Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение целого ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. В теоретическом блоке я рассмотрю что из себя представляет рынок, какие у него есть границы; что такое трансакционне издержки, что от них зависит; и максимизация прибыли в условиях монополии.
В практическом блоке нужно охарактеризовать нефтяную отрасль, а также отметить особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса. Сделать SWOT – анализ нефтегазовой отрасли. Рассчитать показатели концентрации (CR1, CR3, HHI) производства в нефтегазовой отрасли.

Содержание

Введение. …………………………………………………………… 3
I. Теоретическая часть ………………………………………………….. 5
1.1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка ………………. 5
1.2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие. ………………………………. 8
1.3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества. …………………………….. 10
II. Практическая часть ………………………………………………….. 14
2.1. Характеристика отрасли: нефтяная и газовая. ………….. 14
2.2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса. Проблемы развития. Тенденции и перспективы развития. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур в отрасли. Ведущие компании мина и России нефтегазовой отрасли. ……….. . 15
2.3. SWOT- анализ нефтегазовой отрасли. ……………………. 26
2.4. Расчет показателей концентрации производства в отраслях экономики: нефтегазовая отрасль, металлургия, электроэнергетика, связь. ………………………………… 30
Заключение. ……………………………………………………… 34
Литература. ……………………………………………………… 37

Работа содержит 1 файл

экономика отрасли гот.doc

— 482.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Челябинский государственный университет

Институт Экономики отраслей, бизнеса

и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Экономика отрасли 

на тему: I вариант

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

преподаватель

доцент кафедры экономики  отраслей и рынков

Бирюков Е.С.


 

 

Челябинск

2012

Содержание

 

                Введение.     …………………………………………………………… 3

 

    1. Теоретическая часть     …………………………………………………..   5

 

      1. Понятие рынка. Границы рынка (продуктовые, территориальные, временные) и их оценка     ……………….   5
      2. Понятие трансакционных издержек. Размеры предприятия и факторы его определяющие.     ……………………………….   8
      3. Максимизация прибыли в условиях монополии. Монополия и ее последствия для общества.     ……………………………..  10

 

    1. Практическая часть     …………………………………………………..  14

 

      1. Характеристика отрасли:  нефтяная и газовая.     …………..  14
      2. Особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса. Проблемы развития. Тенденции и перспективы развития. Образование объединений предприятий в отрасли. Создание холдинговых структур в отрасли. Ведущие компании мина и России нефтегазовой отрасли.     ……….. . 15
      3. SWOT- анализ нефтегазовой отрасли.     ……………………. 26
      4. Расчет показателей концентрации  производства в отраслях экономики: нефтегазовая отрасль, металлургия, электроэнергетика, связь.     …………………………………   30

 

Заключение.     ………………………………………………………   34

Литература.      ………………………………………………………   37

 

 

Введение.

 

       Экономика  любой страны представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, которые характеризуются взаимосвязью производственных процессов, технологий, потреблением одних и тех же ресурсов. То есть экономика – это система, а значит, имеет структуру. Элементами структуры являются отрасли.

       Изучение  структуры экономики необходимо  для анализа процессов, происходящих  в ней. В структурированном  виде легче наблюдать процесс  развития страны, положительные  и отрицательные сдвиги и определять «больные» места – отстающие сектора экономики, сгруппированные по различным признакам.

        Ни одна проблема, пожалуй, не  волнует сегодня человечество  так, как топливо. Топливо –  основа энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Без топлива немыслима жизнь  людей.

Наибольшее значение в топливной промышленности страны имеют три отрасли: нефтяная, газовая и угольная.

       Нефть  - это богатство России. Нефтяная  промышленность РФ тесно связана  со всеми отраслями народного  хозяйства, имеет огромное значение  для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.

      Нефтяная  и газовая отрасли практически  имеют одну сырьевую базу –  природные углеводороды. Извлекаемые из недр углеводороды находятся, соответственно, в жидкой (нефть, конденсат) или газовой форме (фазе). При этом, добывая нефть, попутно извлекают и углеводороды, находящиеся в газовой фазе (попутные нефтяные газы). А при добыче природного газа попутно извлекаются углеводороды, которые в наземных условиях могут иметь жидкое состояние (газовый конденсат). Наличие таких переплетений и вынуждает рассматривать нефтяную и газовую отрасли в составе единого комплекса нефтяной и газовой промышленности.

        В данной работе я рассмотрю, как обстоят дела с этой отраслью промышленности у нас в стране.

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение целого ряда вопросов, состоящих из теоретического блока и практического. В теоретическом блоке я рассмотрю что из себя представляет рынок, какие у него есть границы; что такое трансакционне издержки, что от них зависит; и максимизация прибыли в условиях монополии.

