Контрольная работа по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

1.Доход, прибыль и рентабельность деятельности торгового предприятия.
2.Ценообразование: основы, виды цен и порядок их формирования на предприятии.
Задача № 1.

Работа содержит 1 файл

экономика.docx

— 37.57 Кб (Скачать)

1.Доход,  прибыль и рентабельность  деятельности торгового  предприятия. 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль, рентабельность. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия любой организационно-правовой формы представлен в виде прибыли или убытка. Обобщающим результативным показателем производственно-финансовой  деятельности предприятия и источником финансовых накоплений является прибыль.В условиях рыночной экономики прибыль является: 
- Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов; 
- Источником самофинансирования развития предприятия; 
- Основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия; 
- Источником удовлетворения материальных интересов трудового коллектива и собственника предприятия.      Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия.       Прибыль - это основной многозначный оценочный показатель результатов работы предприятия в условиях становления и развития рыночного механизма хозяйствования, в связи с чем, прибыль является одним из важнейших элементов управления.      Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемых в предприятиях, отраслях экономики; это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности предприятия.Развитие предприятия на основе самофинансирования полностью зависит от величины получаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллективов, выплаты отдельных видов материального поощрения работников, дивидендов акционерам и т. п.  Прибыль (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия бывает: Чистая – это та часть валовой (балансовой)  прибыли,которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.Налогооблагаемая – это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. 
 Прибыль является сложной категорией и классифицируется по источникам происхождения и образования, по назначению, видам предпринимательской деятельности и другим критериям. На основе изучения этой проблемы можно сделать вывод о том, что слагаемыми балансовой (валовой) прибыли (убытка) являются:  
• прибыль (убыток) от реализации продукции (выполнения работ и оказание услуг);  
• прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;  
• доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по внереализационным операциям.       Торговые надбавки (доход от торговой деятельности) используются предприятиями для возмещения издержек обращения и других затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности и образованием прибыли от реализации. Тем самым предприятия обеспечивают самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности и создают условия для самофинансирования в предстоящем периоде (создавая фонды развития материально-технической базы, пополняя собственные оборотные средства и т. п.). При исчислении прибыли от реализации товаров за отчетный период из доходов (совокупной величины торговых надбавок) вычитают не любые затраты торгового предприятия, а лишь те, которые относятся к издержкам обращения, и если их разрешено включать в себестоимость реализации товаров (действующими нормативными актами и законодательством). Это позволяет обеспечить единый подход к определению прибыли от реализации товаров (услуг) и объективно отразить ее величину в отчетности. Из определения прибыли от реализации товаров (услуг) очевидно, что ее величина зависит от цены реализации и закупки товаров, издержек обращения, размеров НДС (рассчитываемых торговыми предприятиями) и объема товарооборота.  
 Каждое предприятие должно четко представлять цели анализа сегмента экономики и определять перечень задач, решение которых позволит достичь поставленных целей. Одновременно устанавливается перечень показателей, которые должны изучаться. Этот перечень систематически уточняется с учетом происходящих изменений в экономике страны, отрасли, предприятия. Целями данного анализа является оценка конечных финансовых результатов деятельности предприятия, изучение основных причин их изменения в динамике и по сравнению с аналогичными показателями по отрасли в данном регионе, в целом по стране и с показателями предприятий-конкурентов. Очень важно также при анализе выявить резервы увеличения прибыли (преодоления убыточности - если это имеет место в деятельности предприятия), повышения рентабельности и определить конкретные меры по их использованию в текущей деятельности и перспективе.  
Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи:  
• оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли;  
• в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся ситуации;  
• рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации;  
• изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности;  
• выявляют, какая часть доходов используется на возмещение издержек обращения, налогов и образования прибыли;        
• исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике;  
• выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы;  
• изучают направления использования прибыли и оценивают, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности.  
Анализ доходов и финансовых результатов носит комплексный характер и состоит из следующих этапов: оценка общей, валовой (балансовой) прибыли за отчетный период и в динамике; факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг; изучение показателей рентабельности и факторов, оказавших влияние на их изменение; определение мер по преодолению убыточности (оптимизация объемов продаж, издержек обращения и использование других мер по выходу из кризиса).  
К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится: 
- рентабельность капитала; 
- рентабельность продукции; 
- рентабельность активов (фондоотдача). 
Рентабельность является основным показателем экономической эффективности торгового предприятия. 
Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определенный период.  Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: 
1) объем товарооборота; 
2) издержки обращения; 
3) средняя стоимость основных и оборотных средств;  
4) расходы на оплату труда и т. п. 
Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей социально-экономической эффективности деятельности предприятия. 
Показатели рентабельности: 
1. Прибыль (П). 
2. Рентабельность экономического потенциала. 
3. Рентабельность затрат. 
4. Рентабельность товарооборота. 
5. Рентабельность расходов на оплату труда. 
6. Рентабельность основных фондов. 
7. Рентабельность оборотных средств. 
8. Рентабельность функционирующего капитала. 
9. Доля прибыли в чистой продукции. 
10. Доля прибыли в чистой продукции. 
11. Розничный товарооборот (Т). 
12. Валовой доход (ВД). 
13. Валовой доход, остающийся в распоряжении (ВДрасп). 
14. Чистая продукция (ЧПр). 
15. Стоимость экономического потенциала (ресурсов предприятия). 
В том числе: 
- среднегодовая стоимость основных фондов; 
- среднегодовая стоимость оборотных средств; 
- сумма средств на оплату труда (фонд заработной платы). 
16. Среднегодовая стоимость функционирующего капитала. 
17. Издержки обращения (ИО).         Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущихзатрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияетна уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяетэффективность торговой сделки по товарам.Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых напредприятии работников, характеризует эффективностьиспользования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчетена одного работника. Наряду с этим показателем определяются величинываловой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплатутруда с учетом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (насоциальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фондмедицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражаетразмеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчете на 1 тыс. руб.средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньшечисленность персонала предприятия, тем, естественно, больше прибылиприходится на одного работника, что свидетельствует о повышенииэффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляетсяпринцип: с меньшей численностью работников — больший эффект. Кроме того,имеется возможность определить зависимость достигнутых результатовхозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждогоработника.                                                                                                                                                  
2.Ценообразование: основы, виды цен и порядок их формирования на предприятии.

      Цена – фундаментальная экономическая категория, в которой пересекаются и взаимосвязаны практически все основные элементы экономики, проблемы развития общества в целом. В первую очередь, это относится к производству и реализации товаров, оказанию услуг, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода. 
В отличие от цены,Ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен. Представляется, что в силу многогранности ценообразования и влияния на него многих составляющих, целесообразно рассматривать данный процесс в совокупности, другими словами предметом дальнейшего изучения должен стать механизм ценообразования, целью которого и основополагающим предметом исследования является цена, а объектом – товар.   В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.   Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.           В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:          1.оптовые цены на продукцию промышленности;    2.цены на строительную продукцию;       3.закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;    4.тарифы грузового и пассажирского транспорта;    5.розничные цены;         6.тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; 7.цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).         Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.        Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.Получение прибыли – главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли. Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.        Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).         Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.       По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.          Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС.     Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).      Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве.    Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС).            Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата заразличного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата за квартиру, телефон и пр.Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС.             Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.

Аукционная  цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях. Договорная (контрактная) цена –  это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.

Важное место среди  различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам  и ценообразованию, в которых  отражаются все стороны его экономической  деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.В условиях рыночных отношений цена выступает  как связующее звено между  производителем и потребителем, как  механизм обеспечения равновесия между  спросом и предложением.Отправной точкой для ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции товаров (услуг) и получения прибыли с учетом уплаты налогов в государственный и местный бюджеты, последующими затратами на воспроизводство. Решение подобной задачи возможно при помощи формирования цены на производимую предприятием продукцию. Решение задачи требует принять во внимание различные факторы и обстоятельства, действующих зачастую противоречиво и неоднозначно. В итоге, прибыль предприятия (m) можно выразить как функцию цены (р), издержек производства (с) и количества проданных товаров (q):m=f(p-c)*q.         Рыночная цена на аналогичную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эту продукцию. Последняя, из-за отличий между предприятиями-производителями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала разнится для каждой группы товаров, для каждой отрасли.Из этого следует, что те предприятия, где издержки производства равны общественным издержкам или ниже, получают прибыль, а те, у которых издержки производства выше, теряют часть индивидуальной стоимости товара, произведенного на них, и в конечном итоге разоряются. Это означает, что величина издержек производства для предприятия является нижним пределом устанавливаемого уровня цены, ниже которого продажа продукции будет убыточна.Основным фактором, влияющим на формирование цены, будет выступать цена услуг у конкурентов. При этом не менее важным фактором является качество услуг конкурентов.Если качество услуг аналогично качеству у конкурентов, предприятие вынуждено устанавливать цену, близкую к цене конкурентов, иначе в противном случае оно столкнется с проблемой снижения объемов сбыта. Если предприятие сферы сервиса предоставляет услуги относительно низкого качества, оно не может устанавливать такую же, или большую цену, чем конкуренты. Большая цена может быть установлена только в случае более высокого, по сравнению с конкурентами, качества своей услуги.     Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:   сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.     Ценовая политика– это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения, поставленных целей хозяйственной деятельности. 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Задача  № 1.         Определите сумму и уровень издержек обращения на 4 квартал по торговому предприятию на основании данных: В 3 квартале товарооборот составил 450,0 тыс. рублей, издержки обращения – 58 тыс. рублей. В 4 квартале предполагается увеличить товарооборот на 3 %, уровень издержек обращения сохранить на уровне 3 квартала.      

      т/о1 – 450 тыс. руб.   Определить: сумму и уровень ИО2  ИО 1 – 58 тыс. руб.           т/о2 = т/о + 3%           уровень ИО1 = ур. ИО2

      Решение:

1).Определяем т/о 2:           т/о1 х 100+3%/100 =450х1,03=463,5 тыс.руб.  

2).Определяем величину т/о1без НДС в 3 квартале:т/о1 х 100 - 18/100=450х0,82 = 369 тыс. руб.    

3).Определяем уровень ИО1 в 3 квартале: ИО1/т/о1 – НДС = 58/369 = 15,7%

4).Определяем издержки обращения в 4 квартале: 463,5х15,7/100=72,7 тыс. руб.

 Ответ : Сумма ИО в 4 квартале = 72,7 тыс. руб.       Уровень ИО1 = Ур.ИО2 = 15,7 %               
 
 
 
 
 
 
 

    Задача  № 2.         Определите балансовую и налогооблагаемую прибыль по розничному предприятию за отчётный год по данным бухгалтерского учёта :  валовый доход – 1236,6 тыс. руб.       издержки обращения – 698,2 тыс. руб.      представительские расходы – 9,6 тыс. руб.     ставка НДС в соответствии с законодательством.   Нормы расходов на представительские расходы устанавливаются в процентах к валовому доходу, включая НДС.    

Валовый доход – 1236,6 тыс. руб. Определить : балансовую и налогооблаг.      прибыль.  ИО – 698 тыс. руб.   Представит. расходы – 9,6 тыс. руб    НДС – 18 %

     Решение:

1).Нормы расходов на представит.расходы принимаем на уровне 12 от валового дохода, т.е.нормативная их величина составит: 1236 тыс. руб х 0,01 =12,36 тыс. руб., представит.расходы (9,6 тыс. руб.) меньше нормативных (12,36 тыс. руб.), вся их величина будет включена в издержки обращения, и в этом случае, балансовая прибыль будет равна налогооблагаемой.  2).Определить валовый доход без НДС : 1236,6х100-18/100=1014,0 тыс.руб.3).Определяем балансовую прибыль : 1014,0-(698,2+9,6)=306,3 тыс.руб.

Ответ: балансовая прибыль= налогооблагаемая прибыль = 306,2 тыс.   руб. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1).«Экономика торгового предприятия»  (редактор Гребнев А. Н), М.: издательство Экономика, 2006.

2). Баскакова О.Б. «Экономика организации (предприятия)». Учебное пособие, М.: издательская группа Дашков и КО, 2008.

3). Сафронов Н. А. «Экономика предприятия». М.: «юрист», 2002.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике предприятия"