Экономические категории
истинны, поскольку существует
те отношения, отражением которых
они являются. Различные экономические
школы рассматривают категории
с разных точек зрения, акцентируя
внимание на отдельных сторонах
и функциях.
4. Методы познания
экономической науки
Слово "метод" (от
греч. "methodas") буквально означает:
"путь к чему-то", "путь познания"
(или исследования). В самом общем философском
смысле оно означает способ познания как
определенную совокупность или систему
приемов и процедур с целью мысленного
воспроизведения изучаемого предмета.
Поэтому применительно к экономической
теории понятие "метод" — это путь
познания системы экономических отношений
в их взаимодействии с развитием производительных
сил, путь мысленного воспроизведения.
Система приемов не
может быть произвольной. Она
должна согласовываться с объективными
законами развития самой действительности.
Эту задачу призвана решать
методология как наука о системе
приемов, способов познания и
преобразования мира. Название "методология"
(от греч. "methodas" и "logos") буквально
переводится как учение о методах. Поскольку
объективными законами развития действительности
выступают, прежде всего, законы диалектики,
отражающие закономерности развития природы,
общества и человеческого мышления, то
диалектический метод является гносеологическим
инструментарием и логическим отражением
всей диалектики.
В то же время
в рамках данного метода должен
быть учтен субъективный элемент,
так как объектом экономического
анализа становится поведение
людей, а следовательно, человеческая
деятельность. К важнейшим категориям
такого подхода относятся потребности,
интересы, цели, мотивы поведения человека,
полезность, потребительная стоимость
товаров и услуг'.
Исследуя хозяйственные
процессы, экономическая теория
применяет ряд общенаучных методов
познания, то есть таких приемов,
которые используют и другие
общественные и естественные
науки. Важнейшими из них для
сферы экономики являются следующие
девять (рис. 1).
Рассмотрим данные методы.
Так, очевидно, что наблюдение (то есть
преднамеренное, целенаправленное восприятие
экономических явлений, процессов
в их реальном виде) и сбор фактов,
происходящих в действительности. Именно
благодаря этому можно, скажем, проследить,
как изменились товарные цены за тот
или иной период, как возросли объемы
производства, торговли и прибылей
предприятия.
В отличие от этого
эксперимент предполагает проведение
искусственного научного опыта,
когда изучаемый объект ставится
в специально созданные и контролируемые
условия. Например, чтобы проверить
эффективность новой системы
оплаты труда, проводят ее пробные
испытания в рамках той или
иной группы работников.
Активно используется
и такой метод, как моделирование.
Оно предусматривает изучение
социально-экономических явлений
по их теоретическому образу
– модели (от латинского modulus –
мера, образец), которая замещает сам объект
исследования. Особенно эффективно моделирование
на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать
наиболее рациональный вариант хозяйственных
связей того или иного предприятия, города,
региона, страны с их партнерами.
Метод научных абстракций,
или абстрагирование, - это особый
мыслительный прием, позволяющий формулировать
те или иные отвлеченные понятия
– так называемые абстракции, или
категории. Люди в своей повседневности
используют великое множество разнообразных
абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь
об этом.
Метод научных абстракции,
предполагающий отказ от анализа
поверхностных, несущественных сторон
явления с целью раскрытия
его внутренних, существенных, устойчивых
и всеобщих связей, выявления
действительной тенденции движения.
Результатом применения этого
метода становится "выведение"
(обоснование) экономических категорий.
Абстракция позволяет отразить
в идеальной форме содержание,
которое уже заложено в изучаемых
явлениях. Чем более содержательные
и емкие абстракции (в виде
категорий, дефиниций, понятий)
вырабатывает экономическая теория,
тем полнее и точнее они
отражают действительность, тем
эффективнее их использование
как инструмента познания.
Не менее важным
аспектом данного метода познания
выступает необходимость селективного
рассмотрения экономических явлений
или процессов под определенным
углом зрения при одновременном
игнорировании всех других свойств.
