Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 23:55, контрольная работа
Вопрос №5. Рынок: Сущность, функции и структура. Основные факторы рыночного саморегулирования.
Вопрос №19. Мировая валютная система. Валютный курс.
Вопрос №29. Рассчитайте сумму реальной заработной платы, если номинальная зарплата составила 4560 руб., а цены за месяц в среднем выросли на 2,1%.
Вопрос №5. Рынок: Сущность, функции и структура. Основные факторы рыночного саморегулирования.
Можно дать несколько определений рынка.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом.
Функции рынка
Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным..
Структура рынка
В основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль пены разная. Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур.
Рынок чистой конкуренции
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:
имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;
товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;
все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;
отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;
все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;
ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).
Рынок чистой монополии
Рынок чистой монополии характеризуется следующими чертами;
наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы);
товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него;
отсутствие как потенциальной, так и скрытой конкуренции;
наличие барьеров для входа в отрасль, среди которых можно назвать: наличие исключительного юридического права заниматься данным видом деятельности, контроль единственной фирмы над специфическим ресурсом, используемым при производстве товара, экономические преимущества крупного производства, защита производства товара патентом;
покупателей товара может быть либо один, либо несколько, либо множество;
фирма полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цену, но, изменяя объемы производства и цены, монополист должен учитывать реакцию потребителей.
Ценовая дискриминация — это установление разных цен на один и тот же товар, при этом различия в ценах не связаны с затратами. Цель ценовой дискриминации — использование всех возможностей для установления максимальной цены на каждую единицу товара. Ценовой дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция характеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции:
наличие множества фирм, как правило, мелких, при этом крупные фирмы, если они есть на рынке, не имеют преимуществ перед мелкими фирмами;
выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара (отметим, что под разными товарами подразумеваются продукты: с разными потребительскими свойствами; кажущиеся почему-либо разными потребителю; продаваемые в различных условиях, а также по-разному рекламируемые);
вход на рынок и уход с него свободны, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта, которая создает для фирмы преимущества, защищает ее от конкурентов, приносит ей дополнительную прибыль, а для рынка страны — многообразие товаров, однако изоляция сегмента рынка одного и того же товара не абсолютна (фирме приходится считаться с конкуренцией товаров, похожих на собственные, спрос на дифференцируемые товары высокоэластичен — повышение цены на один из них сразу приведет к переключению покупателей на другой);
фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.
Олигополистический рынок
Олигополистический рынок, который является самым распространенным рынком в современной экономике, характеризуется следующими чертами:
на рынке действует небольшое число крупных фирм (формально считается: четыре крупные фирмы, производящие более половины всей выпускаемой продукции), но могут присутствовать и мелкие фирмы;
продукты могут быть стандартизированными (цемент, газ и т, п.) и дифференцированными (автомобилестроение);
фирмы-олигополисты обладают высокой степенью контроля над рынком (над объемами производства, ценами).
Рыночное саморегулирование
Рыночное саморегулирование — автоматическое воздействие рыночного механизма взаимодействия спроса и предложения, конкуренции на формирование цен, объемов производства и продаж товаров, уровень потребления, эффективность производства и качество работы. Рыночное саморегулирование не всесильно, не носит всеобщего характера, должно дополняться государственным регулированием, управлением со стороны менеджеров, реакцией общества, семьи, человека. Существует 3 взаимосвязанных фактора рыночного саморегулирования.
а). Рыночные цены
б). Спрос и предложения товаров.
в). Конкуренция.
Рыночная цена - это фактические цены свободно складывающиеся на рынке соответствие со спросом и предложением товара.
Спрос – эта платежная потребность в определённых товарах. Он изменяется тем количеством продуктов которые потребители готовы и в состоянии купить по определённой цене втечение определённого периода.
Предложения – это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определённой цене, втечение опредёленного времени. Конкуренция – представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товара.
Вопрос №19. Мировая валютная система. Валютный курс.