 В практическом  блоке нужно охарактеризовать  нефтяную отрасль, а также отметить особенности современного развития отраслей нефтегазового комплекса. Сделать SWOT – анализ нефтегазовой отрасли. Рассчитать показатели концентрации (CR1, CR3, HHI) производства в нефтегазовой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Теоретический блок

1.1  В рыночной экономике основополагающим элементом является рынок.

Рынок – обязательный компонент товарного (рыночного) хозяйства. По словам русского экономиста Н.И. Бухарина, «рынок – это обратная сторона  товарного производства – основы рыночного хозяйств».

Самое общее научное определение, которое можно дать рынку может быть сформулировано следующим образом: рынок - это сфера экономического обмена между людьми в форме купли-продажи, основанная на добровольном, эквивалентном обмене товаров.

Рынок в своем развитии прошел долгий исторический путь. Его возникновение обусловлено теми же причинами, которые привели к замене натурального хозяйства товарным производством: развитие общественного разделение труда и экономическое обособление производителей.

Общественное разделение труда было вызвано ограниченностью ресурсов и производственных возможностью человека. Оно проявляется в специализации производителей на особых видах трудовой деятельности. В этом случае каждый производитель производит определенный продукт, но для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимы разнообразные товары, которые производят другие производители. Данная проблема решается с помощью обмена. Производя ограниченный ассортимент благ, но в большем количестве, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремится обменять созданный им излишек продукта на продукты других производителей. Таким образом, общественное разделение труда, с одной стороны, разъединяет производителей, а с другой - объединяет их, так как вызывает необходимость регулярного обмена результатами производственной деятельности.

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических  условиях и зависит от института  собственности. Он играет важную роль в системе общественного производства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении. Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создаётся товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас ещё формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику.

         Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нормативных правовых актах такие параметры определяются через географические и продуктовые границы. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру выявления товара (его потребительских свойств) и товаров-заменителей, а также формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых оцениваются как один товарный рынок). В основе этой процедуры должно лежать мнение покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей и подкрепляется данными товароведческой экспертизы. Опрос следует проводить по группам покупателей, дифференцированным по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель, покупатель единичного количества товара). Первоначально устанавливается принадлежность товара к соответствующей классификационной группе на основании классификаторов продукции, услуг, видов деятельности, товарных словарей, справочников товароведов, ГОСТов на соответствующие виды товарной продукции, данных товароведческой экспертизы, заключений отраслевых независимых экспертов, материалов опросов покупателей.  Затем товар изучается по показателям, характеризующим его потребительские свойства, условия потребления (эксплуатации) покупателями, условия реализации, уровень удовлетворения спроса. Состав показателей дифференцируется в зависимости от вида и назначения товара.

Географические границы  рынка определяются экономическими, технологическими и административными  барьерами, ограничивающими возможности  участия потребителей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории. Географические границы рынка определяют территорию, на которой покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар. При этом следует иметь в виду, что национальным (республиканским) товарным рынком является территория РФ, а местным товарным рынком – район города, город, населенный пункт или группа населенных пунктов, любая другая территория, в отношении которой должна быть доказана экономическая возможность покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствие этой возможности за ее пределами.           Основными признаками единого географического рынка являются: - возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок; - доступность транспортных средств, для перемещения покупателя к продавцу;

- незначительность транспортных расходов (5 % от цены товара); 
- сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров; - сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

     Также выделяют  и временные границы. Основной временной границей является календарный год. Процесс планирования на будущий год проходит с сентября по декабрь.     В управленческой работе планирование занимает одно из основных мест. Роль процесса планирования тем больше, чем больше неопределенности в спросе, как внутреннем, так и внешнем. Хорошая организация процесса планирования вполне может считаться залогом успешности предприятия. Одним из самых важных критериев хорошей организации планирования является правильное определение временных границ. С помощью установления временных границ руководство вносит жесткий порядок в процесс планирования для всех подразделений. В то же время, меняя временные границы, руководство управляет процессом планирования так, как того требует рынок. Научится управлять процессом планирования и правильно использовать временные границы в планировании означает научиться эффективно управлять предприятием и его деятельностью.

 

1.2  Трансакционные издержки (операционные издержки - transaction costs) 

- это издержки в  сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Категория трансакционных издержек была введена в экономическую науку в 1930-е гг. Рональдом Коузом и ныне получила широкое распространение. В своей статье «Природа фирмы» он определил трансакционные издержки, как издержки функционирования рынка.

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

- издержки поиска информации;

- издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

- издержки измерения;

- издержки спецификации и защиты прав собственности;

- издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют  издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.

Особенно велики  издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"