Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:24, контрольная работа
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии, которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская государственная юридическая академия
Факультет сокращенных образовательных программ
Кафедра экономических теорий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Экономика»
Вариант№ 2
Выполнила:
г. Екатеринбург
2012
1. Рассмотрите основные этапы развития экономической теории. Охарактеризуйте
современные школы и направления экономической науки.
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии, которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономические школы
Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы |
Период развития |
Представители |
Меркантилизм |
16-17 вв. |
Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы |
18 век. |
Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика |
конец 18 — 1-я пол.19 вв. |
Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм |
2-я пол. 19 — 20 вв. |
Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория |
конец 19 — начало 21 вв. |
Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство |
20 — начало 21 вв. |
Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм |
20 — начало 21 вв. |
Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм |
20 — начало 21 вв. |
Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантилизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего
меркантилизма — увеличение денежного
богатства законодательным
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать, больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
Классическая школа политэкономики
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма
Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.
С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, регулируюмую из центра.
Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.
Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда, в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.
Маржинализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К. Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.1
Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются:
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений.2 Стоимость любого блага или товара зависит от его предельной полезности для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:
Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское
направление экономической
Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Экономическая школа Институционализма
Исследование всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.
Характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.
Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.
Представители школы институционализма:
Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)
Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
По его мнению, микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.
2. Дайте понятие инфляции. Перечислите ее виды. Укажите социально-экономические последствия
Инфляция – это обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота. Инфляция находит свое выражение, в росте товарных цен.
Ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, называется стагфляция. В экономике может происходить и снижение общего уровня цен, которое не носит сезонного характера, называется дефляцией.
В зависимости от критерия инфляции, виды инфляции многообразны.
Виды инфляции в зависимости от ее критериев.
Критерии инфляции |
Виды инфляции |
Среднегодовой прирост цен |
Нормальная («ползучая») – 5% в год Умеренная – 10% в год Галопирующая – 20-200% в год Гиперинфляция – 50% в месяц |
Степень сбалансированности роста цен |
Сбалансированная – умеренный рост цен и одновременный на большинство товаров Несбалансированная – различные темпы роста цен на различные товары |
Характер прогнозируемости |
Ожидаемая Неожидаемая |
Характер инфляционного |
Открытая – сопровождается постоянным повышением цен Подавленная – сопровождается всеобщим государственным контролем |
Инфляция оказывает
Небольшие темпы инфляции («ползучая инфляция») современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, так как это содействует росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры.