Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:07, контрольная работа
Исследования российско-американские отношений имеют огромное значение. США остаются, и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении.
Введение……………………………………………………………………3
Внешнеполитические отношения России и США………………………4
Основные направления экономических отношений
России и США……………………………………………………………………7
Заключение……………………
России и США……………………………………………………………………7
Исследования российско-американские отношений имеют огромное значение. США остаются, и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительно ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых не западных центров силы (прежде всего Китай), именно «американский вопрос» будет оставаться одним из самых важных для России при формировании вешней политики в первой половине XXI в.
Актуальность
изучения российско-американских отношений
в первую очередь в том, что
эти отношения оказывают
Итак,
рассмотрим основные моменты внешнеполитических
и внешнеэкономических отношений России
и США.
Внешнеполитические отношения России и США.
После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем Советского Союза. Россия унаследовала постоянное место в Совете Безопасности ООН. Министерство иностранных дел России возглавил Андрей Козырев. Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но ненадолго.
Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США.
С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001г. в США, Россия присоединилась к антитеррористической коалиции возглавляемой США рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада. С другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью, защиты от «стран-изгоев».
В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и США охватила всё постсоветское пространство.
К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны.
Под
предлогом развития демократии США
финансируют некоторые
2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской». По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США,
приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.
В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт о поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США
В июле 2007 сенат США утвердил поправку к закону о военных расходах на 2008 год, согласно которой создание системы ПРО будет являться официальной государственной политикой США, а система ПРО будет официально создаваться для противодействия ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана. Утверждение произошло практически единогласно. А уже 14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России. В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации».
В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии. Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.
Можно
сказать, что российско-американские внешнеполитические
отношения сегодня по-прежнему напоминает
повестку дня советско-американских отношений,
и стороны все в большей степени занимаются
поиском и решением вопросом, имеющих
в лучшем случае минимальное отношение
к реальным вопросам безопасности и международной
стабильности сегодняшнего и завтрашнего
мира.
Основные направления экономических отношений России и США.
Россия, хотим ли мы этого или не хотим, вовсе не соперничает с Америкой в экономической сфере. В целом, экономические связи России и США имеют второстепенное значение для Москвы и третьестепенное значение для Вашингтона. На долю Соединенных Штатов приходится примерно 5,5 процента российской внешней торговли - в несколько раз меньше, чем на долю Европейского союза и стран СНГ. Американские частные инвестиции более заметны, но в целом играют мизерную роль в российской экономике. В целом доля России в американской внешней торговле и зарубежных инвестициях – около одного процента. Даже по самым оптимистическим расчетам она вряд ли сможет достичь в обозримом будущем хотя бы четверти объема соответствующих экономических связей между США и Китаем.
В экспорте России в США преобладают сырье и товары первичной переработки - алюминий, черные металлы, никель, драгоценные камни; в импорте - мясо и мясные субпродукты, оборудование. Министерство торговли США не включило Российскую Федерацию в список 10 «нарождающихся рынков», в отношении которых проводится соответствующая политика. Неоправданно затянулось предоставление России статуса страны с «переходной экономикой». Растет список российских товаров, облагаемых антидемпинговыми пошлинами. Лишь в узкой сфере торговли оружием и технологиями двойного назначения Россия обладает какой-то конкурентоспособностью. Но эта область вряд ли играет приоритетную роль для современной экономики где, бесспорно, доминирует невоенная продукция.
Но есть и несколько положительных моментов. Несколько российских компаний уже добились определенных успехов в продвижении своей продукции в Соединенные Штаты. Например, ОАО «Нижнекамскнефтехим», поставляющее синтетический каучук, неанол и другие химические товары, открыло свое представительство в США. Активно продвигают товары Одинцовская шоколадная фабрика «Коркунов», часовой завод «Восток», компания «Вимм-Билль-Данн», осуществляющая поставки соков. Достаточно прочные позиции на рынке морепродуктов удерживают российские экспортеры с Камчатки и Дальнего Востока. Расширяют поставки продукции некоторые ликероводочные заводы, расположенные в различных регионах России (Москва, Самара, Тула, Калуга, Псков и др.).
Успешно реализуется программа поставок готовых изделий в рамках производственной кооперации ОАО «Корпорация «ВСМПО-Ависма» с корпорацией «Боинг». В ноябре 2004 г. эти корпорации заключили соглашение о стратегическом партнерстве, расширении сотрудничества и долгосрочных партнерских отношениях. В настоящее время практически все поперечные балки, являющиеся основой для шасси самолетов семейства Боинг-777, изготавливаются в России, а доля российского титана в самолетах данного концерна составляет около 20%.
Следует отметить, что ведущие международные рейтинговые агентства “Мудис”, “Фитч” и позднее “Стэндард энд Пурз” повысили рейтинг России до уровня «инвестиционный». Кроме того, на заседании Рабочей группы по экспортным кредитам и экспортным гарантиям ОЭСР, состоявшемся в январе 2007 г., было принято решение о переводе России из четвертой группы по уровню рисков в более привлекательную для инвесторов третью группу. Это должно способствовать преодолению выжидательных настроений среди ряда потенциальных американских инвесторов, все еще опасающихся вкладывать средства в российские проекты. Американские компании проявляют интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России, обладающими крупными запасами полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) или являющимися центрами концентрации предприятий химической, металлургической, авиакосмической, автомобильной и пищевой промышленности.