием. Особенно быстро они выросли в последние годы существования СССР: с 69 % годового объема розничных продаж в 1985 г. до 90 % в 1990 г. Люди стояли по нескольку лет в очередях, чтобы купить автомобиль или холодильник. На поддержку нежизнеспособной экономической системы в последние годы ее существования были растрачены золотовалютные резервы страны и сделаны значительные внешние заимствования (около 70 млрд. долл.).
Либерализация внутренних цен в условиях товарного дефицита и денежного навеса переводит подавленную инфляцию в открытую и вызывает быстрый рост цен, производство и занятость падают. В этих условиях главной задачей стабилизации становится обуздание инфляции. Методы и темпы подавления инфляции зависели от выбора страной постепенной, градуалистской концепции перехода к рынку или «шоковой терапии». Польша первой применила радикальную стабилизационную политику. Цены одномоментно стали свободными; сразу же стала проводится жесткая кредитно-денежная политика; установлен положительный реальный процент на кредит; с помощью жесткой политики доходов был ограничен рост заработной платы; польский злотый на некоторое время был привязан к американскому доллару. Вслед за Польшей радикальную стабилизационную программу провела Чехия и страны Прибалтики.
В
странах СНГ сохранялись
Инфляция была высокой и устойчивой в большинстве стран. Обесценились сбережения населения, было подорвано доверие к национальным валютам и произошла долларизация экономик. Инфляция стала инструментом обогащения отдельных слоев населения, имевших доступ к кредитам. Но в тех странах, которые проводили радикальную стабилизационную политику, длительность инфляции и ее разрушительные последствия для экономики были меньше.
Функции государства не могут ограничиться
обеспечением только макроэкономической
стабильности. Для обеспечения долгосрочного
экономического роста и предотвращения
угроз, которые могут возникнуть в будущем,
необходима реализация ряда долгосрочных
проектов. Но предприниматели в странах
с переходной экономикой не станут инвестировать
в проекты, срок окупаемости которых превышает
7–10 лет. Они не будут, к примеру, строить
атомные станции, причалы и другие объекты
инфраструктуры, не станут финансировать
фундаментальные научные исследования.
Реализация таких проектов остается прерогативой
государства.
Ответ
на теоретический вопрос
№3 Методологические основы кейнсианской
теории.
Центральным положением кейнсианской теории является понятие макроэкономического равновесия. Почему равновесию придается такое большое значение? Нарушение равновесия способно поставить крест на достижении целей полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Предположим, что общий запланированный уровень расходов и затрат меньше величины национального продукта, так что вопреки желаниям производителей происходит накопление товарно-материальных запасов. В ответ на этот незапланированный рост фирмы, вероятнее всего, среагируют следующим образом: уменьшат выпуск продукции, снизят цены или воспользуются двумя этими возможностями.
Это будет означать, что экономическая система сдвинется влево-вниз вдоль кривой совокупного предложения; таким образом, экономика ввергается в спад, а уровень безработицы возрастет (рис.1).
С
другой стороны, предположим, что уровень
запланированных расходов превышает
величину национального продукта, что
создает внеплановое истощение
товарно-материальных запасов. В этом
случае фирмы, скорее всего, увеличат выпуск
продукции и повысят на свою продукцию
цены. Это будет соответствовать
сдвигу экономической системы вправо-
Любая экономическая теория не возникает на пустом месте, как правило, она является реакцией на проблемы, складывающиеся в реальной экономической действительности. В 1929–1933 гг. в США разразился экономический кризис, который получил название Великой депрессии. Все мероприятия, предпринимаемые на базе классической теории, не дали результата. Классическая теория в это время была поставлена в тупик.
Центральная
идея классической теории: экономика
автоматически
Классическая экономическая теория говорит, что совокупный спрос и совокупное предложение самоприспосабливаются, чтобы в долгосрочной перспективе компенсировать безработицу или экономическую неэффективность.