Так, при исследовании структуры
общественного способа производства
производительные силы рассматриваются
в качестве его вещественного
содержания, производственные отношения
— в качестве общественной
формы, а технико-технологическая
сторона производительных сил
(технологический строй производства)
в этом случае опускается.
Чтобы абстракция была
научной, необходимо определить
границы абстрагирования, доказать,
что рассмотрение экономического
явления или процесса в определенном
аспекте или под определенным
углом зрения не изменяет их
внутренней сущности, законы развития
и функционирования.
Методы анализа и синтеза
предполагают изучение социально-экономических
явлений как по частям – это
анализ (от греческого analysis – разложение,
расчленение), так и в целом – синтез (от
греческого synthesis – соединение, сочетание,
составление). Например, сопоставление
экономических показателей работы отдельных
шахт – это анализ, а определение общеотраслевых
результатов хозяйствования всей угольной
промышленности России – синтез (рис.
2).
Благодаря сочетанию
методов анализа и синтеза
обеспечивается системный, комплексный
подход к сложным (многоэлементным)
объектам исследования. Такие объекты
(системы) рассматриваются как
комплекс взаимосвязанных частей
(подсистем) единого целого, а
не как механическое соединение
каких-то разрозненных элементов.
Важность комплексного подхода обусловлена
тем, что вся экономика по существу состоит
из множества больших и малых систем (народное
хозяйство – из отраслей, отрасли – из
предприятий, предприятия – из цехов,
стоимость товара – из элементов затрат,
рынок – из многих секторов, ниш, участников
и т.д.).
Метод анализа
и синтеза
Анализ
Синтез
Изучение объекта по
частям.
Например,
анализ показателя
себестоимости по элементам затрат
(сырье, энергоресурсы, зарплата
и т.д.)
Изучение объекта в
целом.
Например,
определение показателя
себестоимости продукции
(как суммы всех затрат)
С методом анализа и
синтеза логически связано деление
экономической теории на микро- и
макроэкономику (от греческого mikros – малый
и makros - большой), которые предполагают
два разных уровня рассмотрения хозяйственных
систем
Две сферы экономических
исследований
Микроэкономика
Макроэкономика
Изучает отдельные
экономические единицы.
Например,
фирма, домохозяйство,
отрасль, цена конкретного продукта
и т.п.
Изучает экономические
системы в целом.
Например,
экономика страны или
мира, государственный сектор экономики
и т.д.
Так, микроэкономика имеет
дело с отдельными элементами (частями)
этих систем. Она изучает:
а) такие обособленные
экономические единицы, как отрасль,
предприятие, домашнее хозяйство;
б) отдельные рынки
(например, рынок зерна);
в) производство, сбыт
или цену конкретного продукта
и т.п.
Микроэкономический подход,
таким образом, близок к методу
анализа.
В отличие от этого макроэкономика
исследует хозяйственные системы
в целом, или так называемые агрегаты
(от латинского aggregatus - присоединенный),
то есть совокупности экономических единиц.
К таким агрегатам относятся мировая экономика,
национальное хозяйство, а также крупные
подразделения последнего – государственный
сектор, домохозяйства (взятые в совокупности),
частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь
на методе синтеза, оперирует обобщающими,
или агрегатными, показателями типа: валовой
объем продукции, национальный доход,
суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую
сферу входит и рассмотрение общих понятий
– стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.
Индукция и дедукция являют
собой два противоположных, но тесно
взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных)
фактов к общему выводу – это
индукция (от латинскогоinductio - наведение),
или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению
Достоевского, "собрать свои мысли в
точку". А рассуждение в обратном направлении
(от общего положения к частным выводам)
называют дедукцией (от латинского deductio
- выведение). Следовательно, смысл индукции
и дедукции вытекает из самой этимологии
этих слов. Так, факты увеличение роста
цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят
на мысль о росте дороговизны в стране
(индукция). Из общего же положения о растущей
стоимости жизни можно вывести отдельные
показатели повышения потребительских
цен по каждому продукту (дедукция).
Исторический и логический
методы (или подходы) тоже применяются
в единстве. Здесь подробное изучение
социально-экономических процессов
в их исторической последовательности
сопровождаются логическими обобщениями,
то есть оценкой этих процессов в
целом и общими выводами. Например,
детальное исследование конкретного
хода и особенностей строительства
социализма в ХХ веке в разных обществах
– это исторический подход. А
выводы на его основе (о неэффективности
экономики в соцстранах, о повседневной
утрате стимулов к труду, о товарных
дефицитах и пр.) – подход логический.
Наконец, весьма широкое
применение в экономических науках
имеет графический метод (от
греческогоgrapho – пишу, черчу, рисую). Он
отображает хозяйственные процессы и
явления с помощью различных систем, таблиц,
графиков, диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала. Так,
график зримо демонстрирует зависимость
тех или иных величин друг от друга, отражая,
скажем, связь между ценами на билеты и
числом театральных зрителей (рис. 4).
5
4
3
2
1
0
1 2
3 4
5
Число зрителей (тыс.)
Цена билета (д.е.)
Спрос на театральные
билеты
Рис. 4. График зависимости
числа театральных зрителей от цен
на билеты.
Нетрудно видеть, что здесь
имеет место обратно пропорциональная
(или отрицательная) связь: чем выше цены,
тем меньше зрителей. Это обуславливает
нисходящий характер кривой. В других
случаях мы встретим прямо пропорциональные
(или положительные) зависимости, которые
на графике выглядят уже восходящими линиями
(например, с ростом сбыта продукции доходы
предприятия тоже растут).
Заключение
Во всех определениях
экономической науки со стороны
известных и малоизвестных экономистов
красной нитью проходит мысль
о экономической жизнедеятельности человека
или общества в целом, его организационных
и управленческих основах, определяющих
эффективность производства как основы
предмета этой науки.
Однако расширенное
толкование указанного предмета
ведет к тому, что экономическая
наука включает в себя всю
совокупность функционирования
как отдельного производственного
звена - предприятия, фирмы (микроуровень),
так и всего национального
или интернационального хозяйства
(макроуровень). Можно было ожидать,
что наука, имеющая дело со
столь важными для благосостояния
человечества вопросами, привлечет
к себе внимание многих талантливейших
мыслителей каждой эпохи и
окажется теперь на подступах
к полной зрелости. Но в действительности
число ученых-экономистов было
всегда невелико по сравнению
со сложностью проблем, которые
этой науке надлежало решать,
и в результате она все еще
пребывает почти в младенческом
состоянии.
Одна из причин того
заключается в недооценке воздействия
экономической науки на достижение
высшего благосостояния человека.
В самом деле, наука, предметом
изучения которой является богатство,
часто представляется многим
исследователям на первый взгляд
отталкивающей, ибо те, кто больше
всего делает для расширения
границ познания, редко пекутся
о приобретении богатства ради
него самого.
Рассмотренные понятия
и категории, отражающие систему
производственных отношений, содержат
в себе прочные взаимосвязи
между собой. Каждая сторона
этих взаимосвязей характеризуется
своими особенностями, своими закономерностями.
Поэтому для производства характерен
один закон, для обмена и распределения
другие, для потребления и накопления
свои законы и закономерности.
Список использованной
литературы
1.
Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. Основы
экономической теории. М. Высшая
школа. 1993г
2.
Нуриев Р.М. Основы экономической
теории. Микроэкономика. Учебник для
вузов. М. Высшая школа. 1996г
3.
Рохлин Э. Основы экономической
теории. Микроэкономическая теория
рынков вводимых ресурсов. М. "Наука",
1996 г
4.
Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая
теория. Издание 4-е. Минск, 2005г
5.
Баликоев В.З. Общая экономическая теория.
Новосибирск, 1996г
6.
Клюни В.Л., Новикова И.В. Экономическая
теория. Минск, 2002г
http://baza-referat.ru/Экономические_категории_и_законы_Методы_познания_экономической_науки