Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:15, контрольная работа
Необходимость определения экономической ценности природы.
Цели и объекты экономической оценки природных ресурсов.
Экологические издержки : сущность и типология.
Концепция общей экономической ценности природных ресурсов.
Вариант 4.
Содержание.
1.Необходимость определения экономической ценности природы.
Цели и объекты экономической оценки природных ресурсов. 2
2. Экологические издержки : сущность и типология. 5
3. Концепция общей экономической ценности природных ресурсов. 12
1.Необходимость определения экономической ценности природы. Цели и объекты экономической оценки природных ресурсов.
Важным
направлением в улучшении охраны
природы и использования
1)
обеспечение природными
2) регулирующие экосистемные функции/услуги,
в том числе ассимиляция отходов и загрязнений;
3) обеспечение людей природными услугами,
такими как рекреация, эстетическое удовольствие
и пр.
Эти три функции могут быть также представлены как компоненты одной генеральной функции природной окружающей среды - функции жизнеобеспечения. К сожалению, и централизованно планируемая экономика, и рыночная экономика оказались неспособны оценить реальное значение чистой окружающей среды, природных ресурсов, установить их адекватную цену. А в экономической реальности действует суровое правило: «то, что не имеет цены, экономической оценки – не существует, не учитывается при принятии хозяйственных решений».Сейчас общим случаем является занижение цены природного блага или даже его нулевая оценка. Это приводит, в частности, к заниженному отражению экологического ущерба, экстернальных издержек в цене. Этот момент был красноречиво выделен Э. фон Вайцзекером: «Бюрократический социализм рухнул, потому что не позволял ценам говорить экономическую правду. Рыночная экономика может погубить окружающую среду и себя, если не позволит ценам говорить экологическую правду».
«Экологическая неполноценность» современной экономики признается экономистами. Например, можно упомянуть исследование группы экспертов, выполненное под руководством Роберта Констанца (Мэрилендский университет). Были выделены 16 биологических систем: морские - океаны, моря, шельфы и пр.; на суше - леса, водно-болотные угодья, пастбища и др. По каждой экосистеме оценивалось 17 категорий функций и услуг природы, среди которых были регулирование климата, газового состава атмосферы, водных ресурсов, образование почвы, переработка отходов, рекреация и др. Расчеты ученых дали суммарную годовую оценку этих функций в среднем в 33 трлн. долл., что почти вдвое превышает создаваемый человечеством ВНП (18 трлн. долл. в год).Основная часть стоимости функций экосистем находится вне рынка. В России складывающаяся до самого последнего времени парадоксальная ситуация «бесплатности» используемых в экономике природных благ или их минимальной цены явилась одной из причин нерационального использования природных ресурсов, гигантской расточительности экономики. Возникала иллюзия неисчерпаемости, «дарового» характера ресурсов. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия вносили в бюджет плату за имеющиеся у них фонды и в то же время бесхозяйственно использовали средства производства природного происхождения, не неся при этом никакого ущерба, а зачастую и улучшая свои производственные результаты. В связи с этим реальные цены природных ресурсов могут стать эффективными рычагами в рыночном механизме. При нерациональном природопользовании на предприятиях их учет приведет к ухудшению производственных показателей, что скажется на финансовых результатах. Отсутствие в России развитого рынка, позволяющего более адекватно формировать цены, значительное искажение цен в переходной экономике или вообще отсутствие цены (многие виды флоры и фауны, экологические услуги/функции и пр. - прим. редакторов сайта) делают целесообразным широкое использование экономических оценок природных благ на микро- и макроуровнях, на стадии выбора вариантов экономического развития, в прогнозировании, при оценке проектов в экономике. Учет цены/оценки ресурсов позволит более обоснованно определить экономическую эффективность альтернатив развития. Применение оценок может существенно повлиять на выбор варианта капитального строительства. Например, учет того, что планируемые для изъятия земельные ресурсы могут использоваться в сельском хозяйстве и давать продукцию, может сделать целесообразным изменение инвестиционных проектов в сторону удорожания самого объекта строительства за счет его максимальной концентрации, дополнительных расходов на привлечение неудобных земель. Так, сейчас широко распространено мнение об электрической энергии, вырабатываемой на ГЭС, как о самом дешевом виде энергии по сравнению с тепловыми и ядерными электростанциями. Между тем при строительстве и эксплуатации ГЭС никогда не учитывалась цена многих тысяч гектаров затопляемых земель. В России сейчас насчитывается около 5-6 млн. га таких земель, причем это ценнейшие плодородные, пойменные угодья. Экономическая оценка затопленных земель составляет значительную часть суммы затрат на сами станции. В связи с этим как при новом строительстве, так и при реконструкции ГЭС может оказаться экономически эффективным создание многоплотинных схем, защитных дамб, обвалование водохранилищ для уменьшения затопляемых площадей.
