Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 11:36, контрольная работа
1. Поведение фирмы в условиях чистой монополии
2. Предельный доход монополиста и рыночный спрос
1. Поведение фирмы в условиях чистой монополии
В современной экономической теории под чистой монополией принято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает следующим классификационным признакам:
3. Доступ
в отрасль для всех прочих фирм блокирован.
Это достигается как
административно-правовыми, так и экономическими
методами. Например, ба
рьерами на пути «чужих» капиталов могут
служить;
патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать данный продукт или применять некоторую технологию;
- государственные
лицензии или франшизы, разрешающие
данный вид де
ятельности лишь одной фирме;
-
владение редким сырьевым ресурсом.
В частности, компания Де Бирс, мировой
монополист по производству бриллиантов,
владеет большей час-|
Щ ЯШ* 'Штштттмтп ш щЛтЩМпгшт*
Ш*
Шле 1 шт i
швтттттлтт.шмншяпыл*
1* Щ**мъ$**тми* ф<»|****** и угломиих чигм>й монополии
В современной* экономической теории под чистой монополией примято понимать такую конкурентную рыночную ситуацию, которая отвечает сведу!®* | щям классификационным признакам;
ЧЕ В отрасли функционирует только одна фирма, поэтому понятия «фирма» и «отрасль* равнозначны.
2. Поскольку
произведенная фирмой продукция представляет
собой вес
предложение товаров отрасли, фирма обладает
полным и абсолютным контро
лем над ценами, или рыночной властью.
Это означает, что фирма может под
нять цены на свою продукцию и не потерять
при этом спроса на нее. Такая
фирма может считаться ценодателем в отличие
от фирмы-ценополучателя при
совершенной конкуренции.
3. Доступ
в отрасль для всех прочих фирм блокирован.
Это достигается как
административно-правовыми, так и экономическими
методами. Например, ба
рьерами на пути «чужих» капиталов могут
служить:
I — патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать данный продукт или применять некоторую технологию;
тту
шла
тью добычи алмазов.
В первой половине XX в. Алюминиевая шппл
1 Америки
^КОА) контролировала практически
loS?^S2S5
I бокситов и благодаря этому была до 1940 г. абсолютным mSSSiSSS
производстве алюминия; ^иилистом в
1уска продукции.
Да+
леко не каждый потенциальный конкурент
располагает такими капитала
ми и может освоить крупномасштабное производство.
Иногда болъшир
издержки связаны не с самим производством,
а со сбытом, с рекламой и
Щ
пр. Например, производство хлопьев для
завтрака вполне по силам и мел-
| ким
фирмам. Однако они не в состоянии выдержать
соревнование в до-
рогостоящей и масштабной
рекламной войне и проигрывают знамени
тым на весь мир торговым маркам.
4. Продукт фирмы/отрасли не имеет близких
заменителей и в некотором
[ роде уникален. Бриллианты — наиболее
типичный пример. f
[ 5. Кривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон.
»
Исследуя поведение фирмы-монополиста, сделаем следующие допущения: - фирма стремится максимизировать прибыль; Г - монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках; [ - фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потреби-I телям продукция фирмы продается по одной и той же цене; ! - фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма ъ состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта^^та
не так далека от действительности, по
гЬиомы обычно
тью добычи алмазов. В первой половине XX в. Алюминиевая корпорация Америки (АЛКОА) контролировала практически 100% мировых залежей бокситов и благодаря этому была до 1940 г. абсолютным монополистом в производстве алюминия;
- большая капиталоемкость и экономия масштаба. Некоторые виды производства требуют для их начала крупных первоначальных инвестиций и рентабельны только при значительных объемах выпуска продукции. Далеко не каждый потенциальный конкурент располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство. Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а со сбытом, с рекламой и пр. Например, производство хлопьев для завтрака вполне по силам и мелким фирмам. Однако они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и проигрывают знаменитым на весь мир торговым маркам.
4. Продукт
фирмы/отрасли не имеет близких заменителей
и в некотором
роде уникален. Бриллианты — наиболее
типичный пример.
5. Кривая спроса
фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон.
Исследуя поведение фирмы-монополиста,
сделаем следующие допущения:
- Фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в со-стоянии построить кривую спроса на свою продукцию
OWV" t-Г
5. кривая спроса
фирмы/отрасли имеет отрицат^ьныйнаююн
Исследуя поведение фирмы-монополиста,
одела накл°и
• Ш1ПМНЫИ пример. РЛяьный
С фирма стремится максимизировать прибыл^" Сйедующис ^Щ^т - монополист-произюдитель покупает ресурсы на конкурентных рынках
тслям продукция фирмы продается по одной и той же ценжг "ШИН фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта предпосылка
не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты.
Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и цены обеспечит ему максимальную прибыль. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому моноио-
лист не так всесилен, как это иногда
выпуска, кривая спроса подскажет ему
предельную цену, которую примет по
требите»* Если монополист назначает цену,
он должен ограничить тфедшже-
ж тем. объемом, когоряй ем? диктует ш>тре*зйтеишзшй
спрос гетомуаус-
*"ла*ж монополии фирш-должна щтапъатощхм(^аюс
решешкпо^л^
ЭДска и «сне, те выбрать некоторую
их комбинация*всхода из особеннос
ти кривой спроса фне:- 15Д> ^л
Фирма выбирает лив» одну Точку на кре-
'-яроса, в которой ей надлежит быть.
Ъяш0бряжж,у
монодоянста нстсвос*к|вдюв
ЩР^юяое^*^^ю^'^
ст кривой спроса на его Щ
щнщтн
стоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Эта предпосылка
не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты.
Зная
кривую спроса, монополист мо
жет определить, какая комбинация объе
ма выпуска и цены обеспечит ему макси
мальную прибыль. Монополист не может
назначить какую угодно цену на свой то
вар. Каждому уровню цены на рынке co
ответствует
определенное количество
продукта, которое потребители
готовы
купить в данное время. Поэтому монопо-
лист не так всесилен, как это иногда
выпуска, кривая спроса подскажет ему
предельную цену, которую примет по
требитель. Если монополист назначает
цену, он должен ограничить предложе
ние тем объемом, который ему диктует потребительский
спрос. Поэтому в ус
ловиях монополии фирма должна принять
одновременное решение по объему
выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую
их комбинацию, исходя из особеннос
тей кривой спроса (рис. 15.1).
Таким образом,
у монополиста нет своей кривой предложения,
независимой
от кривой спроса на его продукцию. Фирма
выбирает лишь одну точку на кри
вой спроса, в которой ей надлежит быть.
Ш. Теоретические проблемы микроэкономики. Глава 15.
2. Предельный доход монополиста и рыночный спрос
Для
монополиста увеличение объема выпуска
на одну единицу означает необ
ходимость снижения цены, если он хочет,
чтобы потребители были готовы купить
всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, общая выручка от продажи (TR = Р х Q) будет прирастать во все убывающей пропорции. Предельный доход монополиста, в отличие от конкурентной фирмы, не равен цене продукта и не постоянен по вели-чине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов произ-водства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с от-рицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса (рис. 15.2).
250
III. Теоретические проблемы микроэкономики. Глава 1%
2. Предельный доход монополиста и рыночный трое
Для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены, если он хочет, чтобы потребители были готовы купить всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, общая выручка от продажи (TR = Р х Q) будет прирастать во все убывающей пропорции. Предельный доход монополиста, в отличие от конкурентной фирмы, не равен цене продукта и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса (рис. 15.2).