Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:16, контрольная работа
Концепцией управления организациями нефтегазового комплекса предусматривается развитие среднего и малого бизнеса, путем создания отечественных организаций, а также с участием иностранного капитала. Их деятельность способствует созданию конкуренции на рынке нефтепродуктов, ускорению освоения забалансовых запасов, приуроченных к мелким месторождениям, освоению трудно извлекаемых запасов, а также лучшему использованию невостребованной части мощностей крупных компаний за счет передачи их малым предприятиям. Успешное функционирование в структуре нефтяного комплекса инновационной компании базируется на использовании интеллектуального потенциала и производственно-технического опыта при решении задач эффективного освоения трудно извлекаемых запасов.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЭК.
2. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ОТРОСЛЯХ ТЭК. ПОВЫШЕНИЕ ИХ РОЛИ И ЗНАЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
3. УЧАСТИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РАЗРАБОТКЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (СП).
Ирак, Ливия, Катар, Судан и Вьетнам. Концессии и совместные предприятия стали следующими наиболее часто используемыми формами контрактных отношений с зарубежными ТНК в добывающей отрасли. Они являются доминирующей формой в Алжире, Бразилии, Казахстане и России. Сервисные контракты (обслуживание) менее многочисленны, но, тем не менее, важны, например, в таких странах, как Иран и Кувейт.
В России складывается несколько иная ситуация: контрактные отношения на условиях СРП развиты в России весьма слабо. В середине 1990-х гг. было положено начало реализации дорогостоящих и технически сложных проектов разведки и разработки нефти и газа: Россией было подписано три СРП с международными фирмами: Сахалин-1 - в июне 1995 г., Сахалин-2 в июне 1994 г. и Харьяга в Сибири - в декабре 1995 г. Такие иностранные компании, как ExxonMobil, Royal Dutch/Shell и французская Total SA стали первыми в разработке данных нефтегазовых проектов при дополнительном участии со стороны Японии и Индии. Хотя СРП казались привлекательным способом инвестирования в российский нефтегазовый сектор для иностранных фирм, они не получили в России широкого распространения. По оценкам Счетной палаты РФ [3], в 2005-
В настоящее время самой распространенной формой договорных соглашений в российском нефтегазовом секторе являются совместные предприятия — их доля в общем объеме заключенных контрактов с иностранными ТНК (по данным ЮНКТАД на июнь
Зарубежные нефтяные ТНК при разработке своей стратегии в России большое внимание уделяют участию в проектах upstream, которые связаны с непосредственной разведкой и добычей минерального сырья. При этом в подавляющем большинстве случаев такое сотрудничество происходит в форме создания и функционирования совместных предприятий (см. табл. 3).
Практически во всех предприятиях российская сторона имеет более 50%, что соотносится с генеральной позицией Российского Правительства сохранять полный контроль над управлением предприятиями, которые заняты в нефтегазовых сегментах upstream.
Весьма актуален вопрос о масштабах присутствия иностранных ТНК в производстве нефти и газа в России. Приведем несколько оценок, которые в целом не являются противоречивыми. А. Аешин предпринял попытку оценить примерную долю нефтедобычи, которая приходилась в 2005 г. на иностранные нефтяные ТНК, действующие в России [4. С. 12]. Используя несложные вычисления (умножение объема нефтедобычи по основным компаниям в 2005 г. на процент участия иностранного капитала в них), автор пришел к выводу, что в совокупности общий объем добычи иностранных компаний составил 57,8 млн. т, или 12%, от общего объема нефтедобычи в России.
Таблица 3
По данным ЮНКТАД, доля иностранных компаний в совокупном производстве нефти и газа в России несколько скромнее: она увеличилась с 1,9% в 1995 г. до 7,5% в 2005 г.. Исходя из представленных экспертных оценок, можно констатировать, что доля зарубежных нефтяных ТНК варьируется в пределах 7- 12% российской нефтедобычи, и мнения об оккупации зарубежными ТНК российского нефтяного рынка являются преувеличенными. Доля иностранных филиалов в национальном производстве нефти и газа в России в целом значительно ниже, чем в среднем по миру. По оценкам ЮНКТАД, в 2005 г. на иностранные филиалы приходилось 22% мирового объема добычи нефти и газа, причем в среднем этот показатель был выше в развитых странах (36%), чем в развивающихся странах (19%) и странах с переходной экономикой (11%).
Вклад зарубежных ТНК в развитие нефтегазового комплекса страны весьма трудно оценить однозначно. Специалисты расходятся во мнениях. Одни оценивают его как ничтожный, вторые полагают, что приход зарубежных компаний, безусловно, сыграл положительную роль, хотя был ниже потенциально возможного уровня, а третьи говорят о негативном влиянии иностранного капитала
По мнению автора, приход иностранных компаний в российский нефтегазовый комплекс сыграл положительную роль с точки зрения притока прямых зарубежных инвестиций. Вместе с тем по масштабу притока этот вклад оказался много меньше ожидаемого и необходимого для российского нефтегазового сектора. Как указывалось выше, подавляющая доля притоков зарубежных инвестиций имела своим происхождением оффшорные юрисдикции.
Иностранные компании сыграли заметную роль в развитии нефтегазовой отрасли России с точки зрения внедрения современных технологий производства и менеджмента. Инвесторы дали возможность российским компаниям частично перенять опыт зарубежной добычи углеводородов и их переработки, поднять стандарты корпоративного управления, повысить уровень управленческой и финансовой прозрачности, частично внедрить принципы социальной ответственности. Продажа госпакетов акций пополнила доходную часть бюджета, а участие зарубежных компаний в российских нефтегазовых проектах способствовало некоторому укреплению доверия к российской экономике в целом и нефтегазовому сектору в частности.
Вместе с тем вклад иностранных нефтяных ТНК мог бы быть более значительным как с точки зрения количества осуществляемых проектов, так и с точки зрения трансферта необходимых технологий и финансовых ресурсов. Причины, которые могли бы объяснить такую ситуацию, носят весьма противоречивый характер и связаны с отсутствием продуманной долгосрочной политики в отношении иностранного капитала, четкого и стабильного законодательства, включая налоговое, и соответствующих механизмов «инфорсмента», высокий уровень бюрократии и коррупции.
Повышательная конъюнктура на рынке нефти и газа в период 2000-2008 гг. сыграла особую роль в процессе привлечения иностранного капитала в Россию. В этот период правительство стремилось ужесточить свой контроль над нефтегазовым сектором посредством создания государственных энергетических гигантов, усиления налогового бремени на отрасль, политического контроля над процессом перераспределения акционерного капитала в российском нефтяном секторе и прочих мер в целях обеспечения национальных интересов страны. В условиях высоких цен на углеводородное сырье ограничение прихода иностранных компаний было связано как с объективными причинами поддержания национальных интересов, так и с субъективными причинами передела собственности на высоко прибыльные активы между национальными игроками. К сожалению, национальные интересы России, связанные с приобретением и внедрением новейших технологий, остались на втором плане.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
7.http://gendocs.ru/v2124/ лекции — экономика отрасли нефтяной и газовой промышленности.