2. Экологические издержки : сущность и типология.
Осуществление деятельности, направленной на поддержание качества природной среды и охрану природы, требует все возрастающих затрат. Природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно разделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).
К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:
К предзатратам в структуре экологических издержек общества относятся также следующие расходы:
Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что природоохранные затраты в размере 1—2 % ВНП предотвращают ущерб, достигающий 3—5 % объема ВНП. Однако это имеет и отрицательные экономические последствия: отвлекается значительная часть трудовых и финансовых ресурсов, увеличивается себестоимость продукции.
Экономисты ставят вопрос
о разумной величине вложений в охрану
природной среды и
При определении экономического
оптимума загрязнения окружающей среды
в расчет принимаются только экономические
соображения, хотя приоритетное значение
имеют, конечно, социальные и чисто
экологические факторы, поэтому
категорию «экономический оптимум
загрязнения» ни в коем случае нельзя
абсолютизировать. С общечеловеческих
позиций разумными являются затраты,
объем которых гарантирует
Другая инвестиционная проблема
состоит в рациональном распределении
средств между двумя
Следует отметить также, что
функционально предназначение природоохранных
затрат значительно шире, чем только
предотвращение негативных экологических
последствий, поскольку они служат
удовлетворению и социально-экономических
потребностей общества, способствуя
расширению сферы образования, совершенствованию
технологий, внедрению достижений НТП,
модернизации производства, улучшению
условий жизнедеятельности
Другая составляющая экологических
издержек общества определяется величиной
экономического ущерба от негативных
воздействий антропогенной
По времени реализации
различают две категории
К инвестициям в основной капитал (капитальным вложениям) на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение основных средств природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду.
Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ) — основные средства природоохранного назначения. Это здания, сооружения, оборудование, используемое для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе.
Инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы. Они включают водо- и пылегазоочистные установки, объекты оборотного водоснабжения, оборудование и сооружения по сбору, обезвреживанию, складированию и захоронению твердых (полужидких) отходов производства и потребления, а также затраты на проведение капитальных работ по рекультивации земель, созданию защитных лесных насаждений, организации заповедников и других природоохранных территорий.
Инвестиции в основной капитал природоохранного назначения включают как прямые, так и сопряженные капитальные затраты.
Прямые капитальные затраты охватывают затраты, осуществляемые исключительно в природоохранных целях и не используемые для иных производственных нужд (создание очистных сооружений, организация заповедников и т.п.).
Сопряженные капитальные
затраты связаны с
В результате освоения капитальных
вложений происходит создание фондов
природоохранного назначения, процесс
эксплуатации которых влечет за собой
возникновение эксплуатационных издержек
(природоохранных текущих
В соответствии с методологией статистики затраты на капитальный ремонт основных средств природоохранного назначения учитываются отдельно и включают осуществляемые за счет различных источников финансирования расходы по капитальному ремонту сооружений, установок, оборудования и технических средств, относимых на предприятиях к основным средствам. Эти затраты должны быть учтены при определении валового накопления основных средств природоохранного назначения.
Текущие затраты экологического назначения значительно превосходят годовые капитальные затраты: по народному хозяйству они обычно соотносятся как 3:1 (по воздушному бассейну — 5:1, по водным ресурсам — 4:1). Это свидетельствует о том, что обновление природоохранных фондов в нашей стране происходит очень медленно. В то же время в США соотношение текущих и годовых капитальных затрат составляет 1:1.
Как отмечается в ряде исследований,
учет текущих затрат на природоохранную
деятельность предприятиями, организациями
и учреждениями осуществляется неудовлетворительно.
В подавляющем большинстве
В соответствии с рекомендациями
Комплексной системы эколого-