Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 10:15, контрольная работа
Вопоросы:
1 проблема государственного вмешательства в экономику
2 провалы рынка и провалы государства
КАЗ ЭУ
имени Турара Рыскулова
СРСП №1
Вопоросы:
1 проблема государственного
вмешательства в экономику
2 провалы рынка
и провалы государства
Выполнила студентка 2го курса группы «Учет и Аудит 3г» веч отд
Джапаркулова
Жулдыз
Приняла доцент кафедры «Государственное регулирование экономики»
Смагулова Ш.А.
Проблема государственного
вмешательства в экономику
Проблема государственного
моему мнению, является основной для любого государства, независимо от
того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В
распределительной экономике все проще: государство берет на себя все
права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То
есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого
регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия
форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого
производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а
ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и
распределением. Однако такая система на деле показала свою
неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном
хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину
влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное
производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не
имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и
произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.
По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая,
то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего
гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей,
так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет
права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится
из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку,
тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику
преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства"
рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии
справиться.
Государство обязано взять на
себя ответственность за
условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий,
а также заботится о
общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности
людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение
дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также
принадлежит сфера
фундаментальных научных
предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило,
не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает
меры по сокращению безработицы.
В целом государство реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие
функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство
разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное
регулирование;
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов.
Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается
частный сектор.
Оно создает условия для
связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует
программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности,
пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
В реальной действительности все функции переплетены между собой и в
комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная
деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее
результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении
доходов.
Выделим главные формы и
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через
расширение государственной собственности на материальные ресурсы,
законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное
вмешательство
с помощью различных мер
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его
размеры могут
служить критерием
абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником
предприятия. Это делает государство владельцем части общественного
капитала. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных
актов, призванных
упорядочить и развивать
рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономики путем
издания законодательных актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести
положение о кооперации во Франции и т.п.
В зависимости от цели
направлены на:
стимулирование
капиталовложений и
равновесия между сбережениями и инвестициями;
обеспечение полной занятости;
стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на
некоторые специфические товары;
поддержку
устойчивого экономического
перераспределение доходов
и некоторые другие цели.
Для проведения этих
к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это
бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем
манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и
расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем
регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной
сферы. Оба эти
направления государственной
другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике
существенно различается.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без
вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят
деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда
рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление
ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные
ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия
государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное
планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).
Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за
неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная
система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже
народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является
"мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и
выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить,
что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять
на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде
случаев, применение административных методов не только допустимо, но и
необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на
административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет
в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение
ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по
кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное
решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть
нечто экономическое в том смысле, что