Контрольная работа по "Экономика общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Содержание

Коротко ответить на каждый вопрос 3
Решить задачи ……………………………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………………11

Работа содержит 1 файл

Манакова О.А.Эконом.общ.сектора_вариант 7.docx

— 33.98 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

НОУ ВПО НОВОСИБИРСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика общественного сектора

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнил: студент 3-го курса

                                                                  Факультета заочного                     

                                                                  обучения

                                                           Манакова Олеся Андреевна

                               Проверил:

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

Содержание

 

Коротко ответить на каждый вопрос 3

Решить  задачи ……………………………………………………………………….9

Список  литературы…………………………………………………………………11 

Коротко ответить на каждый вопрос

1. Приведите определение общественного  сектора экономики

Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

Государственный сектор экономики  представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Некоммерческий сектор экономики, или так называемый третий сектор, включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Во многих странах государственный  сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан –  членов общества, поэтому государственный сектор экономики и называют общественным сектором. В рамках настоящего учебника мы будем использовать термины «общественный сектор» и «государственный сектор» как синонимы, понимая, что между ними есть некоторые различия.

2. Приведите примеры прямых и  косвенных налогов

Прямой налог – налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся  на реальные и личные налоги.

К числу прямых налогов  относятся: подоходный налог, налог  на прибыль предприятий (корпораций, организаций и т. п.); налог с  наследства и дарения, имущественный  налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.

Косвенный налог – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

Основные виды косвенных  налогов:

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги.

Налог на добавленную стоимость — вид косвенного налога; форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Таможенная пошлина — вид косвенного налога в виде взноса (платежа) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета.

3. Каковы перераспределительные эффекты налогообложения

Налогообложение по внешним признакам можно определить как совокупность философских, экономических и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости, выражающую собой одностороннее, в большей степени безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Посредством налогов в  госбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в добывающие отрасли, сельское хозяйство, железные дороги, автострады и др.

Перераспределительная функция носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды.

Налогообложение – это  совокупность философских, экономических  и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, в большей степени безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов хозяйствующих субъектов в общегосударственное пользование.

4. Может ли функциональное распределение  доходов служить достоверным источником оценки социального расслоения в обществе?

Да. Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности. Функциональное распределение дохода показывает доли дохода, приходящиеся на труд и капитал, а нашей задачей является проследить изменение соотношений долей труда и капитала в совокупном доходе общества, выявить причины изменения и оценить их.

5. Назовите самые главные, на  ваш взгляд, причины усиления государственного вмешательства в экономику в 20 веке.

Государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д.

Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики.

Следующей важной причиной вмешательства  государства в рыночную систему  саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий.

Причиной участия государства  в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов: ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Еще одной оправданной  причиной вмешательства государства  в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ: национальная оборона, уличное освещение, образование, медицина, отрасли культуры и др.

Требует участия государства  также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

6. Перечислите критерии оценки  налоговых систем

К критериям оценки системы налогообложения, можно отнести:

  • добровольность исчисления и уплаты налоговых платежей;
  • ограничение количества видов налогов и сборов в составеналоговой системы;
  • ограничение числа льгот, предоставляемых как физическим, так и юридическим лицам;
  • справедливость распределения налогового бремени как между физическими, так и юридическими лицами;
  • упрощенность налоговой системы, в том числе простота перераспределения как налогов, так и их ставок между уровнями налоговой системы;
  • всеобщность охвата налогообложением всех субъектов налога и видов деятельности, за исключением доходов по пенсиям, стипендиям, пособиям на детей и т. д.;
  • равенство всех субъектов налога перед законом и обязанностью нести налоговое бремя перед обществом и государством;
  • справедливость, согласно которой субъект налога с большим доходом должен нести большее бремя перед государством. Критерием принципа справедливости может выступать показатель, рассчитываемый по дифференциальной зависимости или степенной функции. Например, в качестве показателя могут выступать величины: возможность субъекта налога нести налоговое бремя; коэффициент налоговой ставки, рассчитываемый по выражению с учетом прожиточного семейного минимума;
  • исключение дискриминационности налогообложения не только по национальному, религиозному признаку, но и признаку выделения отдельных групп налогоплательщиков;
  • непроизвольность введения новых видов налогов, ухудшающих материальное положение налогоплательщиков;
  • единство экономического пространства, означающее, что все виды налогов, установленные законом, имеют одинаковую юридическую силу, единую налогооблагаемую базу и единые налоговые ставки;
  • однократность обложения объекта налогом. Фактически в настоящее время многие из объектов налогообложения облагаются неоднократно, что противоречит принципу, законодательно закрепленному в НК РФ. Однократно налог может быть изъят из суммы дохода налогоплательщика согласно выражению
  • возвратность сверх уплаченной части суммы налогоплательщику или зачета этой части в счет уплаты другого вида налога;
  • соразмерность взимаемой части налога с доходом налогоплательщика, т. е. налог должен взыскиваться в том случае, если доход субъекта налога превышает прожиточный минимум, что соответствует принципу справедливости.

 

 

 

Решить  задачи

Задача 1

Поля фермера, который  выращивает зерно, соседствует с  угодьями скотоводства, занятого разведением коров. Коровы скотовода время от времени причиняют ущерб посевам фермера. Дополнительная корова принесет посевам фермера убыток, равный 85 долл. Поступления от продажи дополнительной коровы скотоводом равны 150 долл., а издержки на ее выращивание составляют 60 долл. Прибыль от продажи зерна фермером (при отказе скотовода выращивать дополнительную корову) составила бы 70 долл. По какой цене фермер готов выкупить у скотовода право на выращивание дополнительной коровы?

Решение

Решение скотовода об увеличении стада на одну корову приведет к ожидаемым убыткам фермера, равным 85 долл. Если издержки увеличения стада на одну корову равны для скотовода 60 долл., то социальные издержки составят 145 долл. (85 + 60), в то время как социальная выгода – 150 долл. (цена продажи выращенной коровы).

Если участок земли  принадлежит фермеру, то он запретит прогон увеличенного на одну корову стада, и скотоводу придется с этим считаться. Скотовод готов предложить фермеру 90 долл. за разрешение прогона увеличенного стада (цена продажи дополнительной коровы за вычетом издержек на ее выращивание), тогда как фермер согласится не меньше чем на 85 долл. (недополученная прибыль при отказе от выращивания зерна на площадях, близлежащих к дороге). Предмет для торга есть, и стороны остановятся на любой сумме в интервале от 85 до 90 долл. В результате торга фермер оставит неизменными свои посевы, а скотовод не будет увеличивать численность своего стада.

Если участок земли  принадлежит скотоводу, он согласится отказаться от выращивания дополнительной коровы за любую сумму, превышающую прибыль от ее выращивания – 90 долл. Фермер же будет готов заплатить любую сумму до 85 долл. (прибыль от продажи зерна, находящегося под угрозой потравы). Предмета для торга нет и структура производства останется прежней – фермер не будет сворачивать посевы, а скотовод – увеличивать поголовье стада.

 

Задача 2

Если эластичность спроса по доходу на образование в регионе  равна 1, то каково будет воздействие  на расходы на образование в регионе  предоставление ему блочного гранта в 100 тыс. руб.? В настоящее время  регион тратит на образование 5% своего бюджета.

Решение

Эластичность спроса по доходу (Еd) показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (d) при изменении дохода потребителя (I) на 1%.

Формула расчета коэффициента эластичности:

Еd = Изменение спроса (в %) / Изменение дохода (в %)

Таким образом, расходы потребителей увеличатся на 100 тыс. руб.

 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономика общественного сектора"