Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:12, контрольная работа
Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников. Развитие финансово-промышленных групп становится перспективным путем формир
Западная форма
Другой источник повышения эффективности деятельности – привлечение относительно недорогих финансовых ресурсов. Поэтому промышленные и торговые компании нередко владеют банками или финансовыми компаниями.
ФПГ представляют собой
объединение крупных фирм олигополистического
типа. Между ними развиваются отношения
экономической и финансовой взаимозависимости,
ведутся разделение труда и его координация.
ФПГ – это финансово-индустриалъно-
С организационной точки зрения отметим разноплановость в подходах формирования ФПГ. Образование групп осуществляется разными путями.
Первый – разделение фирм на несколько самостоятельных компаний.
Второй из важных путей – отпочкование какого-либо подразделения от материнской компании; делается это обычно для того, чтобы избежать недугов крупного бизнеса (организационного разбухания).
Третий путь – слияние
и поглощение компаний, в ходе чего
одна из них (головная фирма) овладевает
контрольным пакетом акций
Выбор варианта определяется спецификой экономического уклада той страны, где осуществляется данный процесс, а также законодательной и нормативной базой. Кроме того, транснациональный характер ФПГ, когда у многих участников группы филиалы функционируют в странах с другими условиями налогообложения.
На уровень налогообложения влияют организационно-правовая форма предприятия, его место расположения, методы ведения бухгалтерского учета, налоговые ставки. Наиболее распространенным налогом является НДС.
Существенная особенность японских ФПГ – в финансировании из главного банка. Внутригрупповые сделки проводятся через генеральную торговую компанию, которая продает продукты, производимые компаниями-членами группы, и покупает сырые материалы. Если участником становится тот, кто предлагает наиболее низкие цены, то по взаимному соглашению сначала определяется контрагент, а потом уже вырабатываются условия сделки. Поскольку при деловых операциях по взаимному соглашению корпорация все время имеет дело с заведомо определенными контрагентами, межфирменные сделки приобретают долговременный, постоянный характер. При гарантированных долговременных деловых связях корпорации могут осуществлять долгосрочные инвестиции, заниматься техническими разработками совместно с партнерами.
Сердцевину ФПГ Японии образуют банки и генеральные торговые компании. В японских ФПГ существуют компании, учрежденные совместно всеми членами, например, для развития нефтяных источников за рубежом, для решения задач информационной технологии, космической связи. Участники группы используют общий информационный потенциал.
Примечательной чертой японских ФПГ является их «вложенность».
Зарубежный опыт позволяет выделить основные преимущества практики формирования и функционирования финансово-промышленных групп:
– ускорение создания ФПГ как формы концентрации финансово-промышленного капитала, что обуславливается снижением рисков, созданием маркетинговых структур, которые посредством прогнозирования реализации продукции способствуют упрочнению и расширению сегмента на рынке;
– достигается сокращение общественных затрат труда, так как с использованием достижений НТР и ускоренной реализацией инновационных проектов в рамках ФПГ упрощается создание и продвижение на рынок новых продуктов;
– происходит существенная минимизация финансовых издержек за счет большей доступности кредитов, их обеспеченности, более высокой степени маневрирования капиталов, ускорения оборачиваемости;
– возникает возможность создания центров прибыльности, внутрифирменных центров расчетов, что ведет к минимизации налоговых платежей, увеличению размера дивидендов, стоимости акций, и, таким образом, к повышению имиджа и значения ФПГ;
– повышается инвестиционная способность как в количественном, так и в качественном разрезах, способная составлять конкуренцию на международном уровне. Таким образом достигается главная цель – повышение рентабельности собственного капитала и снижение затрат;
– оптимизируется величина налоговых платежей вследствие учета национальных особенностей налоговых систем государств, на территории которых осуществляют деятельность участники ТНК – ФПГ;
– совокупность оптимизации вышеизложенных фактов прямо отражается на величине и направлениях денежных потоков, способствуя увеличению оборота, а, соответственно, эффективности капитала.
При наличии положительных моментов, существуют и отрицательные стороны:
– создание и функционирование крупных ФПГ ведет к монополизации рынка, и, как следствие, существует достаточно большое ограничение на деятельность ФПГ со стороны государства, что уменьшает возможности получать сверхприбыли;
– отмечаются трудности в управлении совокупным акционерным капиталом, происходит бюрократизация управления, усугубляются противоречия между менеджерами и собственниками;
– увеличивается асимметрия информации о движении капитала и его стоимости, что в потенциале грозит неблагополучными последствиями для фондового рынка, что собственно и произошло в азиатских странах;
Ускоренное создание ФПГ является объективным, закономерным процессом зарождения и развития форм и методов формирования финансового капитала с учетом коренных изменения, произошедших в конце XX века в области внешнеэкономических связей и международного разделения труда.
Таким образом, образование
ФПГ – является общемировой тенденцией
экономики, позволяющей достигнуть
ускорения экономического роста, сокращения
общественно необходимых
Тщательный анализ и
использование приемлемых моментов
зарубежного опыта может
54. Принципы оценки экономической эффективности производства.
Определение эффективности производства начинается с установления критериев эффективности, т.е. главного признака оценки эффективности, раскрывающего его сущность. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат исходя из поставленных целей развития предприятия. Такими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.п.
При всем многообразии этих
целей доминирующим становится достижение
наилучших экономических
Расчетные значения нормы прибыли могут изменяться в зависимости от:
- структуры капитала;
- уровня прогнозируемых цен • на продукцию;
- объема спроса и других факторов;
Выбранный критерий эффективности производства в виде нормы прибыли на капитал применяется как для сравнения различных вариантов развития предприятия, так и для оценки единственного варианта рынком. В соответствии с принятым критерием определяются конкретные показатели эффективности производства, отражающие основные характеристики затрат и результатов.
В международной практике
обоснования эффективности
- чистая текущая стоимость;
- рентабельность капитала;
- внутренний коэффициент эффективности;
- период возврата капитальных вложений;
- максимальный денежный отток;
- точка безубыточности.
Показатель чистой текущей стоимости определяется как разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Обычно чистая текущая стоимость рассматривается как норма инвестирования капитала, подтверждающая целесообразность осуществления капитальных вложений.
Рентабельность капитала – это отношение чистой прибыли (за вычетом налогов) к собственному капиталу. В условиях рынка рентабельность капитала характеризует минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем рентабельность продукции.
Внутренний коэффициент
эффективности представляет собой
такое пороговое значение рентабельности
капитала, при котором становится
возможным равенство притоков-
Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложений. Показатель срока окупаемости характеризует интенсивность возврата затраченных средств на определенном интервале времени после их вложения.
Максимальный денежный отток – это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.
Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства. Дальнейшее увеличение объема продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные).
Развитие любого производства всегда требует определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени – начальному или конечному, т.е. к началу осуществления или к моменту завершения проекта.
Другим не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия.
К экономическим методам регулирования рентабельности предприятия относится
рентабельность капитала;
рентабельность продукции;
рентабельность активов (фондоотдача).
На основе прибыли рассчитываются относительные показатели:
- рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов;
- фондоотдача (выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов);
- фондоемкость (среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции);
- рентабельность продаж (оборота).
-прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;
• рентабельность основного капитала;
• рентабельность собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.
Важным показателем является, и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия и оборачиваемости основного капитала.
Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.