Мировая валютная система
Мировая валютная система - это совокупность валют, правил и норм их использования и взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты при межгосударственных, межрегиональных (например, между ЕЭС и США) расчетах. Эти расчеты немыслимы без налаженной системы валютных отношений, которые обслуживают различные виды хозяйственной деятельности (внешняя торговля, вывоз капитала, предоставление займов, научный обмен, туризм и пр.) связанной с функционированием мировых денег. Цель моей работы состоит в том, чтобы показать, что формирование мировой валютной системы, очень нелегкий процесс, на него влияют все макроэкономические показатели. Развитие мировой валютной системы – это непрерывный процесс, т.к. какой бы совершенной не была модель мировой валютной системы, в ней всегда найдется то, что необходимо исправить или заменить. Формы мировых денег с течением времени менялись, изменялись и условия международных расчетов. Одновременно возрастала значимость системы мирового денежного обращения и повышалась степень ее относительной самостоятельности. Вслед за этим наступает период, когда валютная система в определенных пределах соответствует условиям и потребностям экономики. Это ведет к относительно эффективному использованию этой системы. Однако эта относительная стабильность не исключает возникновения локальных кризисов всей системы. Этапы эволюции мировой валютной системы. Система «золотого стандарта». Официальное призвание эта система получила на конференции в Париже в 1821 г. Основа – золото, за которым законодательно закреплялась роль главной формы денег. Курс национальных валют жестко привязывался к золоту и через золотое содержание валюты относился друг с другом по твердому курсу; отклонения от фиксированного курса были незначительными ( не более +/- 1% ) и находились в пределах «золотых точек»-максимальных отклонений курса валюты от установленного паритета, определявшихся расходами на транспортировку золота за границу. Внутри данной системы выделяются три разновидности: золотомонетный, золотослитковый, золотодевизный стандарт. Золотомонетная валютная система. Золотомонетная валютная система - первая мировая система - была стихийно сформирована в XIX веке после промышленной революции, на базе золотого стандарта. Юридически же она была оформлена международным соглашением на Парижской конференции в 1867 г. В основу Парижской валютной системы были положены следующие принципы: 1. Она основывалась на золотомонетном стандарте. 2. Каждая из национальных валют имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием устанавливались золотые паритеты. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото. 3. Установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложения, ограниченный «золотыми точками»: если рыночный курс валюты становился ниже паритета, основанного на золотом содержании, то становилось выгоднее платить по внешним обязательствам золотом. В этих условиях золото выполняло все функции денег. Поэтому денежная и валютная системы, как в национальных рамках, так и в мировом масштабе были тождественны
Валютный курс.
Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.
Понятие «обмен валюты» связано с такой ее характеристикой, как конвертируемость. Степень конвертируемости валюты определяется механизмом государственного регулирования валютных операций. Валюту называют свободно конвертируемой, если в стране этой валюты к резидентам и нерезидентам не применяют какие-либо ограничения на осуществление валютных сделок, и неконвертируемой, если в стране этой денежной единицы действуют законодательно установленные ограничения почти на все виды операций с ней. Частично конвертируемой считается валюта стран, в которых действуют ограничения и регламентации на некоторые виды обменных операций или для некоторых участников этих операций. Свобода конвертации валюты должна опираться на экономическую стабильность страны, то есть одного законодательного разрешения обмена валюты недостаточно, необходимы доверие к валюте и оценка экономической состоятельности страны. Таким образом конвертируемость — это способность валюты свободно обмениваться на другие валюты и обратно на национальную валюту на валютных рынках. Фиксация валютного курса осуществляется или согласно золотому паритету (гарантированному золотому содержанию национальной денежной единицы), или по международному договору. При классическом золотом стандарте, то есть при свободном размене валют на золото в центральном банке, валютный курс устанавливается в пропорциях к его золотому содержанию.
В той или иной степени правительство страны устанавливает официальные обменные курсы (т. н. учетные), регулярно публикующиеся в специальных бюллетенях. В России официальный курс рубля устанавливается Центральным Банком РФ для использования в расчетах доходов и расходов государственного бюджета, всех видов платежно-расчетных отношений государства с организациями и гражданами, а также целей налогообложения и бухгалтерского учета.
Фиксирование национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой. Принято различать прямую и обратную (косвенную) котировку. Прямая котировка — это цена иностранной валюты, сложившаяся на национальном рынке. Она показывает количество валюты-измерителя, приходящегося на единицу котируемой валюты. Обратная (косвенная) котировка отражает количество единиц котируемой валюты, приходящееся на единицу валюты-измерителя. Курс одной валюты по отношению к другой может быть определен также через третью валюту. В этом случае он называется кросс-курсом. Необходимость в таких котировках возникает в тех случаях, когда объем прямых обменных операций между двумя валютами относительно мал, и, следовательно, не складываются достаточно представительные прямые котировки. Кроме того, даже при наличии надежных прямых котировок расчет кросс-курса может дать несколько отличную величину курса. При наблюдении за уровнем валютного курса фиксируют два курса: