Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:34, контрольная работа
№1 Национальная экономика
№35 Промышленный комплекс
№45 Транспорт
№68 Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики
№1
Национальная экономика- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрикой, математическим моделированием, экономической и социальной географией и т.д
Национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
№35
Промышленный комплекс является важнейшим межотраслевым комплексом нац. эк-ки. На его долю приходится 26,8 % ВВП, 34,8 % основных фондов, с промышленным пр-вом связано 26,8 % занятого населения страны (2004 г.). Пром-ти принадлежит решающая роль в развитии нац. эк-ки, она определяет масштабы, стр-ру и территориальную орг-цию производительных сил. Пром-сть служит основой расширенного воспроизводства в нац. эк-ке. Она непрерывно воспроизводит средства пр-ва как для себя, так и для других отраслей эк-ки. Под воздействием пром-сти развивается сложная система экон. связей , растут города, формируются с/х сырьевые базы, пути сообщения, разрабатываются новые источники сырья, топлива, энергии.
По сравнению с другими
Машиностроительный комплекс - сов-ть машиностроительных и металлообрабатывающих отраслей пром-ти, а также смежных и вспомогательных производств, проектных, конструкторских и научно-исследовательских орг-ций. В ней создается 22,2% стоимости произведенной промышленной продукции, сосредоточено 26% пром.-производ. Основных фондов, занято 36,35 пром.-производ. Персонала. Автомобильная пром-ть – подотрасль комплекса, производящая четверть всей его продукции. Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и орг-циями (МАЗ, БелАЗ, Лидский завод Неман - автобусы, + комплектующие - Гродненский завот Белкард - карданные валы). Тракторное и с/х машиностроение – юолее 35 предприятий, которые производят технику для агропром.комплекса (МТЗ, Лидагропроммаш, Гомсельмаш). Станкостроительная и инструментальная пром-ть – база науно-технич. Прогресса в машиностроении включает 32 предприятия. Приборостроительная, радиотехническая, электротехническая, электронная, оптико-механическая пром-ть – наукоемке машиностроение (Горизонт, Витязь, Интеграл). Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение (Амкодор, Белкоммунмаш).
№45
Транспорт (Т)— одна из базовых отраслей, кот формирует инфрастр-ру эк-ки и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Трансп издержки влияют на себестоимость и цену товара. Т. выступает в кач-ве важнейшего условия освоения прир. р-сов, мат основы для эк-кой интеграции пром-ого и с/х пр-ва. Регулирование трансп комплекса осущ-ся Мин-вом транспорта и коммуникаций РБ. Управлением ж/д транспорта занимается Бел железная дорога (БЖД), авиатрансп. – департамент по авиации, дорожным– департамент «Белавтодор», городским – местная исполнит власть.
Доля тарнсп в ВВП - ≈ 8,0% , структурные инвестиции в осн К – 10,3 %. В отрасли трудится 6,2% занятых в эк-ке (2009). Транспорт: общего и необщего пользования; пассажирский и грузовой. Для оценки работы транспорта исп-ся п-ли: объем перевозок грузов, пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Осн п-ли эф-сти исп-ния трансп: скорость, пропускная способность, маневренность, надежность, безопасность движения, себестоимость и др.
Ж/д транспорт (ЖДТ). Осущ перевозки по ж/д. Отличается массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью, бесперебойно работает круглый год, не зависит от погоды, имеет потенциально высокую скорость.
В РБ грузооборот ж/д транспорта составил – 42,7 млрд т/км, пассажирооб–74,01 млрд. пассажиро-км. Эксплуатационная длина ж/д – 5,5 тыс.км.
ЖДТ РБ объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Технич оснащения БЖД в основном соответствует Евростандарту и хар-ся:
Тер-рию РБ пересекают 2 европ трансп коридора:
Значительный удельный вес в стр-ре перевозок грузов ЖДТ занимает транзит (36%), кот явл важнейшим источником доходов и валютных поступлений.
Автомобильный транспорт (АТ). Осущ перевозки по безрельсовым путям, подразд-ся на грузовой и пассажирский. Грузовой перевозит 48,6% всех грузов, гл образом на короткие и средние расстояния. Однако грузооборот невелик – 11,3%, отличается высоким ур-нем занятости – около 1/4 работающих в отрасли. Отличается маневренностью и гибкостью. Грузооборот -13,5 млрд т/км , пассажирооборот – 72,4 млрд пассажиро-км Пассажирский: автобусный и легковой, личный (постоянно растёт) и ведомственный. Протяженность – 81,5 тыс км., в том числе с твердым покрытием – 71,0 тыс км. Более 1/3 дорог требует ремонта, половина эксплуатируется с прошедшими межремонтными сроками. Ч/з РБ проходит 2 коридора: кор №2: Брест-граница РФ (модернизированный в пределах РБ участок магистрали Берлин-Варшава-Минск-Москва); №9В: Гомель-Жлобин-Минск-граница Литвы; №9: Гомель-Могилев-Витебск-граница РФ.
Внутр водный. Теряет свои позиции, удельный вес в перевозке грузов и пассажиров значительно сократился. Общая протяженность эксплуатац водных путей – около 1800 км. Пассажирооб – 3 млн пассажиро-км, грузооборот–83 млн.т/км. Судоходными путями РБ связана со всеми пограничными с ней гос-вами. Наибольшее значение в перевозке имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Зап Двина, Неман, Днепро-Бугский канал. Актуальным для РБ явл создание и развитие морского флота.
Воздушный. Хар-ны высокие скорости движения, исп-ся прежде всего для перевозки пассажиров и почты, дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния. Пассажирооб – 12,8 млрд пассажиро-км, грузооборот – 50 млн. т/км. В наст время бел авиакомпаниями налажено регулярное воздушное сообщение с 6 гос-вами СНГ, с 15 странами вне СНГ. Нынешний парк воздушных судов по своим технико-эк-им и экологич хар-кам существенно уступает используемым иностранным авиакомпаниям. В целом их износ сост 60-80%.
Трубопроводный. Непрерывный, осущ передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов под давлением. Гл обр предназначен для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Выделяют магистральный и промышленный. Хар-ся большой экономичностью. Занимает 2 место в общем объеме перевозимых грузов (29,7% в 2004г.) и 1 место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования. Протяженность в 2004 превысила 12 тыс.км.
№68
.Структурная перестройка нац. эк-ки. Диверсификация эк-ки.
РБ после распада СССР стала самост. суверен. гос-вом и получ. в наследство развитую эк-ку с многоотрасл. стр-рой, где преимущ. роль играли: машиностр-ие, хим. и нефтехим., лесн. и деревообраб., легк. и пищ. пром-ть, животновод., льновод. и картофелевод. В первые годы струк-ные преобраз. осуществ. стихийно, с помощью либер-ции хоз жизни, приватиз., жестк. Д-К политики, что не привело к ожид.результ.
Надо использ. инвестиц. как важнейш. рычаг структур. преобраз. и повыш.роли гос-ва в их осуществ. на основе разработки и реализ. эффектив. инновац.-инвестиц. политики, учит-щей специфич. особен. страны и мир. опыт структур. преобразов.
Структур. деформации в эк-ке: несоответств. струк-ры произ-ва внутр. и внеш. спросу;высокие энерго- и материалоем. произв-ва, его сильн.завис. от импортн. поставок топливно-энергетич. и сырьев. рес-ов; высок. ур. физич. и моральн. износа актив. части основ. производств. фондов;недостаточ. разв. наукоемк. экспорт. произ-в, имеющ. высок. долю добавл. стоим.
Ближайш. 2-3 пятилетия ключевые для эк-ки РБ. Д.б. сформир-ся стр-ра произ-ва, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институцион. преобразования, создана адекватная рыночнымм усл-ям сис-ма мотивации поведения предприним-ей и наемного персонала, достигнуто радикальн. повыш. уровня жизни населения. Надо с учетом нац. особен. оптимально встроить бел. эк-ку в мир.хоз-во, используя двусторон. и многосторон. связи; обеспеч.модернизацию стр-ры эк-ки в направлении роста ее наукоем-ти, экологич. сбалансир-ти и энергоэффектив-ти; перевести сис-му управления эк-кой на корпоратив. принципы и обеспечить формирование качественно новых стимулов инновац.активности. Надо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводств., отрасл. и технологич. стру-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу п/п.
При преобразов.стр-ры эк-ки предстоит усоверш. межсектор., межотрасл. и межрегион. пропорции:
Перед сис-мой гос. регулир. возник. новые задачи:
Принципы структурн.преобразов.
•многоукладн. эк-ки, равные усл. хоз-ния всем юр. и физич. лицам;
•концентрац. рес-в на эффектив. использ.;
•постепен. трансформация отношений собс-ти, развитие предпр-ства, либерализация всех видов эк. деят.;
• переход на инновац. путь разв-я эк-ки;
• соц. ориентация перспективной стр-ры эк-ки, ускорен. развитие сферы услуг;
•приоритет разв-я наукоемк., высокотехнологич., конкурентоспособ., экспортоориентир. и импортозамещающ. нересурсоемк. отраслей и производств с высок. долей добавленной стоимости;
•учет факторов глобал-ции эк-ки, регион. интеграц. в первую очередь с РФ и СНГ;
•гармонизац. разв-я круп. произ-ва (создание нац. и вхожд. в транснацион.корпоратив. стр-ры) и малого предприним-тва;
•обеспеч. рациональн. использ. природно-эк., демографич. и др. местн. рес-ов;
• комплексн. разв. Производительных сил страны и ее регионов;
• экологизация эк-ки, сохранение окруж. среды для нынешнего и будущ. поколений;
• рациональн.сочетание сис-мы гос. регулир. и рыноч. саморегулир., гос.поддержки наиб. эффектив. п/п.
Опыт многих стран свидетельст. о необход. примен. различ. стратегий структурных преобразов.: стратегии использ. местных прир. рес-сов с привлеч.иностр. инвестиций и последующее направл. получение доходов на разв-е др. отраслей; стратегии «преследования», ориентир. на освоение конкурентоспособ. прод-ции развит. стран, но с более низк. ценами; стратегии «передовых рубежей», разработ. и созд. нов. продуктов и технологий на основе достижения НТП.
Целесообраз. отрасли подразделить на группы:
1. Отрасли и произ-ва по использ. региональн. фактор. усл. и рес-ов; ввозим. рес-ов(специализир. отрасли и произ-ва АПК:животновод. и др.;лесн., деревообраб. и др.; хим. и нефтехим. пром-ть; транспорт). Направл. структур. перестройки: наращ. объем. пр-тва конкурентосп. прод-ции путем модерниз. пр-тва, внедр. прогрессив. технолог. и техники, привлеч. ПИИ.
2. Традици. отрасли пром-ти, обладают большим науч.-технич. потенциалом и способность. в относительно коротие. сроки повысить ур. конкурентоспособ. выпускаемой прод-ции и создать ее нов. виды, соответствовать потребительским св-вам мир. и внутр. рын., но нуждающиеся в гос. поддержке (трактор. и с/х машиност., автомобилест., станкост., и т.д., черн. металлург., легк. пром-ть). Направл. структур. перестройки: модерниз., переспециализ. пр-ва на осн. соврем., в т.ч. заимствов. технологий и закупки нов. оборуд., выпуск нов. конкурентосп. видов прод-ции.