Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:07, контрольная работа
1. Социально - рыночная экономика- экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни ч
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Институт региональной экономики и управления
По дисциплине: «Мировая экономика»
1. Дать определения следующим понятиям:
1. Социально - рыночная экономика- экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и
2. Многоукладность экономики - наличие в стране разных видов экономических укладов в виде форм осуществления хозяйственной деятельности, собственности, организации хоз
3.Открытая экономика - 1. Это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять экспорт и импорт
2. Это экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капита
4. Триансинформация административно-командной системы в рыночную систему.
Административно – командная система (централизованно – плановая). Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно – распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Программа реформ по переходу России к рынку.
Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
Чтобы можно было рассчитывать на успех, реформы должны быть быстрыми и комплексными, о чём свидетельствует не только практический опыт других стран, но и объективные законы экономики.
Предполагалось, что переход к рыночным отношениям должен опираться на шесть фундаментальных принципов. Эти принципы носят характер мирового опыта и ступают как азбука «перехода к рыночным отношениям». Итак:
- Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения.
- Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве, гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров.
- Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях.
- Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций, предоставление возможности для репатриации прибылей и конвертируемый рубль.
- Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрение государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политики, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры: транспорта и средства связи и др.
- Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета.
Программа экономической реформы должна заменить командную экономику Советского Союза системой рыночных отношений, но масштаб и сложность экономических преобразований, безусловно, требовали экономического сотрудничества с Западом.
5. Портфельные инвестиции - инвестиции в ценн
6. ИНТЕНСИВНЫЙ ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА – это такой рост народного хозяйства, который сопровождается повышением эффективности эконо
7. Прирост ВВП – это тенденция изменения ВВП в данный период по сравнению с прошлым периодом.
8. Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идёт о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.
9. Специальные права заимствования (англ. Special Drawing Rights, SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались. Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ. Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов. Основная цель создания: преодоление парадокса Триффина в рамках Бреттон-Вудской валютной системы — противоречия между международным характером использования и национальной природой валют.
Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.
10. Вертикальная диверсификация-(vertical diversification) вложение капитала в развитие производства, связанного с разными этапами обработки, сборки продукции выпускаемой и реализуемой предприятием.
Предприятия прибегают к этому виду диверсификации для того, чтоб снизить риски связанные с поставщиками и посредниками, для снижения издержек на производство.
2. Какие нижеприведенные процессы и явления, происходящие
в мировом хозяйстве, описываются при помощи понятий из
задания № 1:
Уровни интеграции;
Процесс транснационализации;
Современный этап развития мирового хозяйства;
Развивающиеся страны;
Мировая валютная система;
Промышленно-развитые страны;
Новые индустриальные страны.
Уровни интеграции - таможенный союз: является одним из уровней интеграции.
Процесс транснационализации может быть связан с таким понятием как «вертикальная диверсификация».
Современный этап развития мирового хозяйства - описывается с помощью понятий - открытая, многоукладная экономика,
Развивающиеся страны характеризуются через трансформацию административно-командной системы в рыночную.
Мировая валютная система - описывается с помощью понятия «специальные права заимствования»,
Промышленно-развитые страны можно соотнести с интенсивным типом экономического роста.
3. Определить положение подсистем в мировом хозяйстве на конец
XX века. Заполнить таблицу:
| Структура ВВП | Доля подсистемы в мировом | Темпы прироста ВВП | Тип экономического роста | Доля подсистем | |||
| Пример | Пром-ность | Сфера услуг | С/х |
|
|
|
|
ПРС | США | 20,9 | 78,2 | 0,9 | 75,7 | 2,2 | инетенс | 57,1 |
НИС | Аргент | 35,8 | 57,4 | 9,5 | 12,5 | 3,4 | интенс | 13,5 |
СЭЭ | Иран | 45,3 | 43,7 | 11 | 7,5 | 3,4 | интенс | - |
НРС | Мали | 17 | - | 45 | 2,2 | 1,5 | интенс | 37,0 |
СВиЦЕ | Болг. | 32,3 | 61,5 | 6,2 | 2,1 | 0,5 | интенс | 2,3 |
Сокращения, используемые в методическом пособии:
ПРС – промышленно-развитые страны;
НИС – новые индустриальные страны;
СЭЭ – страны-энергоэкспортеры;
НРС – наименее развитые страны;
СВиЦВ – страны Восточной и Центральной Европы;
МВВП – мировой валовой внутренний продукт;
РС – развивающиеся страны.
4. Найти среднедушевой ВВП за 2000 г. по ППС следующих стран:
Турция, Латвия, Бразилия, Россия, Германия, Малайзия.
1место: Германия - 23 400.00
2место: Мелазийя - 10 300.00
3 место: Россия - 7 700.00
4 место: Бразилия - 7 400.00
5 место: Латвия - 7 200.00
6 место: Турция - 6 800.00
Для определения ВВП на душу населения использованы расчеты на основе паритета покупательной способности доллара вместо простого пересчета данных ВВП в национальной валюте в доллары США по обменному курсу.
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что к странам с высокими доходами можно отнести Германию и Малазийю, со средними- Россию и Бразилию, с низкими – Латвию и Турцию.
5. На каком уровне интеграции находится НАФТА и МЕРКОСУР? Подтвердить свою точку зрения фактами.
Этапы интеграционного объединения:
Зона свободной торговли как первый этап интеграционного объединения связана с отменой (или сокращением) таможенных тарифов между странами-участницами; при этом каждая страна сохраняет за собой право иметь собственные тарифные ставки по отношению к третьим странам. Примером можно считать созданную в 1993 году Северо-Американскую Ассоциацию свободной торговли, включающую США, Канаду и Мексику (НАФТА). Особенностью этой группировки является минимальный уровень межгосударственного регулирования. Общая таможенно-тарифная политика согласовывается на периодических совещаниях руководителей или путем создания небольших координирующих органов.
К этому надо добавить дополнительные преимущества, возникающие в связи с ростом конкуренции и повышением производительности, сокращением времени пересечения товаров через границу, упрощением процедуры таможенного оформления и т. д. Ликвидация таможенных и прочих границ позволяет значительно увеличить объем производства, добиться экономии за счет массовости. Страна НАФТА не предполагают создание единой валюты, координацию внешней политики безопасности.
Ограниченность такой интеграционной группы проверки связана с возможностью использования неравенства таможенных тарифов (отдельных стран-участниц). Товары третьих стран, используя минимальный уровень налогообложения одной из стран, могут при отсутствии или минимальном уровне переработки свободно перемещаться внутри интеграционной зоны. Это подрывает интеграционный союз, осложняет проведение налоговой и таможенной политики.
На уровне зоны свободной торговли находится МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай, Чили, Боливия).
17 декабря 1992 года заключен договор о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). Договор, вступивший в силу 1 января 1994 года, подписали США, Канада и Мексика.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика»